Урок русского языка в 8 классе «Вводные слова и знаки препинания при них»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т.Суходол
Сергиевского района Самарской области
















Урок русского языка в 8 классе
Тема «Вводные слова
и знаки препинания при них»




Учитель Девяткина И.А.














Суходол, 2012
Цели урока: 1. Углубить представление учащихся о структуре предложений с
вводными словами.
2. Развивать умение отличать вводные слова от членов предложения.
3. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
учащихся.
4. Воспитывать чувство прекрасного, любви и патриотизма к языку,
природе, своей малой родине.

Оборудование кабинета: мультимедийные материалы, ИКТ, карточки.

Эпиграф: Мой дом желанный – Родина моя
С рекою Волгой, жигулёвскими лесами
Мой дивный край, родимая земля
С звенящими природы голосами.
Л.Павлова

Ход урока

Организационный момент

Наконец-то мы дождались тёплых, солнечных дней. Погода замечательная, так и хочется забросить учебники, сбежать с уроков и погулять по парку, улицам, площадям.
Когда я готовилась к уроку, мне в голову пришла замечательная идея: а что если мы с вами соединим полезное с приятным и совершим виртуальную экскурсию по нашему району. Согласны? Тогда вперёд. Я предлагаю нашу экскурсию назвать так: «Вводные слова и знаки препинания при них» и закрепить новый материал, изученный на прошлом уроке.
Откройте свои путевые блокноты, запишите дату нашей сегодняшней встречи и тему урока. Путешествие начнём с эпиграфа (зачитывается), который определяет цель нашего путешествия. Но перед тем, как отправиться, нам надо хорошо подготовиться. Чтобы описать свой посёлок и район в красивых, объёмных, осложнённых вводными словами предложениях, давайте сначала разомнёмся по темам: «Безударная гласная в корне слова», «Чередующиеся гласные в корне слова», «Способы связи слов в словосочетаниях».

Линвистическая разминка

- (Это наша первая путевая заметка). Вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание, определить части речи:
В..ликолепно, оч..рование, зам..рающий, п..йзажный, изг..баясь, насл..ждение, т..ржествовать, обл..ка.

-Определить способ связи слов в словосочетаниях:
Улицы посёлка, алмазный блеск, застывшее безмолвие, совершенная красота, величественно возвышаясь, лучи солнца, глядеть восторженно.
Эти красивые слова и фразы помогут нам в дальнейшей работе, ведь сегодня мы говорим о величии нашей малой родины. Любовь к родине начинается с любви к языку.

Проверка домашнего задания

А) Прочитать выразительно текст. Определить стиль и тип речи. Озаглавить текст.
Б) Охарактеризуйте предложения № 2 (двусост, обобщ слово при однородн чл)
№ 3 (двусост, обобщ слово при однородн чл, вводн сл, сост имен сказ)
№ 5 (односост, назыв, вводн предл)
№ 6 (двусост, 2 прич обор, 3 вводн сл)
В) Объяснить обособление слова в школе в пр-ии № 7 и постановку тире в пр-ии 8.

Текст домашнего упражнения.

Наш дивный, могучий, поющий язык – это дар, данный нам нашей Родиной. 2) В нём есть всё: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, слов и форм, и стихийность, и чёткость, и простота, и размах, и паренье, и мечтательность, и сила, и красота.
Несомненно, всё доступно нашему языку: гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков; ласковые шорохи и хрусты; травяные шелесты и вздохи. 4) В нём – вся поющая русская душа.
5) В нём, как нам известно, неисчерпаемое количество синонимов. 6) Человек совершенствующий свою речь умеющий выбирать из множества синонимов удачное слово, разумеется, может гордиться тем что он, во-первых, знает русский язык и, во-вторых, свободно владеет им. 7) Чтобы стать высококультурными людьми, нужно уже теперь, в школе, учиться в совершенстве пользоваться всеми богатствами языка.
8) Не жалеть его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу Родину.

4.Словарная работа.

