Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в 9 классе с помощью медиа опорных конспектов


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии в 9 классе с помощью медиа опорных конспектов в целях эффективности усвоения учебного материала
Данная работа достигнет поставленных целей,
если после её прочтения
учитель сможет для себя ответить на вопросы:
1. что должен делать учитель для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке
2.что представляет одна из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова
3.как можно использовать опыт педагога – новатора В.Ф.Шаталова в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями и выработать собственную методику, которая позволит иметь стабильные результаты обучения
1. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В основу образовательной системы в качестве генеральной идеи положено гуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качеств личности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ от авторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностям и верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке прослеживаются следующие подходы:
Использование разнообразных форм учебной работы
Совершенствование системы усвоения учащимися УУД
Развитие мотивации к учению, познавательных интересов, стремление к осознанному усвоению учебного материала
Обучение учащихся в разном темпе и усвоение разного объёма знаний
Применение авторских технологий; ИКТ в учебном процессе.
На последнем остановлюсь подробнее. В своё время мне посчастливилось побывать в г.Донецке и познакомиться с методикой В.Ф.Шаталова. Атмосфера сотрудничества, энтузиазм и энергетика самого В.Ф.Шаталова подвигли не только на применение в работе элементов его педагогической технологии, но и способствовали поиску и выработке собственной методики.
2.Рассмотрим организационно-методическую систему В.Ф.Шаталова. Как пишет М. Скаткин: «Методическая система педагога В.Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях». Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова.
Концептуальную основу образовательной модели В.Ф. Шаталова составляет идея о том, что эффективная  технология обучения позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счет активизации работы психофизиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а также создания благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности. Системность образовательной модели В.Ф. Шаталова обусловлена взаимосвязью всех ее частей и логикой учебно-воспитательного процесса. Основные категории технологии обучения В.Ф. Шаталова – опорные сигналы и опорные конспекты – основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно-воспитательным процессом базируется на категориях «оценка», «повторение», «контроль» и «самоконтроль».
Опорные сигналы в системе В.Ф.Шаталова - весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний. Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах. Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее понятую информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента. Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов как из кирпичиков. Он помогает учащемуся воспринимать какую-либо тему целостно благодаря тому, что связи между отдельными элементами после расшифровки учителя становятся понятными.
Основные принципы составления опорного конспекта:
Лаконичность (300–400 печатных знаков).
Структурность (4–5 связок, логических блоков).
Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
Унификация печатных знаков.
Автономность (каждый из 4–5 блоков должен быть самостоятельным).
Ассоциативность.
Доступность воспроизведению.
Цветовая наглядность и образность.
В любой  технологии обучения есть моменты, где понимание становится главным условием дальнейшей успешной работы школьника. Применение доводящих карточек для обеспечения понимания учащимися трудных фрагментов учебного материала поможет добиться большей эффективности каждого из этих методов. В системе В.Ф.Шаталова новый теоретический материал крупными блоками (охватывающими материал 2-3 и более параграфов учебника) вводит сам учитель. Он раскрывает его содержание, включая, где это возможно, опыты, различные средства конкретизации. Яркость, высокая эмоциональность, насыщенность живыми примерами такого рассказа сочетаются со строгой логикой изложения, с акцентированием внимания на методах познания, способах решения поставленной проблемы, поскольку последние наряду с предметным содержанием являются объектом усвоения.
Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок. При двух-трех уроках в неделю педагог, работающий по традиционным методикам, не имеет возможности спрашивать учеников чаще 2-3 раз в четверть. Оценка в таких условиях становится идолом, и значительная часть учеников учатся во имя оценки, развращая тем самым себя до конца дней своей жизни стремлением к сиюминутному успеху. Обилие оценок в новой системе работы уводит оценку с ведущих позиций, отнимая у нее право давления на личность. И в школу приходит всеобщая нацеленность на знания, на общий трудовой успех, на поиск. Мотивом учения становится познавательный интерес. При работе по данной методике, готовясь к уроку, даже самый слабый ученик может несколькими повторами укрепить свои знания и не сделать при выполнении письменного задания ни единой ошибки.
3.На уроках общей биологии в 9 классе в течение ряда лет апробировала методику В.Ф.Шаталова. Но широкое применение в последние годы информационно-коммуникационных технологий заставило искать новые подходы в преподавании биологии. Компьютер помог облегчить работу в подготовке и образном представлении опорных конспектов, а программа презентаций Power Point позволила доводить конспекты до учащихся в динамике. Использование мультимедийных презентаций в форме опорных конспектов стало применением наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими повысить эффективность усвоения учебного материала, развить мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
Этапами последовательной цепочки приёмов работы по применению медиа опорных конспектов стали:
объяснение учителем нового материала по опорному конспекту
(на доске появляются отдельные элементы конспекта или конспект в целом)
выполнение учащимися опорного конспекта в тетрадях
повторное объяснение учителем материала по опорному конспекту
работа с учебником ( «привязка» к ОК, поиск примеров, дополнений )
пробный рассказ учащихся по ОК ( в цепочке по отдельным блокам, полный рассказ без оценивания)
запоминание ОК и выполнение домашнего задания
проверка знаний (фронтальный опрос понятий, устный ответ у доски с применением самоконтроля, взаимоконтроль , тестирование и т.п.)
Этапы данной работы будут понятны на примере урока по теме «Размножение организмов»
(см. конспект урока в приложении) или в ходе воспроизведения ОК при изучении нового материала
на уроке по теме «Основные направления эволюции»

Благодаря опорному конспекту можно в самых сложных темах сэкономить 1-2 урока и использовать их для проведения уроков взаимоконтроля, уроков-семинаров и др. При этом учащиеся не испытывают перегрузки, а новые формы работы вызывают у них интерес к биологии.
Преподавая биологию в 5-11 классах, в старших классах провожу занятия в группе биолого-математического профиля, что позволяет учащимся занимать призовые места в районной олимпиаде по биологии, успешно сдавать экзамены в форме ЕГЭ. Мои ученики продолжают своё обучение на биологическом факультете ВГУ, медицинском колледже, лесотехнической и технологической академиях.
Литература
Методические рекомендации по обучению биологии в 10 и 11 классах с применением организационно-методической системы В.Ф.Шаталова. Донецк, УРПКРО, 1991
Основы теории и практики активного обучения. Учебно-методическое пособие. Авт.-сост. Л.В.Дорогань. Воронеж, ВОИПКРО, 2003
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998
Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., Педагогика, 1989.