Выступление на педсовете Социализация личности обучающихся в условиях образовательного процесса


Педсовет по теме:
«Социализация личности обучающихся в условиях образовательного процесса»
Социализация (от лат. Socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Определяется социально-экономической структурой общества.
Многие из учителей, работающих в современной школе, начинали свою педагогическую деятельность во времена, когда наше государство имело название Советский Союз. И думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинство из учителей с большой долей ностальгии вспоминают организацию учебного процесса в советской школе (одна рабочая программа, четкие государственные образовательные стандарты, грамотно составленные учебники, от количества которых не кружилась голова). Но самое главное, что, проектируя учебный процесс и внеурочную деятельность, советская школа ориентировалась на конкретный, понятный всем социальный заказ, формулируя конкретные цели своей деятельности. Деятельность всех подструктур образовательной системы (школ, досуговых учреждений, секций, клубов, художественных и музыкальных школ) была достаточно успешной, в первую очередь, потому, что базировалась на одних и тех же принципах и направлена была на формирование одних и тех же смысложизненных ориентаций, т.е. институт образования в этом смысле представлял собой целостную систему. Бесспорным центром образовательной системы была школа. Именно там закладывались основы мировоззрения, усвоения социально-ролевых установок. И помогали этому пионерская и комсомольская организации, которым нет альтернативы в современной школе.
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений – все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми и создания условий для их нормального социального развития.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена следующая цель образования: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества.
Согласно Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации (от 18.12.2006г. № 1760-р) приоритетным направлением государственной молодежной политики является вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России.
Поэтому задачей педагога является объединение разных по уровню развития, интересам, способностям детей в коллектив, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития коллектива. Педагогическим инструментом этого развития является социальное творчество учащихся.
Почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям.
Сегодня выпускник должен быть:
- социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющего знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, сиротство, бродяжничество, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…
Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио является школа.
Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.
Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.
Важнейшими факторами социализации ребенка, являющиеся мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, являются детское общественное движение и ученическое самоуправление. Кабуш В.Т.: «Ученическое самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся».
Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, обеспечение возможности каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности, воспитание организаторов.
У нас в школе существует система самоуправления, которая является действенной помощью классным руководителям и администрации школы в вопросах организации досуга учащихся, профилактике правонарушений. Она состоит из ученического самоуправления в классах, школьного ученического самоуправления. В каждом классе работают органы ученического самоуправления, что приучает ребят к ответственности и помогает в организации работы коллектива. Самостоятельная деятельность учащихся в классе реализуется через дежурства, выполнение своих обязанностей (староста класса, физорг, журналист и т. д.), через подготовку классных часов и различных мероприятий. Деятельность детей корректируется классным руководителем. Органы школьного самоуправления формируются из классных активов. Каждый год проводится День самоуправления, где координирующая роль предоставлена Совету активистов. Совместно с зам. директора по УВР Седых О. В.( в этом году совместно и с педагогом-организатором Коротеевой Н. В.) ребята организовывают проведение данного мероприятия. День самоуправления – это возможность для старшеклассников попробовать свои силы в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям взрослой жизни, когда на их плечи ложится ответственность за обеспечение учебно-воспитательного процесса в течение всего дня. Дню самоуправления предшествует подготовка к проведению уроков, распределение обязанностей, выбор «администрации». Таким образом, каждый старшеклассник оказывается вовлеченным в подготовку и проведение мероприятия и может выбрать «роль» соответствующую своим интересам. Подводя итоги Дня самоуправления, учителя дают рекомендации, оценивают работу своих «дублеров». Успех Дня самоуправления во многом зависит от предварительной работы, которую проводят классные руководители 9,10-11 классов. Очень важно правильно выбрать ребят, которые выполняют функции администрации школы, т.к. от их ответственности и умения правильно спланировать и организовать как собственную работу, так и работу своих «подчиненных» зависит успех всего дела.
Совет активистов из старшеклассников с помощью учителей координирует работу различных секторов: культурно-массового («Досуг»), информационного, интеллектуального ( « Знание»), спортивного и др. Направления работы органов ученического самоуправления следующие: нравственное, патриотическое, трудовое воспитание. Каждый год в школе проходит множество мероприятий по данным направлениям. Следующие направления: спортивно-оздоровительное ( участие наших спортсменов в районных и областных соревнованиях под руководством учителя физкультуры Загоруйко В. М.), интеллектуально-познавательное (участие в школьных и районных интеллектуальных играх и конкурсах « Что? Где? Когда? ( в 2010 г. – призёры были и в 2014г), организация досуга, которым занимается культурно-массовый сектор (проведение мероприятий, праздников и дискотек), выпуск стенгазет, буклетов, видеороликов ( к различным мероприятиям, конкурсам, к знаменатальным датам, к праздникам), ребята самовыражаются, выражают свое мнение и отношение к чему-либо, самореализуются, учатся работать коллективно, творчески реализовываться.. Очень важно, продолжать эту работу, пока у детей есть желание и у нас есть возможности помогать им в этом.
В работе классных и школьных органов самоуправления необходима координирующая помощь взрослых, необходимо создавать условия для участия ребят в делах классного и школьного управления.
