Правовая игра Правовой калейдоскоп юного избирателя


МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области







Сценарий деловой игры
по правовому просвещению молодежи
«Правовой калейдоскоп избирателя»






Учитель: Калитина Ю.В.



















Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер с акустическими системами (колонками).
Участники: члены избирательной комиссии (жюри) - учителя и учащиеся
10-11-х классов; избиратели: две команды учащихся 10-11х классов (по 6 человек), а также виртуальный помощник - любознательный «Правовенок» на экране мультимедийного проектора. При отсутствии проектора можно использовать театрализацию, привлекая к исполнению роли Правовенка одного из учащихся.
В зале установлены флаги Российской Федерации и Курской области. На груди у участников команд - бейджики цветов Российского флага. Участники команд одеты во все белое. На экране мультимедийного проектора название мероприятия «Правовой калейдоскоп избирателя».

Ведущий: Юные друзья! Недалек тот день, когда вы перешагнете порог школы и, достигнув определенного возраста, примете участие в очень важном политическом событии нашего общества – в избирательном движении. Сегодня наша аудитория представляет собой небольшой избирательный участок, где работает наша уважаемая избирательная комиссия, а ее поддерживают активные избиратели. Но для того, чтобы наши демократические выборы прошли успешно, мы должны владеть багажом правовых знаний и их продемонстрировать. Из поколения в поколение до нас доходили мысли мудрецов, со временем бумага истлевала, и концы фраз стирались, но мудрость слов Внезапно слова ведущего прерываются музыкальным звоночком и на экране мультимедийного проектора возникает задумчивое лицо любознательного Правовёнка, который указывает на вопрос: «А почему все одеты в белое?»

Команды вспоминают историю. Допускается дополнительный ответ команды-соперницы.
(Ответ: Некоторые народы в древности, в частности римляне, за несколько месяцев до выборов, желая занять должностные ступени, выступали перед избирателями. Они ходили в белоснежных плащах - «кандидах», что означало, что их совесть чиста так же, как отбеленная ткань его плаща. От слова «кандида» и произошло слово «кандидат» - человек, стремящийся занять какую-нибудь должность, или быть избранным.)
На экране проектора возникает Правовенок и слово «понятно».

Первый фрагмент калейдоскопа:
Ведущий: - Итак, друзья! Свою работу мы начнем с тренинга «Я – руководитель фракции парламента». Задание командам: выбрать одного участника, который должен убедить присутствующих в том, что именно он может стать руководителем своей фракции.
Этап первый – 4 минуты. Каждый из выбранных участников сосредоточенно думает о своих достоинствах как человека, обладающего личной властью и претендующего на должностную власть. Рассказывая присутствующим о себе, участники используют следующие фразы: «Моя личная власть будет держаться на», а «Моя должностная власть будет держаться на»
Этап второй – 3 минуты. Каждая команда отмечает свои претензии к участнику команды- соперницы.
Этап третий – 3 минуты. Члены избирательной комиссии (жюри) отмечают отличившегося руководителя фракции, наиболее ярко убедившего аудиторию в своих достоинствах.

Второй фрагмент калейдоскопа: «Дружеское рукопожатие».
До начала игры команды подготовили пакеты с перечнем вопросов, предварительно согласовав с учителем темы. Для одной команды выбрана тема – «Всенародное голосование», для другой – «Избирательное право».
Руководители фракций (команд) передают друг другу на стол пакеты с подготовленными вопросами, на которых для поддержания морального духа написано «Желаю тебе, друг, удачи!». В течение 5-ти минут на фоне спокойной мелодии команды работают над вопросами. После чего пакеты передают на стол избирательной комиссии, где жюри отмечает качество поставленных вопросов и их ответов. Руководители фракций (команд) пожимают друг другу руки и продолжают работу.
Содержание пакетов:
Первая команда – второй Вторая команда – первой Необходимо ответить
«так»
1. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого голосования?
2. Всенародное голосование граждан по законопроектам и другим вопросам государственного значения называется.?
3. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны?
4. Как называется нижняя палата парламента Российской Федерации и ее количественный состав?
5. Что такое активное избирательное право?
6. Какие условия говорят о том, что человек не имеет права голосовать?
Ответы:
1.Средства, затраченные государством на проведение выборов, достаточно велики.
2. Референдум
3. Центральная избирательная комиссия Российской федерации (ЦИК РФ)
4. Государственная Дума, 450 депутатов.
5.Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, местного самоуправления и Президента страны.
6.Признание его судом недееспособным и нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда.

