Рабочая программа по элективному курсу избирательное право для 10 класса


Содержание
Стр.
1. Пояснительная записка……………………………………………3
2. Требования к уровню подготовки учащихся…………………….4
3.Учебно-тематический план………………………………………..5
4. Календарно-тематическое планирование.…………….................5
5. Содержание программы учебного предмета…………………….9
6. Формы и средства контроля………………………………………13
7. Перечень учебно-методических средств обучения……………..14
8. Перечень обязательного оборудования по обществознанию…..15
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу избирательное право для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067, зарегистрированного в Минюсте России 30.01.2013 №26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения»;
Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» (протокол №1 от 29.08.12, приказ №158 от 29.08.12);
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» на 2014-2015 учебной год;
Календарного учебного графика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» на 2014-2015учебной год;
Расписания уроков муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№4 г. Новый Оскол Белгородской области» на 2014-2015 учебной год;
Программы по элективному курсу избирательное право для учащихся 10-11 классов (Авторы программы Михайлевская Елена Александровна, Косенко Александра Васильевна, Иткина Дина Рифатовна. - Белгород 2008.)Учебника: основы избирательного прав учащихся 10-11 классов. Базовый уровень / сост. Михайлевская Елена Александровна, Косенко Александра Васильевна, Иткина Дина Рифатовна. - Белгород 2008.Преподавание осуществляется при помощи комплекта:
На изучение курса отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующую организацию процесса обучения:
в 10 классе на изучение прав человека отводится 35 часов при 1 часе в неделю
планируется провести контрольных тестирований –3 ( входное, промежуточное и итоговое)
Основные цели элективного курса:
создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции;
способствовать повышению активности и заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса в РФ.
Основные задачи элективного курса:
ознакомление учащихся с основами избирательного права в РФ;
развитие умения работать с нормативно-правовыми актами;
формирование гражданского, ответственного отношения к выборам;
развитие коммуникативных способностей.
Формы и методы работы:
интерактивные лекции, дискуссии;
работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, составление логических схем и таблиц);
изучение статистических материалов
изучение материалов СМИ, Интернет-материаловпроведение социологических исследований;
практические занятия по решению учебных задач;
выполнение творческих работ (рефератов, докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, слоганов и т.д.);
учебное проектирование.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Рабочая программа по элективному курсу «Основы избирательного права» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.
Предполагаемые результаты изучения элективного курса – при освоении курса учащиеся должны:
знать основные термины: избирательное право, избиратель, избирательные комиссии, избирательная кампания, выборы, референдум, кандидат, гражданин, агитация, процедура голосования, избирательный бюллетень;изучить основы избирательного законодательства РФ;
характеризовать избирательные системы;
объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и реальной жизни для: получения и оценки политической информации; участия в школьных общественных организациях; оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ.
3. Учебно-тематический план
Содержание Кол-во часов
10 класс Раздел 1. Общие вопросы избирательного права 10
Раздел 2. Субъекты избирательного права 9
Раздел 3. Стадии избирательного процесса 5
Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права»
7
Резервное время: 4
Итого 35
4. Календарно-тематическое планирование
10 класс

п/пНаименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Примечание
(подготовка к ЕГЭ) Цифровые образовательные ресурсы
план факт Раздел 1. Общие вопросы избирательного права Тема 1 1 Вводное занятие «Что надо знать о выборах?» 1 01.09 2 Основные страницы развития избирательного права в России. 1 08.09
3 Входной контроль (тест). Понятие, система и источники избирательного права 1 15.09 4 Принципы избирательного права 1 22.09 5-6 Избирательная система 2 29.09
06.10 7 Повторение по теме: Общие вопросы избирательного права 1 13.10 Раздел 2. Субъекты избирательного права Тема 2 8 Избиратели, участники референдума. Гарантии их прав 1 20.10 9 Политическая партия (основы правового статуса) 1 27.10 10 Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ 1 10.11 11 Кандидат на пост Президента РФ 1 17.11 12-
13 Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления 2 24.11
01.12 14 Депутаты местного самоуправления 1 08.12 15-16 Промежуточный контроль (тест). Избирательные комиссии 2 15.12
22.12 17-18 Система избирательных комиссий 2 12.01
19.01 19 Представители избирательных комиссий разного уровня
1 26.01 20 Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица. 1 02.02 21 СМИ как субъект избирательного права 1 09.02 22 Повторение по теме: Субъекты избирательного права 1 16.02 Раздел 3. Стадии избирательного процесса Тема3 23-24 Назначение выборов и референдума 1 23.02 25 Выдвижение кандидатов 1 02.03 26 Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ 1 16.03 27-28 Агитация 2 30.03
06.04 29 Голосование 1 13.04 30 Подсчет голосов и установление результатов голосования 1 20.04 31 Повторение по теме: Стадии избирательного процесса 27.04 Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права Тема 4 32 Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права 1 04.05 33 Административная ответственность за нарушение норм избирательного права 1 11.05 34 Итоговый контроль (тест). Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права 1 18.05 35 Повторение по теме: Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права 1 25.05 5. Содержание программы учебного предмета
Вводные занятия (2 часа)
Знакомство учащихся со структурой элективного курса, литературой по теме. Определение тем опережающих творческих заданий. Основные страницы развития избирательного права в России. Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси. Зе́мский Собо́р на Руси с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Городская дума –распорядительный орган городского управления в России. Государственная дума как представительное учреждение введена согласно Манифесту Императора Николая Второго. Учредительное собрание – представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции России в 1917 году. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» - важнейший конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. «Сталинская» Конституция 1936 года.