Проблемы:
1) Не всегда активное участие детей в каком-либо деле, мероприятии (Например: 9Б класс не принял участие в создании видеоролика ЗОЖ)..2)Недобросовестное выполнение обязанностей и поручений, возложенных на учащихся;
3)Пассивность со стороны классных руководителей в организации классного самоуправления и неактивное участие (нежелание) в школьном.
Умение правильно организовать работу по социально-профессиональному самоопределению школьников с учетом их возрастных и психических особенностей также способствует социальной адаптации выпускников в обществе, т.е. их социализации.
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность. Поэтому можно утверждать, что профессиональная ориентация должна стать приоритетным направлением в деятельности общеобразовательной школы, превратив знания, приобретенные в процессе обучения, из теоретических в действенные. Профориентационная работа реализуется через учебно – воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели:
1. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
2. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями.
В нашей школе проводится профориентационная работа педагогом-психологом, классными руководителями путём проведения тематических классных часов по профориентации, приезжают представители из разных учебных заведений, организуем экскурсии в пожарную часть, в прошлом учебном году мы присутствовали на Дне открытых дверей в филиале Железногорского политехнического колледжа.
Но существует ряд проблем в профориентационной работе:
Необходимо больше проводить тематических классных часов по профориентации приглашать представителей различных профессий на классные часы, сотрудничать с общественными организациями.
Только лишь некоторые классные руководители организуют экскурсии на предприятия (в основном информационный центр АЭС), в учебные заведения, выезжают куда-либо с детьми.
Данные проблемы все решаемы, классным руководителям необходимо пересмотреть отношение и проявить активность в профориентационной работе.
Сегодня содержание и методы среднего образования не отвечают требованиям современной социализации:
Содержание страдает преобладанием умственного компонента над этическим и эстетическим, низким уровнем физподготовки, содержательной перегрузкой программ и учебников;
Среди методов обучения преобладают вербальные, репродуктивные, многие основаны на принуждении – ты должен…
Ребенок в такой среде лишен выбора самому планировать свою деятельность.
Многие эти проблемы решаются через демократизацию школы: школьные традиции, нетрадиционные формы проведения уроков, классные и общешкольные мероприятия, коллективную творческую деятельность различных школьных и классных объединений, кружков и секций, общественную жизнь школы и ее сотрудничество с различными районными объединениями и организациями. Это дает возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться.
Снопова Т. К. «Внеурочная деятельность учащихся как важнейший ресурс успешной социализации».
Внеурочная деятельность - проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность выступает в качестве одного из основных компонентов социализации младшего школьника.
Рассмотрим некоторые особенности технологий, используемых во внеурочной работе.
1. Проектная деятельность.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
·направлены на достижение конкретных целей;
·включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
·имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
·в определенной степени неповторимы и уникальны.Цель работы над проектами в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся
2. Дифференциация по интересам
Дифференциация предполагает обязательный учет индивидуально-типологических особенностей учащихся, форму их группирования и различное построение воспитательного процесса в выделенных группах. Таким образом, дифференциация представляет собой, прежде всего, «различение», «разделение». Критерий этого разделения в данном случае - интересы учащихся.
3. Информационные и коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникативные технологии представляют собой процесс подготовки и передачи информации школьнику, средством осуществления которых является компьютер.
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
4. Направления и виды внеурочной деятельности
Основные направленияВиды деятельности: спортивно-оздоровительное; социальное; общекультурное.- игровая деятельность; - познавательная деятельность; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная деятельность; - художественное творчество; - социальное творчество; - трудовая деятельность; - спортивно-оздоровительная деятельность; - туристско-краеведческая деятельность.
Социальная адаптация возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе. Поэтому наша задача создать все необходимые условия для успешной социализации обучающихся. Но прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать
Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, ……. – т.е. социально зрелого. Для этого необходимо педагогу-психологу Петруниной Н. И. провести мониторинг по уровню социализации и «социальной зрелости» учащихся 8-11 классов.

Я думаю, что все проблемы решаемы, если вместе со мной активно будете работать вы, классные руководители, организуя самоуправление в классном коллективе, воспитывая в них те качества, которые необходимы для активного участия в любом деле и помогать выводить детей на новый уровень, школьное самоуправление. Не так много детей заняты в школьных делах. Работая вместе в системе, мы добьемся того, чтобы наше самоуправление развивалось и приносило результаты.
Решение:
Признать работу педагогического коллектива школы по социальной адаптации и социализации школьников системной и эффективной.
В урочную и внеурочную деятельность учащихся учебном году активно внедрять новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что способствует социальному и профессиональному самоопределению выпускников.
Классным руководителям при планировании воспитательной работы учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников образовательного процесса.
Классным руководителям 8-11 классов в течение учебного года, запланировать проведение тематических классных часов с приглашением представителей различных профессий, организовать экскурсии на предприятия совместно с заместитетелем директора по УВР Седых О. В.
Петруниной Н.И. педагогу-психологу ввести с 2014-2015 учебного года мониторинг по уровню социализации и «социальной зрелости» учащихся 8-11 классов.