Третий фрагмент калейдоскопа: «Блиц-викторина».
Ведущий: А сейчас команды поучаствуют в блиц-викторине. Жюри учитывает быстроту
ответов и их качество.
1. В каком возрасте вы можете стать кандидатом на Пост Президента Российской Федерации? - (35 лет).
2. С какого возраста вы можете стать депутатом Законодательного собрания? – (21 год).
3. Как часто проходят выборы депутатов парламента? - (через каждые 5 лет).
4. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? – (с 18 лет).
5. За сколько дней до дня голосования составляются списки избирателей территориальной избирательной комиссией? – (за 26 дней).
6. С какого возраста гражданин обладает правом баллотироваться кандидатом в депутаты городской Думы? (с 18 лет).

Четвертый фрагмент калейдоскопа: «Мы – избиратели».
Ведущий: Перед вами имя существительное – «избиратель». Образуйте с этим словом словосочетания «существительное + прилагательное» в мужском, женском и среднем родах. После ответа участников команд на экране проектора дается правильный ответ: «избирательный бюллетень» - м. р.; «избирательная кампания» - ж. р.; «избирательное право»- с. р.

Пятый фрагмент калейдоскопа: «Избирательный бюллетень. Что мы о нем знаем?»
Ведущий: Одним из ключевых словосочетаний в предыдущем фрагменте калейдоскопа было словосочетание – «избирательный бюллетень». Вам нужно ответить на вопросы, имеющие непосредственное отношение к этому очень важному документу.
Первой команде (фракции) Необходимо ответить так
1. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
(«паспорт» или заменяющий его документ)
2. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
(«могу, если я не член избирательной комиссии, не наблюдатель, не кандидат»)
3. Он избирается путем всенародного голосования. Кто он?
(«Президент Российской Федерации»)
Второй команде (фракции) Необходимо ответить так
1. Можете ли вы заполнить бюллетень, не
заходя в кабину для голосования?
( «Да, это мое личное дело»)
2. Что нужно сделать, получив избирательный бюллетень?
(«Поставить отметку напротив фамилии одного кандидата, которому вы отдаете предпочтение. Затем опустить бюллетень в избирательную урну)
3. В случае отставки президента Российской Федерации следующие выборы должны состояться – когда?
(«Не позднее трех месяцев с момента отставки»)

Шестой фрагмент калейдоскопа: «Хочу все знать».
Члены избирательной комиссии (жюри) оценивают работу участников команд и задают вопросы касательно избирательной системы родного города. Учитываются качество и быстрота выполнения задания.

Содержание вопросов
1.Как называется законодательный (представительный) орган государственной власти Курской области?
Курская областная Дума
2. Сколько депутатов работает в законодательном собрании (Думе) нашей области?
Дума состоит из 45 депутатов.
3. Входят ли в систему государственной власти в Российской Федерации органы местного самоуправления?
Нет.

Седьмой фрагмент калейдоскопа: «Правовые документы».
Ведущий: В каких правовых документах говорится:
Первой команде: Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (правильный ответ: Конституция РФ).
Второй команде: заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (правильный ответ: Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).
Финальная часть. Подведение итогов.
По завершении «избирательной кампании» члены «избирательной комиссии» (жюри) подводят итоги, отмечают работу «руководителей фракций», активность участников команд, качество поставленных вопросов и ответов.
Всех участников команд жюри награждает грамотами «Будущему избирателю России» в номинациях: «За яркость и неординарность мышления», «За находчивость и смекалку», «За оптимизм и качество выполнения заданий», «Лучшему знатоку избирательного права». Во время церемонии награждения на экране мультимедийного проектора появляется
любознательный Правовенок и слова: «Желаю всем счастливого будущего в России!»








