Разработка урока по русскому языку Вводные конструкции и знаки препинания при них (7 класс)

Вводные конструкции и знаки препинания при них

Урок-практикум.

Цели урока:
Совершенствовать умения опознавать вводные слова, словосочетания, предложения; определять их значения; отличать вводные слова от омонимичного члена предложения.
Отработать практические навыки постановки знаков препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.
Закрепить умение определять стилистическую и смысловую роль вводных слов, использовать их в письменной и устной речи.
Развитие морфологической зоркости, логического и творческого мышления, связной речи учащихся.
Воспитание интереса к родному языку на основе практической работы.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Метод: Практический.

Оборудование: Раздаточный материал, таблицы.

Ход урока
Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Ребята, будьте внимательными и собранными, так как от этого будут зависеть результаты урока.
Анализ предыдущих работ показал, что не все из вас достаточно хорошо усвоили тему «Вводные конструкции и знаки препинания при них». Сегодня на практическом занятии мы рассмотрим те случаи, которые у большинства из вас вызвали затруднения.

2. Анализ предложения.
Так один ученик в предложении «Невдалеке, были видны скалистые берега.» поставил после слова «невдалеке» запятую, решив, что это вводное слово.
Докажите, что он ошибся. При рассуждении используйте вводные конструкции: во-первых, во-вторых, в-третьих, таким образом.

Ответ ученика:
Слово «невдалеке» не является вводным, так как, во-первых, оно не выражает отношение говорящего к высказываемой мысли;
во-вторых, отвечает на вопрос где? и является в предложении обстоятельством места;
в-третьих, его нельзя заменить другим вводным словом-синонимом;
следовательно, «невдалеке» - член предложения, а не вводное слово, поэтому отделять запятой в предложении его не надо.
- Ребята, у вас есть дополнения?
- Какой тип речи использовал ученик при ответе? Докажите. (Рассуждение)
Итак, чтобы не допускать подобных ошибок, необходимо хорошо усвоить понятие «вводные конструкции».

Что такое вводные конструкции?
Сформулируйте правило, какие конструкции называются вводными, какие они имеют значения?
Ответ ученика:
Вводные конструкции – это вводные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Вводные конструкции, как и обращения, не являются членами предложения и не имеют грамматической связи ни с одним членом предложения.
В устной речи вводные конструкции выделяются интонацией вводности (паузы, быстрое произношение), а в письменной – знаками препинания (чаще всего запятыми). Например: Подъем к горному озеру оказался, к счастью, вовсе не тяжелым.
По значению вводные слова и словосочетания делятся на группы:
Степень достоверности сообщения (большая степень уверенности, меньшая степень уверенности).
Различные чувства (радость, удовольствие, сожаление, огорчение, удивление, страх).
Источник сообщения (сам говорящий, другие люди).
Обращение к собеседнику (привлечение внимания, выражение вежливости).
Оформление мысли (связь мысли, порядок; способ оформления мысли).
Учитель:
Прокомментируйте ответ вашего товарища, используя вводные конструкции, и оцените ответ. (Я считаю, ответ был полный, правильный, последовательный, аргументированный. Можно поставить оценку «пять».)

Практическая часть урока.

Вспомните, какие три группы слов никогда не будут являться вводными? (частицы, союзы, наречия)
Возьмите зачетные листы, подпишите их.
Выполним первое задание.
- Запишите под диктовку слова в два столбика: в первый те, которые могут употребляться, как вводные, а во второй те, которые никогда не употребляются как вводные. Обратите внимание на правописание слов.

Вводные

Не являются вводными





конечно

как будто

по-видимому

едва ли

во-первых

вдруг

пожалуйста

обыкновенно

по-моему

вряд ли

следовательно

откуда-то

с точки зрения

неожиданно

неровён час

поэтому


Переходим ко второму заданию.
- Закрепим умения опознавать вводные конструкции в предложениях, определять их значения, правильно ставить знаки препинания при них.
Прочитайте предложение с интонацией вводности. Расставьте знаки препинания, составьте схемы к каждому предложению. Укажите значения вводных конструкций.

Вы я думаю привыкли к этим великолепным картинам.

Лес начал редеть но дождь к сожалению не прекращался.

Может впрочем она всегда такая, да я в этот раз не заметил.

Солнце и казалось само небо прятались за скалами.

А Катерина Ивановна в общем молодец!

По словам Л.Толстого «слово – дело великое».

Наверное самое трудное – это мужество многолетнего повседневного труда.

Задание 3.
В русском языке есть слова, которые могут употребляться и в роли вводных слов и в роли членов предложения.
- О каких словах идет речь? (об омонимичных).
Цель выполнения этого задания – закрепить умения отличать вводные слова от омонимичных членов предложения.
Прочитайте примеры и объясните, вводными или членами предложения являются выделенные слова. Расставьте правильно знаки препинания.
1. Эта безлунная ночь казалось была все так же великолепна как и прежде. Темное небо над освещенной улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом.
2. Поезд мчит меня к счастью. К счастью на всем своем протяжении река имеет большую глубину.
3. Давал три балла ежегодно и промотался наконец. Можно наконец обратиться к специалисту.
4. Погода была ветреная, ветер однако не совсем попутный. Он обещал заехать однако его до сих пор нет.

