Развитие речемыслительных функций у детей с особыми образовательными потребностями


Развитие речемыслительных функций у детей с особыми образовательными потребностями
Аннотация:
Как научить ребёнка писать словарные слова? Как добиться эффективности в усвоении младшими школьниками трудных случаев написания? Решению этих задач призван помочь предлагаемый материал: упражнения фонетического, словообразовательного, орфографического характера, занимательные и игровые задания, направленные на развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления, орфографической зоркости, памяти, внимания учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) обучения.Предназначено учителям начальных классов, педагогам групп продлённого дня, дефектологам, логопедам как коррекционных школ, так и общеобразовательных.
Социальная адаптация ребенка со сниженным интеллектом - одна из основных проблем коррекционной педагогики, успешное решение которой во многом зависит от уровня развития речи ребенка.
Речь играет важную роль в жизни человека. Являясь средством общения, мышления и регуляции поведения, она находится в тесной взаимосвязи со всеми сторонами психической деятельности, и, как отмечает В.Г.Петрова (1997), представляет собой одно из главных, необходимых условий развития ребенка, оказывает на него преобразующее воздействие, при этом совершенствуясь и приобретая новые виды, формы и функции. Уровень речевого развития ребенка оказывает существенное влияние на успешность его овладения учебным материалом.
Для детей с нарушением интеллекта характерным является общее недоразвитие речи, обусловленное основным нарушением.- А.К. Аксенова, Г.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова, М.Е. Хватцев и другие исследователи обращают внимание на недоразвитие у детей в определенной степени всех операций речевой деятельности: слабость мотивации, нарушение смыслового программирования, несформированность грамматического структурирования языковых средств, недостаточное владение приемами их использования в речевой деятельности, слабый контроль за выполнением речевой программы и др.
В условиях нарушения интеллекта оказываются несформированными все уровни организации речевого высказывания: смысловой, языковый, сенсомоторный. Медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах, общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее формирование динамических стереотипов! (С.Я.Рубинштейн, 1986), приводят к тому, что дети испытывают затруднения в овладении семантической и грамматической сторонами языка, фонематическим анализом и синтезом, моторной реализацией высказывания.
Программа специальной коррекционной школы и соответствующий ей учебный материал определяются с учетом интеллектуального и речевого развития учащихся.
Снижение интеллекта часто бывает осложнено речевыми расстройствами, преобладающим проявлением которых является лексико-грамматическое недоразвитие. У таких детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся школьников наблюдаются системные нарушения речи, при этом они характеризуются определенной спецификой, обусловленной особенностями психического развития (М.Ф.Гнездилов, Г.А.Каше, Р.И. Лалаева, В.Г.Петрова, СЛ. Рубинштейн, М.Е.Хватцев и др:)
Актуальность и значимость этих вопросов, а также их социальная значимость определили выбор темы и позволили сформулировать проблему исследования: каковы возможности привлечения специально организованной предметно-практической деятельности в качестве одного из средств формирования речемыслительных операций у младших школьников с нарушением интеллекта.
Речевая деятельность функционирует в рамках других видов деятельности, совершенствуя их и совершенствуясь сама, развивая все психические процессы. Речевое действие выступает средством связи между внешней (физической) и внутренней (психической) сторонами любой деятельности. С помощью речи осуществляются процессы интериоризации и экстериоризации.
Анализ и обобщение языковых закономерностей происходят при участии мышления, процесс усвоения языковых закономерностей начинается после слияния речи и мышления в единый речемыслительный процесс.
Речь и мышление, будучи не тождественны и имея различные генетические корни, неразрывно связаны друг с другом. Такая тесная связь позволила психологам и психолингвистам рассматривать речь и мышление в структуре единой речемыслительной деятельности. Основными ее операциями являются выбор языковых единиц различных уровней (фонем, артикулем, морфем, слов) и оперирование этими единицами по законам данного языка (звуковой и морфемный анализ и синтез, семантическое и грамматическое структурирование).
Развитие речемыслительных операций невозможно без создания определенной базы - сформированных мыслительных операций (анализа, синтеза и др.) на образном и символическом уровне.
В структуре дефекта при нарушении интеллекта отмечается замедленное и своеобразное развитие речи, которое проявляется в специфике овладения языковыми единицами и усвоения правил оперирования ими. Основной причиной этого является несформированность  мыслительных операций на абстрактном уровне.
Для развития мышления и речи в коррекционной педагогике традиционно используют те виды деятельности, в которых эти психические процессы развиваются. Одним из таких видов является предметно-практическая деятельность, благодаря которой создаются условия, способствующие полноценному психическому развитию детей: постепенное развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления в единстве с формированием речи при соблюдении стадийности в развитии мыслительных процессов.
Письменная речь – вид психической деятельности. Её усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание (особенно произвольное), мышление, которые обеспечивают умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования. К ведущим элементам организации навыка письма относятся мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция. Сформированность перечисленных психических процессов, их полноценное взаимодействие и регуляция необходимы для овладения всеми школьными навыками.
Психологическая основа формирования письма – построение обучения с учётом трёх блоков деятельности: мотивационного, операционного и контрольного, в каждом из которых особую роль играет внимание.
