ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ
СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Современное общество переживает период, не имеющий в его истории аналогов по сложности, остроте и динамичности. Происходящие в стране перемены социально-экономического характера совпали по времени с общемировым процессом перехода от индустриального к информационному обществу. Новые требования рыночной экономики и формирующегося необычно быстрыми темпами информационного общества диктуют системе образования необходимость кардинально переосмыслить сущность всех образовательных целей и задач, форм, методов и содержания обучения молодежи. Откликаясь на требования современности, российские педагоги впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование её инновационной активности. (2)
Развитие личности происходит в процессе ее социализации. В Российской педагогической энциклопедии понятие «социализация» трактуется как процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация личности как таковая охватывает все процессы приобщения индивида к культуре, все виды коммуникации, с помощью которых формируется социальная природа человека, его способность участвовать в жизни общества. Факторы воздействуют на человека на протяжении всей его жизни, влияя на смысложизненные установки. Анализ процесса социализации приводит к выводу о том, что данный аспект можно понимать как усвоение отдельной личностью установок, социальных качеств, которые будут характеризовать молодое поколение на последующих этапах. (1)
Студенчество – это специфическая общность людей, ведущей деятельностью которой является учебно-профессиональная. Специфика этой группы состоит в том, что приобретение социально важных ориентаций и норм поведения затруднено отсутствием должного опыта, неустойчивостью во взглядах.
В настоящее время востребован набор личностных качеств профессионала – уверенность в себе, требовательность, мобильность, отзывчивость, организационные умения, социальная активность, самостоятельность и лидерские качества, а также физическая и эмоциональная выносливость; целеустремленность и умение воодушевлять других; энтузиазм; коммуникабельность, чувство юмора. Сегодня к конкурентоспособной личности, помимо вышеуказанных требований, обществом предъявляются и такие как здравый смысл, впечатляющая внешность, инициативность, высокая степень уверенности в себе, честность, ответственность, стремление к занятости и высокая трудоспособность, устойчивость взглядов, внутренняя и внешняя культура. Значимыми для жизни в современных условиях, помимо прочих, являются адаптационные способности личности. Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия требуют гибкости, умения предусматривать возможные изменения условий жизни. (3)
Перед общественными организациями, находящимися в общеобразовательных учебных заведениях стоят следующие задачи:
развитие организаторских способностей студенческой молодежи;
воспитание самостоятельности, ответственности, предприимчивости;
умение отстаивать свои права, делать выбор.
Одной из общественных организаций в нашем колледже является профсоюзная организация – это особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной, общественной деятельности молодежи, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности личности в процессе ее становления. Основной целью профсоюзной организации является формирование навыков самостоятельности, инициативности, включение студентов и обучающихся в различные сферы деятельности и формирование опыта самоорганизации. Работа студенческой профсоюзной организации способствует формированию социально - активной личности, так как мы преследуем следующие задачи:
защита социально- экономических прав и интересов студентов;
обеспечение членов профсоюза правовой защитой;
защита и сохранение студенческих традиций колледжа.
Наша организация предоставляет студентам следующие возможности:
1. Принимать участие в общественной жизни колледжа: на заседаниях профсоюзного комитета мы рассматриваем, вносим предложения в локальные акты колледжа, например:
Положение о размерах и выплаты стипендий учащимся и студентам образовательных учреждений СПО.
Положение о студенческом общежитии.
Положение о Студенческом совете общежития.
Положение о Совете колледжа.
2. Развивать свои личные и деловые качества: традиционно наша организация является участницей областных мероприятий, например: «Студенческий профсоюзный лидер», где наши профорги получают и опыт, и возможность общения с представителями различных профсоюзных организаций, и стимул для дальнейшего личностного и профессионального развития.
3. Расширять круг своих интересов и возможностей: наши студенты принимают активное участие не только в общеколледжных профсоюзных делах, но и, например, в Волонтерском движении молодежи Курганской области. В период летней смены они имели возможность участвовать в мероприятиях, формирующих культуру межличностного общения, культуру здоровья и здорового образа жизни, культуру досуга, активную жизненную позицию.
4. Получать практические навыки управления коллективом студентов и общения с людьми. Одним из направлений работы студенческого профкома для реализации данного аспекта является организация студенческого самоуправления, которому уделяется очень большое внимание.
В рамках самоуправления было рассмотрено и принято Положение о дежурной группе по колледжу, на основании которого был объявлен конкурс на лучшую дежурную группу, ставший традиционным. Победители данного конкурса поощрялись поездками в действующий Чимеевский монастырь, областной драматический театр на постановку спектакля по произведению У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», Ледовый Дворец г.Кургана.
Профком студентов МППК в своей работе поддерживает очень тесную связь со студенческим Советом общежития. В результате этого взаимодействия наше общежитие неоднократно было призером областных конкурсов студенческих общежитий и было отмечено дипломами и денежными премиями.
5. Приобретать опыт и навыки работы, позволяющие после окончания колледжа быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда. На наш взгляд, активное личное участие в жизни профсоюзов Курганской области способствует повышению конкурентоспособности на рынке труда.
Так, Тыжных Наталья, заместитель председателя студенческого профкома, являлась Лауреатом профсоюзной стипендии Областного комитета Профсоюзов за активное участие в деятельности профсоюзной организации, отличную и хорошую учебу.
Белоногов Антон, Будорагина Анна, профорги учебных групп, за участие в областных конкурсах «Лучший профсоюзный активист» были награждены дипломами Президиума Курганского областного комитета и ценными подарками.
Сатанина Алиса и Журавлёв Александр стали победителями областного конкурса «Студенческий лидер», пополнив копилку колледжа Дипломами за Второе и Первое место соответственно.
Студенческое общежитие не осталось в стороне от жизни первичной профсоюзной организации студентов: в областном конкурсе на звание «Лучшее студенческое общежитие среди общежитий системы СПО и ВПО» мы трижды занимали призовые места.
Участвуя в данных конкурсах, был получен опыт «держать себя перед аудиторией», владеть собой, своей речью и, в конечном итоге, суметь достойно представить наш колледж на областном уровне. Ведь на основе полученных у зрителей впечатлений, складывалось представление о нашей профсоюзной организации и учебном заведении в целом.
Таким образом, участие в работе студенческой профсоюзной организации, безусловно, способствует формированию социально активной личности, позволяет проявить положительные качества: организаторские, коммуникативные, креативные, реализовать свой внутренний потенциал. А это хорошая основа для будущего жизненного и профессионального самоопределения, залог уверенности в завтрашнем дне.

Литература:
1. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: учебник/Г.И. Козырева. – М.: ИД «Форум – Инфра – М», 2006. – 239 с.
2. Таранников, Н. В. Педагогика: учебное пособие для студентов ВПО/Н.В. Таранников. – Курган: ФГБОУ ВПО Курганский государственный университет, 2011. – 284 с.
3. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник/Г.М. Шеламова. – М.: Академия, 2008. – 176 с.


15