Избирательное право


План занятия
Дисциплина: Обществознание
Преподаватель: Шартнер Мария Юрьевна
Тема: избирательное право
Цель урока: пояснить суть избирательного права в РФ
Задачи урока:
Образовательная: Знать основные положения Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Иметь представление об основных принципах участия граждан в выборах.
Воспитательная: Воспитывать толерантность и чувство гражданского долга;
Развивающая: Способствовать становлению политической и правовой культуры
Тип урока: изучения новой темы
Форма урока: традиционная.
Оборудование: доска и мел, учебник.
Ход урока
План урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I.Организационный момент Проверка присутствия учеников и готовности класса к уроку.
Есть ли вопросы? Оглашают кого нет в классе.
II. Объяснение нового материала (Зачитывается эпиграф: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”). Такие слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок.. как вы их понимаете
Тема нашего урока: “Избирательное право”. Как вы думаете какую цель мы сегодня преследуем?

Отвечают
(показать необходимость активной жизненной гражданской позиции; неравнодушность к судьбе своей страны).
Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и неграждан. Вспомните какие права были у граждан? (право голосовать).
Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть.
? Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?
Через все виды выборов ( федеральные, региональные, в органы местного самоуправления) реализуется представительная форма участия граждан в политике.
Представительство интересов народа осуществляется в том случае, если выборы основаны на демократической по своей сути избирательной системы.В каждом государстве к настоящему времени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения.
Какие должности выбираемые, а какие назначаемые?
В России сложился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, должностных лиц федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется соответствующими ----федеральными законами. Они образуют избирательное законодательство.
Избирательная система – совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования.

Избирательное право – часть конституционного права
•Узкий смысл – политическое право избирать (акт) и быть избранным (пас) в органы гос.вл. и местного самоуправления
•В широком смысле + избирательные законы и др. нормативно-правовые акты
Активное избирательное право – право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.
•С 18 лет
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда.
Пассивное избирательное право – право быть избранными.
•С 21 года в представительные органы
•С 35 лет президентом

Ядром этих гарантий выступают принципы проведения выборов. Согласно ст.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» гражданин РФ участвует на основе: ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Принципы избирательной системы:
•Всеобщность ( - ограниченные•Равенство ( - неравные•Тайное голосование ( - с открытым голосованием•Прямые выборы ( - косвенные•Обязательность и периодичность
проведения выборов
? Прокомментируйте данные столбцы
? Какой вывод можно сделать?
( Осмысление демократической сущности современной избирательной системы РФ)
•Свобода и добровольность выборов.
Проблемный вопрос :

Данный принцип действует во многих демократических странах , в т. ч. В РФ.
А в некоторых странах, например в Италии, конституционно закрепляется, что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушение иногда предусматриваются юридические санкции: в Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы.
? Совместима ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями?
Гражданский долг как нравственная категория совместим с указанным демократическим принципом. За нарушение гражданского долга должны предусматриваться исключительно моральные санкции.
В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие независимо от пола, расы, вероисповедания.
Ценз – специальные юридические правила, ограничивающие допущение лиц а к пользованию какими-либо политическими правами.
•Российское избирательное право вводит два ценза: возрастной и оседлости.
•Все граждане, имеющие право избирать и быть избранными, имеют равные права и обязанности.
•Прямые выборы означают, что каждый гражданин сам, непосредственно принимает в них участие.
(США- граждане каждые 4 года избирают выборщиков -538 чел., которые избирают Президента)
Каждый российский избиратель вправе никому не рассказывать о своем выборе, реализуя это право тайным голосованием.
Избирательная система включает:
•порядок избрания Президента РФ;
•порядок избрания депутатов Государственной Думы;
•порядок избрания глав администраций субъектов Федерации;
•порядок избрания депутатов законодательных органов местного самоуправления.
В настоящее время в России действует немало нормативных правовых актов, которые определяют сущность избирательной системы, Субъекты Федерации могут принимать нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов: как создавать списки избирателей, избирательные участки, избирательные комиссии.


ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
•Конституция России
•Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
•Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
•Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
•Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
•Федеральный конституционный закон «О референдуме»
•Указы Президента РФ
•Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ
•Конституции республик, уставы краев, областей, акты глав администраций избирательных комиссий и др.
III. Закрепление нового материала С. 198 вопросы Размышляют
IV. подведение итогов Озвучиваю и охарактеризовываю оценки. Рефлексия урока (что запомнилось на уроке, что показалось не понятным). Даю рекомендации. Ученики
делятся своим впечатлениями
V.Объяснение домашнего задания П. 37, конспект, эссе с. 196Записывают полученное задание