Программа по профилактике суицидального поведения среди подростков У меня есть жизнь


ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Моршанская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Приказом отПротокол Директор А.Д.ДобинПрограмма
«У меня есть жизнь»
(профилактика суицидального риска среди детей и подростков в условиях школы-интерната)
Для детей 7-16 лет
Срок реализации 2 года
Составила:
педагог-психолог
М.Н.Гребенщикова
Моршанск
2016 год
Актуальность
«Вот умру, тогда вы все будете знать!» Услышав такие слова из уст ребенка, редкий взрослый воспринимает их всерьез. Но по сведениям психологов более 80 % детей хоть раз в жизни задумываются о суициде.
Самоубийство - это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, как например, отчуждение, смерть близких, детство, проведенное в разбитой семье, серьезная физическая болезнь, невозможность найти работу, финансовые затруднения, наркомания. Последние годы многие молодые люди как один из способов решения жизненных проблем выбирают добровольный уход из жизни – суицид. Тема суицидального поведения достаточно серьезна и требует раздумий о реальных причинах, толкающих людей на физическое уничтожение своего организма. В современных условиях эта проблема становится все более актуальной во всем мире. Наша страна не является исключением. Более того, данный тип поведения детей и подростков перерастает в «массовый суицид», когда в попытке или завершенном суициде участвуют 2 и более человек.
Антигуманные отношения, насилие к детям, агрессия и жестокость достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Социальная ситуация такова, что она не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но влечет за собой и другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не желающих трудиться, не умеющих создать здоровую семью, быть хорошими родителями и др.
Среди неспециалистов распространено ошибочное мнение, что самоубийства вообще и юношеские в особенности совершают только психические больные, ненормальные люди. Анализ соответствующей литературы показывает, что не более 15% суицидальных попыток приходится на лица с психическими отклонениями (такими как шизофрения, умственная отсталость, пограничные расстройства, суицидальные попытки на фоне острой ситуационно обусловленной аффективной реакции).
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек
По данным ООНза последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.
Перед лицом детского суицида мы, взрослые, практически бессильны: у каждого второго маленького суицидента отсутствует так называемый пресуицидальный синдром — психологический симптомокомплекс, сопутствующий периоду формирования суицидального поведения. Иными словами, решение о смерти рождается в детской голове почти молниеносно, и времени на обдумывание ситуации или сопоставление фактов у его родных уже нет.
Множество исследователей считают, что большая часть детей, совершивших суицидальную попытку или суицид, были психически здоровыми.
Психологические объяснения причин суицидального поведения достаточно разнообразны.
Существует общественно-социальный механизм возникновения суицидального поведения. Личностные особенности будущего суицидента всегда накладываются на общественные процессы.
В результате социальных экспериментов, проводимых в нашей стране, такой социальный институт как семья потерял свое первоначальное значение. Из всех ведущих функций семьи (воспитательной, экономической, социальной,эмоциональной, обеспечивающей безопасность) доминирующей становится экономическая функция. В результате затрудняется прежде всего эмоциональное развитие ребенка – родителям просто некогда общаться сним. С каждым новым поколением все больше обедняются, все меньше дифференцируются эмоциональные структуры психики подростка. Отсутствие эмоциональной глубины.недостаточность эмоциональной энергии затрудняет освоение потока социальной информации. В результате в стрессовой ситуации снижается активность поиска конструктивного выхода. Этому же способствуют стандартизированные методы обучения в школе, снижающие творческое развитие личности подростка – с одной стороны, и превращающие его деятельность в манипулирование - с другой. А манипулирование неотрывно связано с развитием эгоизма, что в итоге вызывает чувство одиночества.беспомощности и снижает способность к формированию нравственных и профессиональных качеств и интересов. Вследствие этого складывается мироощущение, при котором искажается структура ценностей. Она сужается, срезая ступень духовных ценностей, так как они духовно не подкреплены. Такая система ценностей приводит личность в тупик, так как закрывает зону личностного роста. Остановка личностного роста ухудшает ориентировку в ситуациях.вызывающих стресс и адаптацию к ним.
Часто повышенный уровень притязаний не увязывается с личностными возможностями, которые не могут удовлетворить эти потребности. Следовательно возникает депрессивная структура мировосприятия.в результате чего увеличивается количество стрессовых ситуаций. так как человек начинает осуществлять неконструктивную деятельность.
