Литературное краеведение как составляющая часть гуманизации образования.


Литературное краеведение
как составляющая часть гуманизации образования
Стрижевец Жанна Викторовна, учитель русского языка и литературы
Любовь к малой Родине – это нечто отвлеченное,
это и любовь к своему народу, к своей местности,
к памятникам её культуры, гордость своей
историей.
Д.С. Лихачев
Изучение литературы есть литературоведческое исследование ее истории. Задачи повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Д. С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Местное и мировое, индивидуальное и общечеловеческое в классических произведениях художественной литературы находятся в состоянии взаимопроникновения, составляют гармоническое целое, ведут к одной цели - воплощению духовных ценностей и культурных идеалов в живых и конкретных образах. Особая роль в установлении взаимосвязи литературы и культуры принадлежит литературному краеведению.
Актуальность предлагаемой темы обусловлена также общим состоянием культуры в России, отмеченным снижением духовных запросов общества, ослаблением интереса к чтению и книге, особенно в молодежной среде. Восстановление культурного потенциала страны возможно через активизацию внимания общества к содержанию и форме литературного образования. Литературное краеведение может сыграть особую роль в воспроизводстве традиций русской классической литературы, сосредоточенности на лучших чертах народа, его исторической целеустремленности к «правде жизни», сохранении высших духовных ценностей.
Литературное краеведение - специфическая область знания о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к "малой родине". Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе, способствует развитию мыслительной активности, вызывает устойчивый интерес к художественному слову.
Краеведческий материал может составлять содержание целого урока или же являться его элементом. Этот материал может излагаться на уроке как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения. Я стремлюсь к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае. Не зная прошлого, учащимся трудно оценить по-настоящему и современное; они не могут сравнить, представить, увидеть происшедшие изменения.
Начинать работу по литературному краеведению следует со сбора следующих сведений:
Какие литературные деятели бывали в нашем крае?
В каких произведениях литературы отображены люди, исторические события, быт и природа родного края?
Какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края?
Источниками таких сведений могут быть художественные произведения, очерки, воспоминания, письма писателей и их современников, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати, монографии о писателях, летописи жизни и творчества писателей, справочники и путеводители по родному краю, газеты и журналы.
Я использую краеведческий материал на всех этапах урока для пробуждения интереса к теме, для расширения кругозора, знаний о своем крае, для решения воспитательных задач.
В ряде случаев следует начинать рассказ о писателе с использованием местного материала, что обеспечивает активное внимание учащихся и интерес ко всей теме. Такое краеведческое вступление помогает заинтересовать школьников, приблизить к ним отдаленное прошлое, создать определенную эмоциональную атмосферу на уроке. Обычно используемый местный материал невелик по объему и выступает как краеведческое дополнение к определенной теме, расширяя и углубляя литературные знания учащихся, но в некоторых случаях на краеведческом материале может быть построен целый урок.
Литературное краеведение может сыграть значительную роль в воспроизводстве культуры в регионе. Именно русская классическая литература с ее исканиями высшего смысла жизни сосредоточила в себе опыт исторического становления мордвы как  нации на основе высоких моральных принципов и духовных ценностей. 
Уроки с элементами краеведения я разрабатываю вместе с учениками. Примеров на сегодня у нас много. Ограничимся лишь несколькими.
М.Е.Салтыков-Щедрин.
Писатель появился в Пензе в начале 1865 года, служил в этом городе председателем губернской казенной палаты. М.Е.Салтыков-Щедрин побывал во всех трех городах Мордовии – Саранске, Инсаре и Краснослободске, входивших тогда в Пензенскую губернию. В Саранске помимо того писатель побывал ещё четыре раза.
Со свойственной сатирику остротой М.Е.Салтыков-Щедрин во многих произведениях использует свои наблюдения, полученные в нашем крае. Он беспощадно изобличает провинциальную отсталость, застой общественной жизни, кумовство и круговую поруку небольшой кучки власть имущих дворян.
Характер проблем многих городов, в которых бывал писатель и которые послужили ему прототипами, совпадал, делал их типичными для всей русской провинции. Приметы городов и сел мордовского края мы находим в «Пошехонских рассказах», повести «Испорченные дети» и других.
Л.Н.Толстой.
