Статья Проектная деятельность в начальной школе в свете ФГОС на примере социального проекта,посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.


Проектная деятельность в начальной школе в свете ФГОС
В октябре 2009 года приняты стандарты нового поколения для начальной школы, по которым с 1 сентября 2011 г начали работать все общеобразовательные учебные заведения. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной и методической деятельности как на уровне управления образования деятельности, так и на уровне самого образовательного процесса. Ведущее место среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой, принадлежит сегодня методу проектов. Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Начинать проектную деятельность в начальных классах следует на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд, чем на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос, что изучать в рамках данных курсов.
Образовательный (учебный) проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Он может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок или на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в школе является метод проектов. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям любого возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Тем более,что в этом году исполняется 70 лет со Дня Победы.Поэтому 19 сентября 2014 года в начальной школе МБОУ лицея № 28 им.академика Б.А.Королева г.Нижнего Новгорода стартовал долгосрочный социальный проект » Дорогами войны» ,посвященный этой дате.
Информационная карта проекта
Актуальность проекта.Основополагающим был вопрос «Почему мы помним о празднике День Победы?» Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу перемен, происходящих в современном обществе все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания, но у детей существует интерес к этой теме. И этот интерес надо поддерживать и развивать.Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц Вов.
Цели проекта.Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну; развитие у детей активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи проекта. Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.Познакомить детей с основными событиями войны. Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в суровые военные годы.Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии.Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа.Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок
Адресная направленность. Проект рассчитан для учащихся всех 2-х и 4»В» классов, которые способны реализовать данную идею за 2014-2015 гг, работники библиотеки им. Крылова.
Социальные партнеры проекта.В ходе подготовки и реализации проекта необходимы партнеры, в качестве которых выступают учителя, родители,ветераны Вов, труженики тыла.
Вид проекта: информационно-творческий, коллективный, долгосрочный в сотрудничестве с образовательными учреждениями района города.
Ожидаемые результаты:понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;создание рукописной книги об участниках ВОВ – близких и родных ;вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве;повышение социальной компетентности школьников;проведение конкурсов стихов,стенгазет,презентаций.
Краткое содержание проекта:Проект помогает расширить знания обучающихся о событиях великой Отечественной войны, узнать больше о земляках участниках тех событий, изучить историю своей семьи. Он способствует формированию патриотических чувств, воспитанию любви к Родине, гордости за свой народ.
Учащиеся расспрашивали о событиях Великой Отечественной войны у своих родных, посещали ветеранов участников боёв и работников тыла, были в музее. Это вызвало у детей желание написать сочинение, стихи, нарисовать рисунок. Когда необходимый материал был создан, появилась необходимость оформить стенгазету, чтобы поделиться своими открытиями с учениками других классов.
Предполагаемый результат.Результатом проектной деятельности будет расширение знаний о событиях Великой отечественной войны, воспитание патриотических чувств, любви к родине, знакомство обучающихся с поисковой и творческой деятельностью через стенгазету, круглые столы, панорамы, встречи с интересными людьми.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Опрос детей.
Основной этап.
Проведение совместной деятельности.
Возложение цветов к мемориалу.
Выставка художественной литературы о ВОВ.
Знакомство с художественной литературой о войне.
Беседы «Наше Отечество. Начало войны»; «Поклонимся погибшим тем бойцам…», »Дети-герои», «Горьковская область во время Великой Отечественной войны».
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».
Художественно творческая деятельность: лепка «Вечный огонь», рисование «Памятник «Цветок жизни», «Памятник «Разорванное кольцо», Вечный огонь».Заучивание стихотворений о войне.
Классные часы о городах-героях.
Музыкально- поэтическая композиция «9 мая»
Заключительный этап.
Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей.
Проведение обобщающего занятия «Этот день победы».
Посещение митинга посвященного «Дню победы».
Возложение цветов к памятнику.
Формы и методы реализации проекта.
Беседы, конкурсы, тематические классные часы, встречи с интересными людьми , творческая деятельность ( лепка, рисование,), литературно – музыкальная композиция, литературно- художественная конференция, панорамы.
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».