Итак, мы с вами готовы к путешествию по окрестностям нашего района. С чего начинается Родина? Без чего не может жить человек, расти дерево, существовать язык? Конечно же, без своих корней и истоков. Поэтому я хочу рассказать вам об исторических корнях некоторых слов. Наша вторая путевая заметка, которую мы занесём в свои блокноты, называется «Этимологический диктант».
Этимологический диктант.

Благолепие – добрая красота (великолепие, нелепость) лепота
Запечатлеть – скрепить печатью, сохранить, укрепить в душе
Здание – зед (глина), зедать (строить, создавать),(зодчий, созидать,
первозданный)
Прелестный – лесть (ложь, обман, совращение)
Квартал – кварта (четверть, часть города, года) квартет
Обаяние – баять (говорить), колдовство посредством слов; ср.: очарование
Шедевр – шеф, довр (труд, достойный мастера), главное произведение

(написание слов проверяется на доске)

Продолжаем экскурсию. Раз мы завели разговор о прошлом, нельзя обойти стороной историю нашего района, его столицы, нашего посёлка. На примере данных предложений закрепим заодно и тему нашего урока.

5. Закрепление нового материала (продолжаем путевые заметки) – вставить подходящие по смыслу вводные слова и объяснить знаки препинания:

- Центром нашего района является село Сергиевск основанное Петром Первым и
названное так в честь Сергия Радонежского.
- История его богата и замечательна нужно немало страниц для её описания.
- Перечитав историю своей малой родины мы узнаем что прошлое нашего района
так же замечательно как и настоящее.
- Отечеством зовём мы нашу страну потому что в ней жили наши отцы и деды и
наша задача беречь её историческое наследие.
- Свою неповторимую историю имеет и посёлок Суходол который развивается и
хорошеет с каждым годом .

6. Работа с учебником.

Продолжаем наше знакомство с подобными примерами на страницах учебника.
- Упр. 276 (2,5,6,8,13,14) – трое учащихся по два предложения на доске.

7. Рефлексия.

Продолжая нашу экскурсию, попробуйте самостоятельно описать достопримечательности нашего района, используя предложения с вводными словами и объяснив их значение.
Одни ребята это сделают по опорным словам.
Другим предстоит закончить начатые предложения.
Третьи поработают творчески и составят свои собственные примеры.

Родной, благотворно, просторы, без всякого сомнения, действовать, человек, здоровье, на.
Так трогательно нежна родная природа, что

8. Итог урока.

Наша экскурсия подходит к завершению, и нам предстоит подытожить работу. Итак, вводные слова:
Выражают отношение говорящего к сообщению.
Не являются членами предложения.
Выделяются интонацией и запятыми.
Помогают собраться с мыслями, сделать речь логичной и последовательной.

9. Выставление оценок.

Спасибо, ребята, за сегодняшнее виртуальное путешествие. Мне было очень интересно работать с вами. Теперь, когда мы прикоснулись к прошлому и настоящему нашей малой родины, её просторы станут намного ближе и милее. А в благодарность за эту экскурсию я выставляю вам оценки.

10. Задание на дом.

Я надеюсь, что на этом наши прогулки не закончатся, продолжим их в виде переписки. К следующему уроку я жду от вас писем на тему: «Я достойный гражданин своего посёлка», в которых вы используете предложения с вводными словами.






























Родной, благотворно, просторы, без всякого сомнения, действовать, человек, здоровье, на.


Родной, благотворно, просторы, без всякого сомнения, действовать, человек, здоровье, на.


Родной, благотворно, просторы, без всякого сомнения, действовать, человек, здоровье, на.


Родной, благотворно, просторы, без всякого сомнения, действовать, человек, здоровье, на.


Родной, благотворно, просторы, без всякого сомнения, действовать, человек, здоровье, на.



Родной, благотворно, просторы, без всякого сомнения, действовать, человек, здоровье, на.


Так трогательно нежна родная природа, что


Так трогательно нежна родная природа, что


Так трогательно нежна родная природа, что


Так трогательно нежна родная природа, что









13PAGE 15


13PAGE 14215




15