В 1869 году, после завершения работы над романом «Война и мир», писатель отправился в путешествие по России, конечным пунктом которого было село Ильмино на реке Суре. Четвертого сентября 1869 года Лев Николаевич проездом сделал остановку в Саранске.
В пределы Мордовии Толстой въехал с северной стороны по Старой большой московской дороге, обсаженной с обеих сторон березами. Эта дорога шла через Арзамас, Лукоянов, Починки. Толстой проследовал через село Богородское-Голицино (ныне Первомайск) Ромодановского района, через Лямбирь и по той же большой дороге, проехав городской лес, въехал в Саранск.
Л.Н.Толстой всего лишь около двух дней пробыл в Мордовии, но зоркий глаз великого художника увидел многое: он заметил и правильно оценил хлебородные саранские черноземы, которые ему напомнили родные тульские земли, он отметил и живописность природы Мордовии, но вместе с тем он с особой силой почувствовал здесь и то бескультурье и невежество, на которое обрекло самодержавие широкие трудящиеся массы России и в особенности в национальных районах. По собственному признанию писателя, на пути от Нижнего Новгорода до Саранска он «не встретил ни одного цивилизованного человека».
А.К.Толстой.
Достойны внимания и романтические путешествия в Мордовию известного русского поэта, тончайшего лирика, драматурга и автора историко-художественных баллад Алексея Константиновича Толстого. Многие его поэтические создания: «Средь шумного бала случайно», «Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», хорошо нам известны. Однако мы мало знаем о том, что многие из них были связаны со здешним краем, вдохновлены романтической любовью поэта к нашей землячке, Софье Андреевне Бахметевой (Миллер, Толстой). Её родиной является село Смольково.
За время с 1851 по 1855 год А.К.Толстой пять раз побывал в Смолькове в гостях у Софьи Андреевны и её родственников. Во время этих поездок поэт бывал и в Саранске.
Ощущение теплоты обстановки в Смолькове способствовало творчеству поэта. И об этом он делится своими мыслями с будущей женой: «Я все думаю и грущу о Смалькове… Мне кажется, это-кульминационный пункт моей жизни… Я не заметил зиму, ни дурной погоды. Мне казалось, что была весна, я вывез из Смалькова впечатление зелени и счастья…»
Н.С.Лесков.
В творчестве Н. С. Лескова обращает на себя внимание упоминание реки Суры, сел Селикса и Мордовский Ишим (повесть «Очарованный странник»). Нам важно знать и о том, что писатель, живя в Пензенской губернии, часто бывал в мордовских деревнях, интересовался жизнью и бытом мордвы. Об этом свидетельствует то, что в произведениях писателя, хорошо знавшего губернию, упоминаются Саранск, Инсар, Краснослободск. 
В.Г.Короленко.
В повести В. Г. Короленко «В голодный год» писатель «...вывел колоритные образы представителей мордовского народа». Он несколько раз бывал на территории нынешней Мордовии, что нашло отражение в его очерках и рассказах. Так, в июне 1890 г. В. Г. Короленко съездил в Арзамас (ныне Нижегородская область), конечно же, зная, что «...первопоселенцами «Эрземаза» были мордва-эрзя. «Маз» означал красный, красивый, то есть хороший, знатный город, где жили эрзяне. Также В. Г. Короленко посетил с. Дивеево Ардатовского уезда и мордовские деревни Нижегородской губернии.
Посетив с. Старые Пичингуши Ельниковского района, литератор писал: «Мордва - народ вообще менее сдержанный, и притом дело здесь усложняется несомненными злоупотреблениями сельских властей. В избе стоит гул жалоб, которых я никак не могу прекратить ...И жалобы, упреки, едкие замечания стоят в воздухе во все время моей работы. Мордва, очевидно, надеется, что приезжий «его благородие» все-таки кое-что запишет». Кроме того, Короленко посещал Починки, Большое Болдино, где встречался с мордовскими женщинами, а также был в с. Пермеево Ичалковского района, д. Раксажены Большеигнатовского района, в г. Сарове.
С.А.Есенин.
Сергей Александрович Есенин… Вряд ли найдется человек, кому незнакомо это имя. Поэт много раз был проездом на станции Рузаевка, охотно вступал в разговор с жителями и работниками депо. По воспоминаниям матери Есенина – Татьяны Фёдоровны - однажды к ним домой приехал беспризорник из Рузаевки с запиской от поэта, где тот просил мать приютить парнишку. Так и жил парнишка из Рузаевки долгое время в семье Есениных.
