Статья Принцип экологизации образования


Колесникова Т.А.,
учитель географии гимназии № 79 города Алматы, кандидат педагогических наук
Принцип экологизации образования
Человечество, по образному выражению В.И.Вернадского, превращается в геологическую силу, способную изменить лик планеты, преобразовать окружающую действительность, разрушить механизмы целостного функционирования биосферы в планетарном масштабе. Это обстоятельство позволяет говорить об угрозе глобального экологического кризиса.
Греческое слово "кризис" в переводе означает "глубокое расстройство системы". Как известно, свойства системы не определяются простым набором составляющих её частей. Природа — это особая система, где все её компоненты тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга, взаимопроникают друг в друга.
Думающее человечество осознаёт необходимость поиска путей выхода из кризиса с наименьшими потерями. Это обеспечивается изысканиями базисных положений для построения будущей жизни.
Слово "кризис" в переводе также означает "решение". Правильное решение приходит тогда, когда становится ясна анатомия события, когда вербальному и невербальному интеллекту удаётся проникнуть вглубь происходящих событий, а также когда это понимание проникает в массовое сознание (Н.В.Маслова, 2005).
Экологический кризис - это первая ступень кризиса всей цивилизации. Экологическую ситуацию планеты принципиально спасти может только экологично мыслящий и экологично живущий человек, любовно-творческая личность с эмоционально-ценностным отношением к Природе, к Миру. Такой человек, как считает академик Н.В.Маслова, владеет целостным мышлением и не возмущает биосферу, социосферу, ноосферу последствиями неадекватных Законам природы мыслей и действий.
Выход из кризиса возможен, если человек овладеет целостным мышлением, конгруэнтным Законам природы (экологично и экологически мыслящий человек), если он определится в аксиологических (ценностных выборах) сообразно Законам природы.
Формированию экологично мыслящего и экологично живущего человека способствует прежде всего экологизация образования. При этом предлагаем экологизацию образования рассматривать не как процесс, а как систему, в основе которой заложен один из дидактических принципов образования и воспитания учащихся. Мы предлагаем назвать его - принцип экологизации.
Принцип экологизации означает:
а) применение основных знаний, идей экологии в содержании не только школьных предметов, учебных дисциплин, но и всего учебно-воспитательного процесса;
б) обращение к естественным, присущим человеку от природы способам, методам и каналам восприятия информации без усиленной эксплуатации искурсивно-логического левополушарного мышления (принцип ноосферного образования) (определение Н.В.Масловой);
в) организация деятельностного подхода: применение экологических знаний на практике, формирование умений и навыков построения экологических прогнозов.
Принцип экологизации образования является важнейшим условием для познания и внедрения в жизнь человеческой цивилизации Законов природы, устойчивого развития и становления общества, ноосферы, для формирования целостного экологичного мышления, целостного знания о Природе Земли, о Законах Мироздания. Принцип экологизации способствует формированию экологической компетентности, воспитанию целостной высоконравственной личности, обладающей физическим, психическим, нравственным, интеллектуальным и духовным здоровьем. Этот принцип способствует формированию нового человека, который осознаёт себя в непрерывной связи с природой, который живёт в соответствии с Законами природы, формированию специалиста, который будет создавать новые технологии и технику, обеспечивающие реализацию концепции устойчивого развития. Принцип экологизации образования - это императив оптимального состояния Земли, фактор национальной безопасности любого государства.
Принцип экологизации должен основываться на непрерывности формирования экологических знаний, на их интеграции (вертикальной и горизонтальной) с другими предметами и дисциплинами, на гибкости, на вариабельности, гуманизации, на конгруэнтности природы и социума. Под интеграцией понимается не простое сочетание элементов нескольких наук, а систематизированное их внутреннее слияние, способствующее пониманию закономерностей природы, подъёму научных знаний на более высокий теоретический уровень, совершенствованию жизненного опыта обучаемых, активизации их творческих способностей, формированию самостоятельных суждений. Придерживаясь этой точки зрения, мы считаем, что экологические идеи должны реализовываться через интеграцию и синхронизацию отдельных учебных дисциплин.
Согласно принципу экологизации образования экологические знания и идеи должны присутствовать в преподавании фундаментальных и специальных дисциплин, причём на всех уровнях - фактов, принципов, законов, теорий и в результате способствовать формированию целостного экологичного и экологического мышления учащихся и воспитанию у них экологической культуры.
Академик Н.Н.Моисеев писал: "Сегодня много говорят об экологизации образования, и общая позиция здесь определена достаточно точно: экологическое ...воспитание и образование должны охватывать все возрасты, и экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы". Можно добавить - экологизации нравственности.
Строгое соблюдение принципа экологизации образования позволит сформировать нового человека, который осознаёт себя в неразрывной связи с природой, который научится говорить с природой на одном языке, не поступать вопреки Законам природы.