С точки зрения практической наибольший интерес представляет выделение непосредственных причин суицидального поведения, которые обычно тесно связаны с ближайшим окружением: семейные проблемы, разводы, супружеские измены, повторные браки, алкоголизм одного или нескольких членов семьи, конфликты между супругами, враждебность между членами семьи, болезни, потери родственников.
Пояснительная записка
Разработанная программа базируется на анализе основных факторов и причин возникновения суицидального поведения у подростков, позволившего определить стратегию психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения воспитанников. Основная идея программы заключается в устранении социальных и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения за счет реализации психолого-педагогической работы
Цель программы: создание у воспитанников позитивного отношения к жизни во всех ее проявлениях, как к процессу сознательного построения и достижения человеком устойчивых отношений с собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи программы:
Раннее выявление детей, нуждающихся в защите и оказание экстренной помощи, обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и выявления проблем, возникающих в психологическом состоянии, межличностном общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки воспитанников разных возрастных групп в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детской эмпатии, развитие толерантности
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Созданные условия для своевременного выявления типичных кризисных ситуаций и факторов риска у воспитанников:
- научно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности педагогических кадров по профилактике суицидальных рисков
- подготовка и повышение квалификации педагогических кадров в сфере раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних
- постоянно действующая система взаимодействия с родителями
Участники программы:
- воспитанники школы-интерната;
- педагоги;
- родители;
Сроки реализации программы:
2016 – 2017 учебный год
2017- 2018 учебный год
Этапы работы:
Диагностический
Цель: получение достоверной и своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях воспитанников, выявление возможностей и склонностей детей, определение причин трудностей в обучении, поведении, выявление детей группы риска по суицидальному поведению
Коррекционно-развивающий
Цель: обеспечение продуктивного психического развития и становления личности , реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития, ослабление. Снижение или устранение отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии воспитанников, профилактика риска суицидального поведения.
Рефлексивный
Цель: анализ результатов деятельности психолого-педагогического сопровождения
Основное направление деятельности: активное приспособление
ребенка к социуму, включающее в себя принятие своего Я, успешное межличностное взаимодействие, эмоциональное благополучие.
Принципы реализации программы:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций образовательно-воспитательного процесса.
Методы выявления склонности к суицидальному поведению:
Важно помнить, что применяя те или иные методы и методики можно получить сведения о частичных личностных проявлениях, на основе которых составляется целостное представление о личности ребенка.
Если поведение ребенка отклоняется от общественно одобряемых норм, это может быть связано с нарушениями в развитии психики, эндогенными и экзогенными факторами.
Учитывая, что процесс становления личности детей направляется взрослыми, необходимо проводить исследовании е личности ребенка в общем контексте социальной ситуации развития.
Исходя из этого методы исследования личности можно условно разделить на две группы:
- Методы интегральной оценки личности ребенка в контексте социальной ситуации развития – проективные методы, наблюдение, методы изучения детско-родительских отношений;
- Методы исследования структурных компонентов личности с помощью опросников и тестовых тодик.Ожидаемый результат:
Организованная таким образом работа позволит:
- осуществлять социальную и психологическую защиту детей;
- снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток;
- организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
В результате реализации программы у воспитанников должны сформироваться следующие личностные качества:
Адекватная самооценка и уровень притязаний.
Низкий уровень тревожности
Отсутствие мотивации на деструктивные поведенческие акты.
Наличие установок на здоровый образ жизни.
Наличие коммуникативных навыков и рефлексивных умений.
Наличие умения противостоять личностному давлению со стороны окружающих.
Позитивные взаимоотношения воспитанников с родителями и сверстниками.
Преимущества программы:
В создании возможностей для эмоционального благополучия воспитанников, формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого воспитанника;
В создании возможностей для оказания помощи педагогам в организации образовательно-воспитательную работы с учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников;
В создании условий для своевременного выявления психологических проблем воспитанников и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Для наибольший эффекта программа реализуется как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога,социального педагога, администрации школы-интерната и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде.