Раздел 1. Общие вопросы избирательного права (4 часа)
Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в России. Основы конституционного строя в России. Отраслевая принадлежность норм избирательного права. Система избирательного права. Источники избирательного права, их иерархия.
Основные принципы избирательного права: всеобщее избирательное право и право на участие референдуме; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование; обязательность и периодичность выборов; независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум; открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий. Установление избирательным законодательством условий получения и реализации избирательных прав – избирательный ценз.
Понятие избирательной системы. Основные типы избирательных систем. Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Раздел 2. Субъекты избирательного права (14 часов)
Категории избирателей. Носители избирательного права. Избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Избиратели-военнослужащие, члены их семей и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинской части. Избиратели, проживающие за пределами РФ или находящиеся в длительных заграничных командировках. Лица, осуществляющие регистрацию (учет) избирателей. Основания для регистрации (учета) избирателей. Составление списков избирателей, участников референдума. Сведения об избирателях. Включение граждан в списки избирателей. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.
Политическая партия – основной субъект пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Понятие политической партии. Требования к политической партии, предъявляемые законом (основы правового статуса). Устав партии.
Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Кандидат на пост Президента РФ. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления. Права и обязанности кандидатов; гарантии деятельности кандидата.
Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права. Принципы деятельности избирательных комиссий: независимость, гласность, сменяемость, соподчинение, коллегиальность. Статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса: назначение, объем и прекращение полномочий. Расформирование комиссий.
Система избирательных комиссий. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней. Использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы».
Наблюдатели. Кто может осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссий в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссий по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов или референдума. Права и обязанности наблюдателей.
Уполномоченные представители и доверенные лица. Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений. Доверенные лица политических партий. Доверенные лица кандидатов на пост Президента РФ. Статус доверенных лиц: назначение, гарантии деятельности, прекращение полномочий.
СМИ как субъект избирательного права. Понятие СМИ; государственные, муниципальные и негосударственные СМИ. Права СМИ при информационном освещении подготовки и проведения выборов. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. (бесплатное и платное эфирное время; бесплатная и платная печатная площадь).
Раздел 3. Стадии избирательного процесса (8 часов)
Назначение выборов. Инициатива проведения и назначение референдума. Субъекты принятия решений. Сроки принятия решений. Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ. Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ. Избирательная комиссия, организующая выборы. Составление списков избирателей, участников референдума. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума. Требования к образованию избирательных округов. Образование избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий. Лица, образующие избирательные участки, требования к образованию избирательных участков; органы, формирующие участковые избирательные комиссии. требования к формированию участковых избирательных комиссий.
Информирование избирателей: субъекты информирования, содержание информационных материалов.
Выдвижение кандидатов: общие положения о выдвижении кандидатов. Статус кандидатов: ограничения, связанные с должностным или служебным положением.
Выдвижение федеральных списков кандидатов политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Сбор подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов политической партии: количество подписей, необходимых для регистрации; период сбора подписей, место сбора подписей, запреты при сборе подписей. Проверка подписей избирателей. Регистрация федерального списка кандидатов политической партии; основания для отказа регистрации федерального списка кандидатов политической партии.Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ: самовыдвижение кандидата, выдвижение кандидата политической партией, сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, количество подписей, необходимых для регистрации, основания для отказа регистрации кандидата, регистрация кандидата на пост Президента РФ.
Агитация: понятие, формы, методы, ограничения. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий.
Голосование. Избирательный бюллетень: утверждение формы, текста и количества изготовления бюллетеней, защита от подделки, процедура передачи в нижестоящие избирательные комиссии. Информационные стенды в участковых избирательных комиссиях. Требования к помещению для голосования. Досрочное голосование. Время начала и окончания голосования. Голосование в помещении для голосования. Голосование по открепительным удостоверениям. Голосование вне помещения для голосования.
Подсчет голосов избирателей (участников референдума) и составление протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией. Обработка и установление итогов голосования в избирательных комиссиях в зависимости от уровня выборов. Определение результатов выборов (референдума): признание результатов выборов действительными, признание выборов (референдума) состоявшимися; признание результатов выборов недействительными; признание выборов (референдума) несостоявшимися. Повторное голосование, повторные выборы, дополнительные выборы. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов (референдума).
Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (3 часа)
Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения. Отмена решения о результатах выборов или референдума. Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов правонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.