«Гражданином быть обязан!» - правовая игра-конкурс для старше-классников
Форма проведения: игра- конкурс
В игре участвуют две соревнующиеся команды старшеклассников. Игра состоит из пяти конкурсных заданий. Победителем становится команда, получившая к концу игры наибольшее количество баллов.

1 конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
Командам раздаются карточки с изображениями различных сказочных персонажей.
Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и написать его на обороте карточки. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно подписанную карточку команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 4 карточки. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 2 балла.
1
2
3
4
Ответ. 1 карточка: Право на свободу.
2 карточка: Право на жизнь.
3 карточка:Право на владение личным имуществом.
4 карточка: Право на неприкосновенность жилища.

2 конкурс «АФОРИЗМЫ»
Команды получают по три набора карточек, на каждой из которых написано по 1слову. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
1 набор: добродетели, должны, законы, и, искоренять, насаждать, пороки (Цицерон, древнеримский оратор).
2 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного (Екатерина II, русская императрица).
3 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны (Цицерон, древнеримский оратор).
Ответ. 1) Законы должны насаждать добродетели и искоренять пороки.
2) Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить.
3) Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.


3 конкурс «ГОСУДАРСТВО»
Командам раздаются карточки с рисунками, на которых изображены символы (признаки) тех элементов, без которых государство не существует. Один важный признак отсутствует (пустая карточка). Необходимо дорисовать его и подписать. Время на размышление – 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла.
Территория
Власть
Суверенитет
Налоги
?
Ответ. Законы (законотворческая деятельность).

4 конкурс «ВЕТВИ ВЛАСТИ»
Команды получают карточки с различными ситуациями проявления власти. Необходимо разложить эти карточки в три стопки в зависимости от того, к какой ветви государственной власти относятся эти ситуации. На каждую стопку карточек команда должна положить полоску бумаги, на которой написать название соответствующей ветви власти.
Время на размышление – 5 минут. За каждую карточку, правильно соотнесенную с ветвью власти, команда получает 0,3 балла. Всего используется 10 карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
1. Министр принимает решение о строительстве завода (исполнительная).
2. Парламент принимает закон о государственной границе (законодательная).
3. Правительство принимает постановление об обеспечении всех школ страны компьютерными классами (исполнительная).
4. Суд выносит приговор человеку, совершившему кражу (судебная).
5.Прокурор выдает санкцию на проведение обыска в квартире подозреваемого в совершении преступления (исполнительная).
6. Государственная Дума принимает решение об объявлении амнистии (законодательная).
7. Конституционный Суд принимает решение о несоответствии Указа Президента Конституции страны (судебная).
8. Совет Федерации дает согласие Государственной Думе на отрешение Президента от должности (законодательная).
9.Президент издает Указ о помиловании группы осужденных (исполнительная).
10. Милиционер арестовал человека, подозреваемого в совершении грабежа (исполнительная).

5 конкурс «ВЫБОРЫ»
Командам раздаются карточки, на которых перечислены различные должности.
Необходимо отобрать карточки с выборными должностями. Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 0,5 балла. Всего 5 «правильных» карточек. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 2,5 балла.
1. Министр.
2. Командующий армией.
3. Президент России.
4. Мэр города.
5. Завуч школы.
6. Депутат городского совета.
7. Член Верховного Суда РФ.
8. Депутат Государственной Думы.
9. Районный прокурор.
10. Губернатор Курской области.
Ответ: Президент России, депутат городского совета, депутат Государственной Думы, губернатор Курской области области.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.



























Использованная литература:
1. Антонов В.В. Изучаем права человека. – М: Вита-Пресс, 1996. – 31 с.
2. Драхлер А.Б. Обществоведение. Граждановедение: вопросы к олимпиаде. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 192 с.
3. Драхлер А.Б. Граждановедение. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Я.В. Соколова «Граждановедение». – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
4. Никитин А.Ф. Право и политика: учеб. пособие для 9 кл. – М.: Просвещение, 2000. –191 с.
15