Выпускная квалификационная работа Метод проектов – высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников


Министерство образования Республики Башкортостан
ГОУ СПО Месягутовский педагогический колледж
Специальность: 050144
«Дошкольное образование»
Выпускная квалификационная работа
студента: МухамедьяноваЗалинаСулхановна
Тема: Метод проектов – высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников
Научный руководитель:
преподаватель педагогики
Кутлумбетова А.З.
Работа допущена к защите: __________________
Председатель ПЦК __________________
Дата защиты __________________
Оценка __________________
2014
\s
Введение
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают взрослые.
Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. На основе анализа работ известных педагогов Н.Н.Поддьяков выделил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, обусловленную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым. Из опыта работы педагогов ДОУ хорошо известно, что уважение к личности ребёнка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования. Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребёнок — взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведет ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и, наконец, сотрудничество. Соучастие в деятельности — это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет возможность педагогу гуманизировать обучение и воспитание дошкольника, учитывать, что личность ребёнка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в восприятии окружающего мира.
Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или провоцировать её возникновение; стараться вызвать к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными. При этом важно не переусердствовать с опекой и помощью.
Передовыми педагогами-практиками понятие «сотрудничество» с родителями усиливается понятием «взаимодействие» как категорией, отражающей процессы воздействия объектов друг на друга, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Для взаимодействия с родителями в ДОУ используются различные формы работы. При применении только традиционных методов и форм работы с семьей возможности семейного воспитания не используются в полной мере. Так как взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка, необходимо построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада. В связи с этим возник вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. Эта проблема является весьма актуальной на сегодняшний день. На самом деле, действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.
Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти - одновременно с разработками американских педагогов, педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Однако потом этот метод был осужден и забыт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.
Таким образом, определилась тема работы «Метод проектов – высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников»
Объект исследования: проектная деятельность в ДОУ.
Предмет исследования: использование метода проектов в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Цельисследования:выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности будет способствовать всестороннему развитию личности дошкольников.
Задачиисследования:
1) изучить проектный метод в системе развития и воспитания дошкольников;
2) разработать проект воспитания детей дошкольного возраста;
4)совершенствовать профессиональную компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания детей в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества;
5)повысить компетентность родителей воспитанников по данной проблеме в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Методы исследования: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностические, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.
Методологическая основа:основные положения отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе ДОУ.
Теоретическая и практическая значимость: Систематизирован и обобщен материал по проблеме использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Данная работа может быть полезна педагогам, студентам, родителям в их практической деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы применения проектного метода в педагогике
1.1. Исторический аспект возникновения метода
проектов в педагогике
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение.Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
По мнению Дж. Дьюи, ребёнок - это солнце, вокруг которого всё вращается(4, с. 20). Дж. Дьюи говорил, что ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Учёный считал, что при организации обучения на активной основе следует исходить из четырёх инстинктов ребёнка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. По мнению педагога, ребёнок не должен «набиваться как гусь знаниями»(4, с. 21), а должен, как в жизни, «развивать инициативу, творчество, участие»(4, с. 22). Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Профессор Килпатрик под проектом подразумевает деятельность детей, которая ими выбрана свободно и выполняется охотно, «от всего сердца»(8, с. 32). В 1918г. вышла в свет известная статья В.Х.Килпатрика «Метод проектов», в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел»(8, с 30).
Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. «…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»(6, с.12), - писал А.Эйнштейн; а «…творчество - разновидность поисковой активности»(6, с. 12), утверждал В.С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины»(6, с.14) , необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»(6, с. 15),- писал К.Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Девиз проектного метода:«Скажи мне - и я забуду,покажи мне - и я запомню,вовлеки меня - и я научусь».
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В наше время этот термин связывается с понятием «проблема».
В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.
В России метод проектов был известен ещё с 1905 года. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской.
Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Е.Г. Кагаров считал, что:
1) исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
2) проект должен осуществляться поэтапно;
3) школьные проекты могут быт как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны;
4) ведущим становится принцип самодеятельности: сами по себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;
5) проект - есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.
М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе с окружающей средой.
По М. Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:
1) постановка задачи;
2) разработка самого проекта принятого задания;
3) организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;
4) непосредственно трудовая деятельность;
5) учет проделанной работы.
Педагогические принципы (по М.В.Крупениной):
1) Самодеятельность: сотрудничество детей и взрослых.
2) Деятельностный подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3) Актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе: взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
Этапы проекта:
Постановка задачи.
Разработка самого проекта принятого задания.
Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
Непосредственно трудовая работа.
Учет проделанной работы.