- Что же нужно знать, чтобы отличать вводные слова от омонимичных членов предложения? (место и значение)

Задание 4.
Вводные конструкции мы должны правильно использовать не только в письменной, но и в устной речи. Но порой в разговоре недостаточно грамотных людей они употребляются не правильно.
- Послушайте историю, которая произошла с Ильей этим летом. На что вы обратили внимание? (речь переполнена вводными словами)

- Устраните из текста лишние вводные слова.
Однажды в лесу я, это, испугался и от страха вскочил, это, на дерево. Лазать я, так сказать, умею, а тут страх, значит, еще прибавил мне, это, ловкости. Вот, влез я на дерево, понимаешь, и сижу, знаешь, наблюдаю

-Несут ли лишние вводные слова какой-либо смысл? (нет, они затрудняют понимание речи) Вывод: нужно следить за чистотой речи.
Вводные слова и сочетания слов, такие как:

ЗНАЧИТ
КОРОЧЕ
ТАК СКАЗАТЬ
ПОНИМАЕШЬ
СОБСТВЕННО ГОВОРЯ

старайтесь употреблять как можно реже, не злоупотребляйте ими!
Ребята, какие вводные конструкции используются общественным этикетом?

ИЗВИНИТЕ
ПОЖАЛУЙСТА
БУДЬТЕ ДОБРЫ
БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ
ПРОШУ ВАС

К какой группе слов они относятся? (слова вежливости)

Задание 5.

Введите некоторые вводные слова в текст, обозначающие вежливое обращение с товарищем.

Саша, верни мне .. мою книгу. Приходи сегодня вечером, будем вместе решать задачи по алгебре. А сейчас .. я спешу.

Этикетные слова помогают быть вежливыми.

Задание 6.

Вводные конструкции мы используем в зависимости от стиля речи при создании текста. Это задание выполняем по группам.

1 вариант
Представьте себе: вы – редактор газеты. Внесите поправки в текст. Расставьте знаки препинания. Уместно ли автор употребил вводные слова?

Тайга красива и в...личестве(н,нн)а во все времена года.
(во-первых)
Но в такую вот ясную осе(н,нн)юю пору особенно. Высоко в кронах
(конечно)
тихо попискивают (не) видимые птахи. Вдруг раздаё(т,ть)ся дробный стук. Дятел будто кому (то) телеграмму отбивает морзянкой о том что скоро наступят холода, пронесу(т,ть)ся
(таким образом)
метели, одевая тайгу в снега.

Прочитайте первоначальный текст.
Уместно ли автор использовал вводные слова?
Прочитайте отредактированный вами текст.
Назовите вводные слова. К какой группе по значению они относятся?
К какому стилю речи относится данный текст? Докажите.


2 вариант
Прочитайте текст. Исходя из особенностей содержания, стилистической характеристики, постарайтесь определить, в частях текста автор использовал вводные конструкции (в тексте они опущены). Определите значение вводных слов, которые, по вашему мнению, могут быть использованы в тексте. Какова их роль в раскрытии содержания?

В ру(с,сс)ком языке есть слова, бли...кие по значению. Бликие, но не тождестве(н,нн)ые. Что же их обединяет и чем они отличаются друг от друга?
Ра(с,сс)мотрим пример. (Не)устрашимый, лихой. Все эти слова обединяет общее значение: (не) испытывающий страха. А различия между ними едва заметны. . Слова отличаются оттенками значений: (не)устрашимый – очень храбрый, лихой – идущий на риск. ..слова различаются стилистической окраской: (не)устрашимый – книжное слово, лихой – разговорное.
..слова, бликие по значению, отличаются друг от друга смысловыми о(т,тт)енками или стилистической окраской.

К какому стилю относится данный текст? (научный)
Докажите: 1) логичность, т.е. все части располагаются строго последовательно от тезиса к доказательствам и выводу; 2) точность достигается широким употреблением терминов и специальной лексики.
Укажите значения вводных слов.
Что мы должны учитывать при использовании вводных конструкций? (каждая группа слов имеет свою область использования. Для художественного стиля характерны слова, указывающие на различные чувства, степень достоверности сообщения. Для научного стиля характерны слова, указывающие на порядок мыслей, их связь.)

- Чему учились на уроке?
Оценки
- Домашнее задание:
1 вариант: Упр.225 (По данным схемам составить и записать предложения с вводными конструкциями.)
2 вариант: Упр.216 (Написать сочинение-миниатюру по репродукции картина Карла Брюллова «Всадница», используя вводные конструкции.)







13 EMBED Word.Document.8 \s 1415

Root Entry15