Итак, развитие речемыслительных функций это: развитие памяти, развитие мышления, развитие внимания. Другими словами, для успешного формирования учебных навыков детей необходим определённый уровень развития высших психических функций. Развитие речемыслительных функций осуществляется учителем на уроках русского языка, чтения и развития речи, на коррекционных занятиях, а так же на уроках ознакомления с окружающим миром.
Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребёнка писать словарные слова без ошибок, а детей с ООП научить этому вдвойне сложно. Для этого используются разнообразные приёмы и методы словарно-орфографической работы.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:
-понимания учеником значения изучаемого слова;
-сущности и характера содержащейся в нём трудности;
-установления связи данного слова с ранее изученными словами;
-сообщения и использования специальных приёмов запоминания;
-активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.
Слайд №2
В своей работе учитель может использовать следующие виды диктантов:
- зрительный (с предварительным разбором);
- картинный (запись слова по картинке);
- выборочный (с конкретным заданием);
- с использованием загадок;
- по памяти (запись слов по темам, по алфавиту);
- с комментированием;
- творческий.
Для развития памяти используются стихи-опоры и рифмы подсказки.
Слайд №3
Познавательную активность можно развивать, используя этимологические справки.
Слайд №4
Задания на замену развёрнутого определения одним словом способствуют развитию мышления.
Слайд №5
Упражнения – наблюдения над фразеологизмами. Вспомните, когда так говорят. Развитие памяти и образного мышления.
Слайд №6
Задание; назовите словарное слово, подчеркните буквы, написание которых надо проверять.
Успешность обучения детей всем предметам школьного курса полностью зависит от того, как сформированы навыки чтения. Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге для совершенствования беглого чтения и орфографической зоркости полезно использовать зрительные диктанты. Зрительные диктанты проводятся на уроках русского языка и коррекционных занятиях.
Слайд №7
Каждый раз предложение увеличивается на одну букву. На следующем уроке работа продолжается. Переход к предложению с увеличением количества знаков возможен только тогда, когда все учащиеся справились с предложением, в составе которого меньшее количество знаков.
Особую роль для развития речемыслительных функций играют речевые разминки, которые проводятся на начальном этапе урока, в течение 5 минут. Детям раздаются карточки с текстом, который соответствует их уровню.
Слайд №8
Тексты читаются «про себя» 1-2 минуты, после окончания чтения учитель предлагает 2-3 ученикам прочитать текст вслух. По мере увеличения темпа прочтения текстов объём увеличивается.
Развитие внимания, быстроты мышления.
Слайд №9
Учитель бросает мяч и называет слово во мн. ч., ребёнок возвращает мяч – это же слово в ед. ч.
Учитель бросает мяч и произносит слово; если мяч красный, ребёнок называет количество гласных звуков, если синий – согласных.
Учитель бросает мяч и называет слово. Ребёнок возвращает мяч и называет количество слогов.
Развитие фонематических представлений, фонематического и слогового анализа.
Слайд №10
Какое получится слово, если к нему добавить один звук , - в начале или в конце. Это упражнение способствует развитию произвольного и фонематического слуха.
Слайд №11
Развитие фонематических представлений, фонематического и слогового анализа. Какое слово получится если к нему добавить мягкий знак, или убрать?
Заключение.
Чтение и письмо - сложный процесс, так как выполняет роль речевого общения, способствует «закреплению и развитию навыков правильной речи и выработке умения использовать их в практической деятельности» (М.Ф. Гнездилов, 1961), «будит мыслительную деятельность, оказывает эмоциональное воздействие на личность, влияет на формирование положительных человеческих качеств» (С.Л. Рубинштейн, 1996), «даёт читающему усваивать исторический и общественный опыт» (В.В. Воронкова, 1994).Сегодняшняя школьная практика, психологи и методисты свидетельствуют о том, что учащиеся коррекционных школ слабо владеют навыками чтения и письма. Недостаточная сформированность навыков чтения и письма лишает выпускников возможности получать хотя бы минимальную информацию, предлагаемую через печатные издания. Кроме того, довольно характерной особенностью является также фрагментарное восприятие учащимися содержания читаемого произведения. Трудности понимания смысловой стороны текста обусловлены не только ослабленной способностью данной категории детей к установлению причинно-следственных зависимостей между отдельными информационными единицами, но и недостаточной мыслительной активностью, а также низким уровнем их общего развития.
Предложенные задания помогут активизировать речемыслительную деятельность, развить такие функции, как память, внимание, фонематический анализ и синтез, а также любознательность и кругозор.
Для того чтобы работа была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжёлой нагрузкой, цель которой ребёнок не знает и нее понимает. Не усложняйте задания с первого же занятия. Помните, что сохранение мотивации и подпитка интереса – главные задачи, которые стоят перед нами.
Литература:
Р.И. Лалаева, «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников». «СОЮЗ» СПб., 1998.
Н.В. Лободина, Русский язык. 1-4 классы, словарно-орфографическая работа. Волгоград, 2008.
Г.Т. Дьячкова, Диктанты 1-4 классы. Волгоград, 2009.
М.Е. Прокопенко, «Русский язык и чтение» 5-7 классы. Волгоград, 2009.