Российские ученые в 20–х гг. XX века выделяли следующие учебные проекты:
по составу участников – коллективные и индивидуальные;
по целевой установке – игровые, общественно – полезные и производственные;
по срокам реализации – большие и малые.
В 30–х гг. данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно – урочная система, не выполнялась программа обучения).
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
1.2. Сущность метода проектов
В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяетзначительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информациюоб интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так жеделает образовательную систему ДОУ открытой для активного участияродителей.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Преимущества:
1.Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду
2.Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Такое понимание сущности метода проектов способствуетформированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательной активности детей посредством проектного метода в разных видах совместной деятельности, является эффективным фактором развития познавательной активности у дошкольников в условиях современного образования.

Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В научно-педагогической литературе много написано о сущности и современном прочтении метода проектов, активно разрабатываются теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий (В.С.Безруков, В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.М.Поташник, И.С.Якиманская и др.). Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностнымподходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогического коллектива – созданию единого образовательного пространства и развитию познавательных способностей детей представлены в книге Л.С.Киселёвой, Т.А.Данилиной, Т.С.Лагоды, М.Б.Зуйковой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Авторы предлагают конспекты занятий и схемы осуществления различных проектов; называют удачной находкой педагогического коллектива естественное включение семьи в проектную деятельность детей.
Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности полно и планомерно раскрыта в пособии Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Авторы особое внимание уделяют вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. В данной книге подробно описаны типы проектной деятельности: исследовательская, творческая и нормативная, используемые в практике ДОУ; приведён анализ занятий по проектной деятельности.
Большим подспорьем при подготовке этой работы явилась книга Л.Д.Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», в которой автор раскрывает теоретические основы педагогического проектирования, определяет его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявляет структуру, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования. В своей книге Л.Д.Морозова определяет проектную деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей; как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. В данной книге представлены консультации для воспитателей ДОУ и родителей по совместному проектированию, материалы для тематического контроля по показателям эффективности проектов.
Таким образом, метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден, а его использование – запрещено. 
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. 
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
Глава 2. Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения
2.1.Классификация видов и основные этапы проектов
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
А) по составу участников;
Б) по целевой установке;
В) по тематике;
Г) по срокам реализации.
Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.
В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;
- творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».
Смешанные типы проектов по предметно – содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:
- комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»;
- групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
- индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские, например «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Другими признаками классификации являются:
- состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);
- продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Этапы подготовки проекта и работы над ним.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана – схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
Работа над проектом распределяется следующим образом:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
Первый этап 1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
Второй этап 4.Помогает в решении задачи.
5.Помогает спланировать деятельность.
6.Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
Третий этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8.Направляет и контролирует осуществление проекта. 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.
Четвертый этап 9.Подготовка к презентации. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителей и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
А) к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
Б) в каких источниках можно найти информацию;
В) какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
Г) с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Работа над проектом включает деятельность педагога, родителей и детей. Задача родителей на всех этапах проекта: знать суть проектной деятельности, в которой участвует их ребёнок; суть её этапов, требований к процессу и результату выполнения; всячески содействовать своему ребёнку, помогать педагогу.
Выбор темы нового проекта начинается с выявления интересов и потребностей детей. Затем педагог заинтересовывает детей. Например: — вопросом «Сколько всего произведений написал Пушкин? » «Что мы с вами можем сделать, чтобы более подробно узнать о Пушкине, его произведениях, о книгах? » С вопросов: Что вы знаете? Что вы хотите узнать? Что надо сделать для того, чтобы узнать? Ответы детей фиксируются на листе бумаги, под каждым записывается имя ребенка.
Технология проектирования включает в себя использование эффективных методов и приемов. Одним из них является метод исследования, широко используемый для ответа на третий вопрос. Исследование помогает самостоятельно добывать знания и тем самым повышают познавательный интерес.
Информация выставляется в родительский уголок, привлекаются родители для сбора информации. Вечером на стенде для родителей должен появиться информационный лист следующего содержания:
Дорогие мамы и папы!
Мы решили начать новый проект, чтобы узнать как можно больше о книгах, а также о нашем великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. Для этого у нас в группе есть барельеф поэта, некоторые его произведения. Нам очень нужно все, что поможет больше узнать о нем и его творчестве:
- энциклопедии с информацией по теме;
- репродукции к произведениям;
- картинки из журналов и вырезки из газет;
- открытки, календари по «По пушкинским местам»;
- фотографии ваших путешествий по пушкинским местам;
- литературные произведения автора в разных изданиях;
- портреты Пушкина разных художников (репродукции) ;
- настольные игры по теме; раскраски по теме и т. д.