Зачетные занятия (4 часа)
Итоговое тестирование. Организация обобщающих турниров, викторин. Подведение итогов работы учащихся в рамках элективного курса за учебный год: активность на занятиях, участие в школьных, муниципальных, областных олимпиадах и конкурсах по избирательному праву, результаты итогового тестирования и др.
6.Формы и средства контроля
С целью проверки знаний, умений и навыков учащихся в данную программу включены контрольные и текущие проверочные работы.
План выполнения программы Темы контроля и практических работ Дата проведения
10
класс Количество контрольных работ – 3 Входной контроль (тест) Промежуточный контроль (тест) Итоговый контроль (тест)
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
●      определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
●      установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего
образования;
●      осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
3. Итоговая аттестация обучающихся
Итоговая аттестация обучающихся 10 -11 классов проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ (тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются для организации уроков-практикумов, ученических проектов или для проведения различных форм контроля: тест, эссе, самостоятельная работа и т.д. Время проведения указанных форм контроля на уроке 5-20 минут. Оценки могут выставляться фронтально и выборочно.
Критерии оценивания
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски.  Оптимально на одной контрольной работе дать 15-25 заданий: (10-20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов)«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). 
7. Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
Основы избирательного права РФ: учеб. пособие для студентов вузов / В.А.Ершов. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192с.
http://www.1000knig.ru/s_series.asp?id=5&ss_id=13Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В.Плаксин. – М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007. – 64с. (включая электронный вариант)
Дополнительная литература для учителя:
Сборники Избирательной комиссии Белгородской области:
1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации- сборник лекционных материалов в помощь организаторам повышения правовой культуры избирателей/Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Е.А. Абашева, А.А. Ерыгин, В.И. Ерыгина, Г.В.Калитина, В.Н. Шовгеня.] – Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРРА», 2007.- 181 с.
2. Материалы для обучения будущих избирателей основам избирательного законодательства/Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Н.П.Великих, Г.В.Калитина, Л.Н.Москвитина.] – Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРРА», 2006.
3. Клубы избирателей и клубы молодых и будущих избирателей – эффективная форма подготовки организаторов выборов, повышения правовой культуры граждан: материалы областного конкурса на лучшие клубы избирателей, клубы будущих избирателей в Белгородской области: выпуск третий / Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.:Л.Б.Белая, Д.Р.Иткина.] – Белгород: КОНСТАНТА, 2008. – 316 сА также выпуски: №1- 2005 г., №2- 2007 г.
4. Библиотеки Белгородской области центры формирования правовой культуры избирателей: сборник материалов областного конкурса среди библиотек Белгородской области на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры избирателей. Выпуск третий. /Избирательная комиссия Белгородской области; [сост.: Л.Б. Белая, И.В.Буханцова, Н.П.Гоц, Д.Р.Иткина,]-Белгород: ООО «КОНСТАНТА», 2008. Вып.3- 201 с.
А также выпуски: №1- 2006 г., №2- 2007 г.
Дополнительная литература для учащихся:
1.Обществознание: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень / [Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008. – 415 с.: ил.
2. Урок права – глазами учителя. Материалы городского конкурса методических разработок среди педагогов муниципальных
общеобразовательных учреждений. – Белгород: Белгородская городская территориальная избирательная комиссия, Управление
образования администрации города Белгорода, 2007.
8. Перечень обязательного оборудования
по основам избирательного права
№п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Дидактическое описание Количество на 25 учащихся
Базовый уровень %
МАТЕРИАЛЬНАЯ СРЕДА// ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ// ИЛЛЮСТРАЦИИ// ПЛАКАТЫ//Комплекты таблиц
1. Комплекты таблиц по основам избирательного права
Служат для обеспечения
наглядности при изучении
материала, обобщения и повторения
25
СРЕДСТВА ИКТ
2. Ноутбук Используется учителем 100
3. Цифровой проектор Используется учителем и учащимися при коллективной работе 100
4. Экран настенный Предназначен для проецирования разных материалов 100
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
5. Энциклопедия Энциклопедия является уникальным познавательным средством для учителя и учащихся 75
СРЕДСТВА ИКТ// ЦИФРАВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕССУРСЫ//НФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
6. Цифровые образовательные ресурсы.
Информационные источники.
Обеспечивают потребности учащихся в информации по обществознанию, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. 65
7.
УМК по основам избирательного права УМК, включает в себя те учебники которые рекомендованы МРФ и входят в региональный перечень учебников по обществознанию на 2014-2015 уч.год100
8. Иллюстрации по основам избирательного права При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое
сопровождение.Дают наглядное
представление об изучаемых темах 30
9. Справочники по основам избирательного права Содержат схемы, определения системы понятий и т.д., покрывающие
потребности, базовых, профильных и
элективных курсов по обществознанию 70
10. Учебно-методические комплексы
по основам избирательного права
УМК, включающие учебники, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ, и
предоставленные правообладателем для свободного использования их
содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ.
Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе
классной, групповой и самостоятельной работы. 100