Реализация программы:
Система программных мероприятий
№ Содержание работы сроки ответственный
1 Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации В течение года Соц. педагог
воспитатели
2 Составление базы данных по социально- неблагополучным семьям сентябрь Соц. педагог
3 Проведение индивидуальных профилактических бесед с детьми из семей социального риска В течение года Воспитатели соц. педагог,
психолог
4 Незамедлительное сообщение в администрацию школы-интерната, ПДН, КДН, отдел опеки и попечительства о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц. В течение года Воспитатели соц. педагог, психолог
5 Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди воспитанников. Пресечение всех случаев неуставных отношений с привлечением, при необходимости работников ПДН По необходимости Воспитатели соц. педагог, психолог
6.Работа с воспитанниками
«Волшебный цветок» (поговорим о здоровье)
1 группа октябрь Педагог-психолог
«Долой агрессию»2 группа ноябрь «Вирус сквернословия» 3 группа ноябрь «Учимся общаться» 4 группа декабрь «Как жить с родителями в мире»
5 группа декабрь «Я умею слушать других»
1 группа январь «Давай дружить» 2 группа январь Неделя психологии
«Радости - зеленый свет!»
1-5 группа февраль «Боремся со стрессом» 3 группа март «Противостоять агрессии»
4 группа апрель «Победить неуверенность в себе» 5 группа
май 7
Правовые классные часы:
Что ты должен знать об УК РФ (6 – 9 классы.)
Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 – 9 классы.)
Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы) Декабрь
Март
Апрель
Воспитатели, соц. педагог
8 Диспут для подростков «Жизненные ценности»8-9 класс Апрель
Психолог
9 Беседы по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор» В течение года, 1 раз в четверть Воспитатели,
Психолог
10 Конкурс рисунков «Радости-зеленый свет!»
(воспитанники 1-6 групп») Февраль Воспитатели, руководитель кружка ИЗО11 Организация работы в период школьных каникул по оздоровлению и занятости детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении Во время каникул Воспитатели, ПДО, специалисты
12 Вовлечение детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении, в кружки, секции, клубы по интересам Октябрь
Воспитатели
Работа с педагогами
13 Информационный буклет «Не пропустить тревожные звоночки!» Ноябрь Психолог
14 Памятка «Как добиться психологической комфортности в детском коллективе» Февраль Психолог
15 Наглядное пособие «Возник конфликт» Апрель Психолог
16 Памятка «Возрастные кризисы школьного периода» Май Психолог
Работа с родителями
17 Классные родительские собрания по профилактике суицида среди подростков В течение года Воспитатели
18 Круглый стол «Неприятности и приятности- общаемся с подростком» (родители 8-9 классов) Март Зам. директора по ВР, соц. педагог, психолог
19 Индивидуальные беседы, консультации В течение года Зам. директора по ВР, соц. педагог, психолог
20 Памятка «Возрастные кризисы – реагируем правильно» Ноябрь Психолог
21 Буклет «Услышьте своих детей» Декабрь Психолог
Памятка «Подросток- общаемся без конфликтов» Март Психолог
Диагностика
Воспитанники
22 Исследование социального статуса (1 – 6 группа)
Исследование уровня тревожности (5 класс)
Исследование уровня адаптации
Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины)
Склонность к отклоняющемуся поведению
(дети «группы риска»)
Определение уровня самооценки
Исследование семейного микроклимата Т. Шраиберг
Исследование эмоционально психологического климата в группах А. Лутошкин
Сформированность межличностных отношений в группе
Анкетирование для выявления степени удовлетворенности воспитанников жизнью в школе-интернате
Самооценка психических состояний личности
( опросник Г. Айзенк. адаптированный М. Хайкиной)
1 раз в год
Ноябрь
Январь
Октябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Октябрь
Октябрь
Воспитатели
психолог, соц. педагог
родители
23 Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин
Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин)
Январь
Апрель
Воспитатели
психолог, соц. педагог
Используемая литература
Бадьина Н.П., Преодоление последствий психической травмы у детей и подростков: Методические рекомендации для педагогических работников – Курган, 2005
Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция.-СПб., 2004
Кузнецова И., Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении// Школьный психолог.-2000.-№31.
Литвак М.Е., Мирович М.О., Как преодолеть острое горе.- Ростов-на-Дону: Феликс, 2000.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования .-М., 1999.
Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации/ Бадьина Н.П.. ГАОУ ДПО ИРОСТ.- Курган, 2011.
Синягин Ю.В. Детский суицид:психологический взгляд.- СПб, 2006
Шнейдер Л.Б.. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога / Школьный психолог, 2002.-№№11-24