Мы очень на вас надеемся!
Таким образом, родители будут проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объем у них имеется. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом.
В дальнейшем, выясняется, кто какую помощь сможет оказать. Вся информация вывешивается в родительском уголке.
Участвуя в процессе планирования своей деятельности совместно со взрослыми, дети:
- эмоционально настраиваются на предстоящую деятельность;
-развивают коммуникативные навыки через коммуникативный тренинг (обмен новостями, рассказ о своих планах, обращение с вопросами друг к другу) ;
- развивают в себе чувство гордости, собственной значимости и инициативности;
- ощущают проявление заинтересованности, внимания, заботы со стороны сверстников и взрослых.
Работа с подобранным материалом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях математики, познания, искусства, литературы, игры и драматизации, строительства и др.
Литература: беседа о творчестве А. С. Пушкина, выставка произведений, составление рассказа по картинкам, изготовление книжки - малышки.
Конструирование: «цепь на дубе том» - цветная бумага, оригами и др.
Драматизация: маленькие сценки «по произведениям А. С. Пушкина», ритмопластика
Искусство: рисование, лепка из соленого теста, аппликация
Математика: ежедневный пересчет пополняемой библиотеки произведений А. С. Пушкина, «сказочные последовательности».
Игры: разучить игры, в которые играли во времена А. С. Пушкина, настольные игры по произведениям поэта.
Окружающий мир: Из чего состоит книга? Какие книги бывают? Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Таким образом, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
2.2. Внедрение проектного метода в дошкольное образовательное учреждение
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция: частичная или полная;
- метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.
Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов. Например,
1) Консультации по темам:
- вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников;
- проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников;
- виды проектов и использование их в разновозрастных группах;
- создание пространственной среды в группе;
- участие родителей в проектной деятельности.
2) Семинары-практикумы:
- метод проектов в дошкольном образовании;
- выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;
- разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс;
- дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе;
- разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности;
- обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения.
3) Тренинг: Участие в проектной деятельности.
4) Конференция: Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства.
Внедрение проектного метода в системе ДОУ позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:
- экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Младший дошкольный возраст.
1) Задачи обучения:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
-формирование эмоциональной заинтересованности;
- знакомство с предметами и действиями с ними;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;
- поиск различных средств достижения цели.
2) Линии развития личности.
- физическое развитие: стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств, формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье (например, ролево - игровой проект «Азбука здоровья»);
- социальное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).
- познавательное развитие: обогащение и расширение представлений об окружающем мире;расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы).
- эстетическое развитие:развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).
Старший дошкольный возраст (Приложение 1).
Задачи обучения:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
2)Формирование предпосылок учебной деятельности:
- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- потребности в создании собственной картины мира;
- навыков коммуникативного общения.
3) Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- выявить проблему;
- самостоятельно искать нужное решение;
- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- самостоятельно анализировать полученные результаты.
4) Линии развития личности.
- социальное развитие:развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;высокий уровень коммуникативной компетентности;осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).
- физическое развитие:развитие осознанного отношения к своему здоровью;
формирование потребности в здоровом образе жизни;совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).
- познавательное развитие:систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», «Богатыри земли русской») (Приложение 2, 3).
- эстетическое развитие:углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;овладение различными видами художественной деятельности;развитие способностей к эстетической оценке.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, коммуникативных и рефлексивных навыков.
Заключение
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работекак со старшими так и с младшими дошкольниками. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют всестороннему развитию личности дошкольника, а значит, и успешному обучению детей в школе.
Список использованных источников
Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) [Текст]// Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.
Боровлева, А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования [Текст]// Управление ДОУ. - 2006. - №7.
Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/ Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
Виноградова, Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей [Текст]/ Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ[Текст] / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
Ерофеева, Н.Ю. Проектирование педагогических систем [Текст]/ Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - №3.
Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие [Текст]/ В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст]/ Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 2003.- С.140.
Кудрявцева, А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ [Текст]/ Под общ.ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.
Кузнецова, А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие [Текст]/ А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.
Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие [Текст]/ А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.
Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. [Текст]/Л.Д.Морозова. - М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 128 с
Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? [Текст]/ Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.
Сапранова, С.И. Проектная деятельность [Текст]/ С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения [Текст]/ А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.
Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду [Текст]/ Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80с.
Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов [Текст]/ Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.
Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]/ И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. - 2004.
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-shkolu-s-otvetami.htmlhttp://www.snaumova.ru/roditelskoe-sobranie-podgotovka-rebenka-k-shkole/http://detsad10.mybb.ru/viewtopic.php?id=140
\s