Технологическая карта урока технологии в 5 классе Сервировка стола к завтраку. Этикет.

Тема урока
Сервировка стола к завтраку. Этикет.

Дата урока
22.03.17г.

Тип урока
комбинированный

Цели деятельности учителя
Образовательные: познакомить учащихся с правилами сервировки стола, научить сервировать стол к завтраку
Развивающие: развивать логическое мышление, умение выделять общие закономерности, развивать познавательный интерес
Воспитательные: развивать эстетический вкус; сохранение и возрождение семейных традиций

Образовательные ресурсы
УМК по технологии, 5 класс; компьютер, проектор, презентация «Сервировка стола»; набор столовой посуды и приборов для сервировки стола; салфетки

Методы и формы обучения
Словесные: беседа, дискуссия
Наглядные: демонстрация
Практические: упражнения, практикум

Основные понятия
Меню, сервировка стола, столовые приборы, этикет.

Планируемые результаты

Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД

Научатся:
Составлять меню завтрака, подбирать необходимые предметы для сервировки стола, сервировать стол для завтрака.

Получат возможность научиться:
Различным способам сервировки стола, правилам этикета, вариантам складывания салфеток.
Познавательные: обще-учебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, делать умозаключения и выводы в словесной форме.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке, принимать и сохранять учебную задачу.
Самоорганизация, самоанализ выполненной работы, развивать навыки о культуре поведения за столом эстетический вкус, сервировку стола к завтраку, правилам этикета за столом.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока
Цели
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Психологически настраивает учащихся на урок. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя на изучение новой темы.
- Сегодня на уроке вы узнаете много нового, будете выполнять задания и за каждое правильно выполненное задание и правильный ответ получите по одному жетону. В конце урока мы подсчитаем жетоны у каждого, и все за работу на уроке получат оценки. Так что сосредоточьтесь и внимательно слушайте и выполняйте задания.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.


Личностные:
Самоопределение,
самоорганизация

Коммуникативные Планирование совместного сотрудничества с учителем
и сверстниками

Регулятивные:
- Способность прогнозировать деятельность на уроке



II. Актуализация знаний
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания
Включение в учебную деятельность
Целеполагание и постановка задач.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла с собой эти предметы.
(Демонстрация содержимого корзины.)
Скажите, пожалуйста, может быть, кто-нибудь догадывается, почему эти предметы я принесла к вам на урок?
(Ответы детей)
Конечно, молодец. Сегодня мы будем знакомиться с тем, как правильно накрывать стол.
А что значит накрыть стол?
Может, кто-нибудь из вас знает, как одним словом назвать все то, что вы перечислили?
Предположительные ответы детей:
-Сервировка стола
Правильно, молодцы, девочки! Сегодня на уроке мы будем говорить о сервировке стола, и тема нашего урока «Сервировка стола к завтраку». Слайд №2
А кто знает определение слова «сервировка»? Толковый словарь дает такое определение этого слова
Слайд №3 Сервировка стола – это подготовка его к завтраку, обеду или ужину, то есть расстановка всех необходимых предметов в определенном порядке.
Давайте занесем это определение в опорный конспект, который я вам приготовила. В течение урока вы будете заносить в него необходимые сведения и выполнять практические задания.
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Личностные:
Осознание своих возможностей.

Регулятивные:
Умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения признаков, дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме, Анализ объектов с целью выделения признаков.

Устные ответы

III. Изучение нового
материала
Сформировать понятия: сервировка стола, этикет.
Сформировать представление о последовательности предметов сервировки, правилах поведения за столом.

