Программа профессионального самообразования по теме Использование ИКТ и технологии опорных конспектов

«Утверждаю»
Директор школы В. И. Баранникова
« » сентября 2011 года

 

Программа
профессионального самообразования учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ № 5 с. Соломенского Степновского района Ставропольского края Дорофеевой Людмилы Михайловны.
 
Тема самообразования: «Использование ИКТ и технологии опорных конспектов на уроках русского языка и литературы».
 
Сроки реализации: 2011 - 2015 гг.
 
Актуальность темы.
В основе Концепции образования заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его способностей и права на саморазвитие. Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя.
Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.
 
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.
 
Задачи:
·        изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
·        изучить опыт педагогов, школы, района, республики, страны;
·        овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
·        обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
 
№ №
п/п
 
План мероприятий
Примерный срок (год) реализации


Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1.
Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах
2011– 2015
 

2.
Прохождение курсов профессиональной переподготовки
2013

3.
Аттестация на высшую квалификационную категорию
2013

4.
Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, региона, страны в области обучения и воспитания.
2011-2015

5.
Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района
2011-2015
 


Использование современных образовательных технологий
 


1.
Использование возможностей Интернет на уроке.
постоянно

2.
Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий
постоянно

3.
Широкое использование на уроках русского языка и литературы электронно-цифровых средств обучения
постоянно

4.
Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий:
1) блочно-модульная система обучения русскому языку с использованием опорных схем;
2) анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов);
3) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов;
4) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков;
5) проекты во внеклассной работе по предметам.
2011-2015
 
 
  
 
 

 
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1.
Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, РМО, педсовете, конференции:
1. «Использование новых технологий на уроках русского языка и литературы»
2. «Логические конспекты на уроках литературы в старших классах»
3. «Тесты на уроках русского языка и литературы и использование их в электронном варианте»
4. «Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка и литературы»
5. «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»
6. «Обучение целостному анализу художественного произведения с использованием логических схем в системе развивающего обучения»
7. «Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы»
8. «Интерактивная доска на уроках русского языка»
9. «Комплексный анализ текста как форма подготовки к ЕГЭ»
10. «Подготовка к ЕГЭ: опыт, проблемы, решение»
2011-2015
 
 
 

2.
Проведение семинаров по внедрению новых образовательных технологий с учителями-предметниками школ района в качестве руководителя МО.
2011-2015

3.
Профессиональные публикации на профессиональных сайтах, сайте школы, районного ОО.
2012-2015

4.
Составление и реализация программ в предпрофильной подготовке и профильном обучении:
1. Элективный курс «Тайны текста»
2. Элективный курс «Основы информационной грамотности»
3. Элективный курс «Условия успешной коммуникации»
4. Элективный курс «Принципы русской грамматики»
5. Факультатив «Секреты хорошей речи».
6. Спецкурс «Литература Ставрополья и Северного Кавказа»
7. Практические занятия по подготовке к ЕГЭ и ГИА.
 2010-2015
 

5.
Создание собственных страниц в Интернете и размещение информации о реализации программы самообразования
 

Участие в конкурсах профессионального мастерства

1.
Участие в профессиональных конкурсах
2011-2015

2.
Участие в научно-практических конференциях педагогических работников
 

 
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1.
Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ и ГИА
2011-2015

2.
Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования
2011-2015

3.
Создать условия для участия детей в олимпиадах всероссийского, регионального, районного и школьного уровней.
2011-2015

4.
Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на различных уровнях.
2011-2015

5.
Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия в районных научно-практических конференциях.
2011-2015
 
 

6.
Вести руководство исследовательской работой детей, помогать им в их научно-практической деятельности.
2011-2015
 

7.
Продолжать работу в Клубе юных журналистов, стараться выявлять творческих детей и работать с ними.
ежегодно







 Предполагаемый результат.
1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 3,9, отсутствие неуспевающих).
2. Проведенные открытые уроки перед учителями школы, района.
3. Доклады и выступления.
4. Разработка дидактических материалов.
5. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
6. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
7. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям.
8. Личная методическая веб-страница.
Оценка эффективности программы
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);
уровень обучаемости и обученности школьников;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
качество учебно-методического и технологического обеспечения;
качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога;
дальнейшее расширение работы Клуба юных журналистов в сторону развития самостоятельности детей, их креативности и успешности.



 

15