Поэт начал писать о мордве еще в годы своей юности. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива» (1915) поэт явно намекает на то обстоятельство, что русские и мордва еще в условиях самодержавной России исторически слились в единую семью: «Затерялась Русь в мордве и чуди». Известно уважительно-любовное отношение поэта к мордве, которое особенно ярко проявилось в обобщении: «Край мой! Любимая Русь и Мордва»!
А.С.ПушкинГлубокий интерес к жизни и культуре мордовского народа проявлял великий русский поэт А. С. Пушкин. Причина тому - близость родового имения Пушкиных с. Болдино, расположенного в трех километрах от эрзянского с. Пикшень Большеболдинского района Нижегородской области. В 1830 г. поэт впервые приехал в Болдино. Архивные данные Симбирской губернии дают возможность сделать вывод о том, что А. С. Пушкин проезжал через Мордовский край. О пребывании Пушкина на территории нынешней Мордовии, в Большеигнатовском и Ардатовском районах, сохранилось множество воспоминаний. Рукою Пушкина сделана запись на мокшанском языке: «Оцюм кайбас, бог». Пушкин интересовался мифологией и эпическими сказаниями мордовского народа. В 8-ой главе «Истории Пугачева» он дает подробное описание пребывания Е. И. Пугачева в г. Саранске, показывает его встречу с местным населением.
Это очень важно знать читающей аудитории, учитывая то, что в Мордовии есть пушкинские места, где проживали и пребывали потомки и родственники великого поэта. Предания, бытующие в селах Большеигнатовского района, повествуют, что в период трехмесячного пребывания в Болдине Пушкин посещал соседние с его имением села Пикмень, Ракмазон, Чукалы, Селищи. Кроме того, сыновья А. С. Пушкина в 1854 г. приобрели у помещицы Суковкиной в Мордовской даче Ардатовского уезда Симбирской губернии 669 десятин земли и основали там новую деревню под названием Александровка. Предполагается, что название новой деревни братья дали в честь своего отца.
В Воскресенской Лашме, теперь пригороде Ковылкино, часто бывала у своей сестры (по матери) А. П. Араповой старшая дочь поэта М. А. Пушкина, приезжал туда и сын поэта — Александр Александрович, бывали там и внучки поэта Надежда и Анна — дочери Александра Александровича. При участии потомков А. С. Пушкина в Воскресенской Лашме проводились литературные вечера. Они проводились и племянницей поэта М. Л. Пушкиной, которая длительное время проживала в г. Краснослободске.
А.И.СолженицынАлександр Исаевич Солженицын - лауреат Нобелевской премии, автор знаменитого рассказа «Один день Ивана Денисовича» и романа « Архипелаг ГУЛАГ». Его дорога на фронт началась в 1942 году в городе Саранске. По воспоминаниям Солженицына Саранск в те времена представлял собой «три домика на ровном месте».
А вот отрывок из романа « Архипелаг ГУЛАГ»:
«На тихой станции Торбеево по перрону прошёл старик в лаптях. Крестьянка остановилась против нашего окна с опущенной рамой и через решётку долго смотрела на нас…. Девочка лет десяти ..смотрела очень строго, не по летам, так смотрела, что , думаю, засняла нас навек. Поезд тронулся - старуха подняла персты и истово, неторопливо перекрестила нас.» В последнее время наблюдается тенденция потери интереса к предметам гуманитарного цикла, особенно литературы. Методическая формула «рассказ о писателе – чтение произведения – обсуждение – сочинение» исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать ученику объемное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит в выработке новых средств работы с художественным текстом, чтобы он приобрел объем, стал звучащим, многогранным. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Список использованной литературы
1.Васильев Н.Л. Русские писатели в Мордовском крае (18-начало 20 в.): словарь-справочник / Н.Л.Васильев. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2013
2.Воронин И.Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1976
3. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия. Журнал «Ценности и смыслы», 2010, №2
4.Никонова М.А. Краеведение. Издательство: Академия, 2009 г.
5. Савин О.М. «Твоё имя помнят люди…» Страницы мордовской Пушкинианы.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1987
6.Седова Л.В. Русские писатели и мордовский край: учебное пособие для 5-11 классов - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2005