Мы вспомнили определение сервировка.
А зачем людям знать о сервировке, и всем ли это нужно?
Как вы думаете?
(ответы детей)
Да, действительно. Прежде всего, правильно сервированный стол добавляет красоту окружающему миру. Знание правил сервировки позволяет каждому человеку чувствовать себя раскованно и непринужденно на любом торжестве.
Значит, это нужные сведения для каждого человека. Вот об этом мы поговорим сегодня.
Настоящая хозяйка всегда уделяет особое внимание не только приготовлению вкусных блюд, но и сервировке стола.
Простой прием пищи не обязательно должен содержать какие-либо кулинарные изыски. В некоторых случаях в них нет необходимости, достаточно просто правильно сервировать стол.
А какие предметы мы для этого используем?
(ответы детей)
Правильно, для этого используются самые простые столовые приборы и кухонная посуда.
Но ведь очень много, как же выбрать нужные?! Оказывается, очень важно из всего многообразия кухонных и столовых принадлежностей выбрать ТОЛЬКО необходимые.
В опорных конспектах, которые лежат у вас на столе, есть задание №1 (слайд №4).
В задании изображены различные кухонные принадлежности. Давайте назовем их. (Перечислить)
А все ли они нам понадобятся при сервировке стола?!
Вам предстоит выполнить первое задание.
Из всего многообразия кухонных предметов, вам необходимо выбрать только те, которые используются для сервировки стола, и обвести их в кружок. Пока вы работаете индивидуально, я попрошу ______________ выполнить задание у доски.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1 «Предметы сервировки стола» – найдите те предметы, которые являются частью сервировки стола . На доске представлены предметы сервировки стола и кухонная утварь. Детям нужно выделить предметы сервировки стола. Один ученик работает с доской, остальные работают с опорным конспектом, обводя в кружочек те предметы, которые используются для сервировки стола).
А теперь посмотрим, что у нас получилось.
У кого также? Может, ____________, что-то забыла? Кто увидел?
Умницы! Таким образом, для сервировки стола нам необходимы:
Тарелки (Слайд №5)
Для завтрака нужны несколько видов тарелок. Закусочные – предназначены холодных блюд и некоторых горячих таких, как омлет, яичница и т.д. Пирожковые тарелки – для хлеба, булочек, бутербродов, конфитюра и т.д. Если в меню входит каша, то ее подают в столовой глубокой тарелке, которую ставят на закусочную.
Столовые приборы (Слайд №6) – столовый нож, столовая ложка, столовая вилка и чайная ложка.
Чашку с блюдцем (Слайд №7) называют необычно – чайной парой.
Необходимый предмет на каждом столе – это набор для специй и приправ (Слайд №8).
А какие специи могут быть на столе?
(ответы детей)
Молодцы. Правильно. К приправам относятся – уксус, горчица, хрен и т.д.
А для сервировки стола, кроме этих предметов, еще необходимы:
Скатерть
Любой стол украсит скатерть (Слайд №9,10) – она придаст уют, будет способствовать созданию хорошего настроения на весь день.
Форма скатерти зависит от формы стола. Она может быть прямоугольной, овальной, круглой или квадратной. Скатерти бывают из хлопка, льна, современных синтетических материалов.
Салфетки (Слайд №11) – неотъемлемая часть любого стола, особенно когда они красиво оформлены. Без салфетки невозможно соблюсти чистоту и опрятность за столом. Для сервировки стола используют два вида салфеток – тканевые и бумажные.
И конечно, ваза с цветами (Слайд №12), которая будет радовать вас в любое время года. Стол можно оформить любыми цветами – как живыми, так и искусственными, красивыми веточками, листьями, а также гирляндами из цветов
Готовясь к какому-нибудь семейному торжеству, все эти предметы можно подобрать по сочетанию цветов и тематике. Этим мы создадим определенную праздничную атмосферу.
Давайте посмотрим на следующие слайды презентации. Интересно, догадаетесь ли вы, к какому празднику или событию сервированы столы?!
Демонстрация 3х слайдов:
Слайд №13: новогодний стол. Что это за праздник? А как вы догадались?
Слайд №14: пасха. А это? Почему? Правильно! Молодцы!
Слайд №15: 14 февраля. Как вы догадались? Что именно указало вам на этот праздник?
Правильно. Молодцы. Вы очень внимательные. Действительно правильно подобранные предметы сервировки стола будут радовать в праздничный день.
Слушают учителя, задают вопросы, приводят примеры, ведут записи в опорном конспекте.

Личностные:
Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

Познавательные:
Владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации.

Регулятивные:
Планирование процесса познавательной деятельности
Устные ответы, индивидуальная работа, работа у доски.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Однако важно не только иметь все эти предметы, но и соблюдать определенную последовательность при сервировке (Слайд №16. Гиперссылка). В опорных конспектах представлены этапы сервировки стола, но они расположены хаотично. Вам необходимо указать правильную последовательность, расставив цифры.
Кто хочет работать у доски?
__________, выходи.
И так, давайте представим себе, что мы накрываем стол.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2 «Последовательность сервировки стола» – установить правильную последовательность сервировки стола (1 ученик работает на доске, расставляет цифры. Остальные работают с опорным конспектом)
Выполнение задания.
Давайте посмотрим, что же у нас получилось? С чего бы вы начали?!
___________________, расскажи нам, в какой последовательности ты накрывала стол?
_____________ рассказывает.
Комментарии учителя.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (слайд №17).
Проверьте у себя, вы правильно выполнили это задание?
Вы справились и с этим заданием! Молодцы!
Важно не только соблюдать эту последовательность, но и выполнять определенные правила. Например, в какую часть стола поставить вазу, тарелку или чайную пару. Правил этих очень много, а мы разберем некоторые из них.
Чтобы эти правила вы не только узнали, но и запомнили, мы выполним следующее задание.
Правила сервировки у вас уже записаны, но в них есть пропуски.
Вам необходимо вставить пропущенные слова, на которые в первую очередь следует обратить внимание. Показывать картинку, а дети должны проговорить ответ и записать слово.
Изучение правил сервировки стола с демонстрацией слайда презентации. Учитель читает последовательно правильно, учащиеся в своих конспектах записывают пропущенное слово. Слайд №18
Закусочная тарелка ставится строго (В КАКОЙ ЧАСТИ СТОЛА?) по центру напротив стула в 2х см от края стола
Пирожковая тарелка для выпечки, хлеба, масла и конфитюра располагается слева от закусочной тарелки
Вилку кладут слева зубьями вверх, столовый нож – справа от закусочной тарелки лезвием к ней
Если в меню входит каша, то к ней полагается столовая ложка, которая располагается справа от закусочной тарелки. Слайд №19
Чайная чашка с блюдцем и ложкой располагается справа по диагонали от закусочной тарелки. Ручка чашки и ложечка на блюдце должны быть справа, так ими будет удобнее пользоваться
Теперь вы знаете, как должен быть накрыт стол к завтраку.
Давайте проверим, насколько вы были сегодня внимательны и сможете ли найти ошибки в сервировке столов. Слайд №20
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3 – найти ошибки в сервированных столах на слайдах презентации (демонстрация 3х слайдов. Учащиеся внимательно изучают картинки, заметив ошибку в сервировке, поднимают руку и озвучивают ошибку).
Слайд №21: кто заметил ошибку? А как правильно? Молодец, _________!
Слайд №22: а на этом столе что не так? Кто нашел? Хорошо, ___________!
Слайд №23: кто внимательный? Правильно!
Слайд №24: А здесь?
Какие же вы внимательные! Ничего от вас не скроешь!
Итак, мы с вами выяснили, что нам необходимо иметь и знать для сервировки стола.
А теперь давайте представим, что сегодня к завтраку у вас будет гость. На завтрак у нас (меню на доске):
Яичница
Бутерброд
Чай
Слайд №25. Мы сервируем стол. Представим себе, что у каждой из вас есть красивая цветная скатерть – это листочек, на котором вы должны расставить приборы и посуду по всем правилам. Все необходимые предметы сервировки находятся у вас в конвертах.
Вам нужно выбрать необходимые предметы из конвертика, а закрепить выбранные предметы вы можете с помощью клея. А _______________ и _______________ будут выполнять задание у доски: ________________ будет сервировать стол, а ________________ будет работать на доске.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4 «Сервировка стола к завтраку» – сервировать стол к завтраку (1 ученик выполняет задание на доске, 1 ученик выполняет сервировку на столе, остальные – выполняют задание, используя подготовленные бумажные модели на цветном листе бумаги).
Давайте проверим вашу работу. Слайд №26
Проверка работы по критериям (Какие предметы? В какой последовательности? По каким правилам?)
А что мы можем использовать для украшения столов?
( ответы детей)
Правильно.
Скажите, вы научились сервировать стол к завтраку?!
(ответы детей)
А кто из вас сможет дома сервировать стол к завтраку?
Умницы! С учетом ваших самых маленьких ошибочек, мне кажется, что вы замечательно справились с этим заданием.
Слайд27,28
Сервировка стола – это один из элементов этикета. Этикет – это правила поведения и сервировки стола. Важно не только правильно накрыть стол, но и уметь вести себя должным образом. В ваших опорных листах написаны правила поведения за столом. А______________ нам сейчас расскажет об этом.
Работают в опорных конспектах и у доски. Отвечают на вопросы учителя.
Личностные:
Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

Познавательные:
Владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации.

Регулятивные:
Планирование процесса познавательной деятельности
Фронтальная работа.

V. Итоги урока. Рефлексия
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Анализ выполненных заданий; отметить наиболее удачные работы.
Обсудить затруднения, возникшие в процессе работы.
Выставление отметок по результатам проделанной работы.
Слайд29
- Что вам понравилось на уроке?
- Что интересного запомнили?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какие ошибки были допущены вами при выполнении заданий?
- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?


Отвечают на вопросы:
- Мне понравилось на уроке..
- Мне было интересно узнать.
- Я научилась
Регулятивные
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
подведение итогов своей познавательной, учебной, деятельности.
Устные ответы детей, подсчет жетонов.

Домашнее задание
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Слайд30
При всей нашей жизни «на бегу» сложно представить завтраки в кругу семьи. Совместные завтраки в будни – это скорее из области фантастики!

Сервировать стол на завтрак для всей семьи и принести фотографии поэтапного оформления стола в форме презентации.
Изучить правила поведения за столом.
Записывают Д/З в тетради.
Регулятивные:
умение выбрать задание по силам.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем



15