Дидактический материал по русскому языку 7 класс
















Дидактический материал
по русскому языку
(углубленный вариант)
7 класс




Аннотация

Дидактический материал составлен на основе функционально-коммуникативной технологии как способа координации принципов системности, функциональности, коммуникативности в процессе углубленного обучения русскому языку учащихся – 7 класса, где прослеживается взаимосвязь и последовательность отбора материала. Данные задания рекомендуется использовать в качестве дидактического материала. Работа ориентирует на формирование аналитических навыков и развитие исследовательских возможностей учащихся.






















































Содержание

Синтаксис и пуктуация. Задания 1-10
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Задания 1-8
Лексика. Задания 1-6
Словообразования. Орфография 1-15.




































Литература


Государственный общеобразовательный стандарт образования РК. Астана, 2003 г.
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. Москва, 1998 г.
Программа для 5-7 кл. общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Жанпеисова У.А. Алматы. РОНД. 2003 г.
Дидактический материал по русскому языку для 7 кл. Кунакова К.У. Алматы. 2007 г.


































Введение

Один из путей совершенствования обучения языку – применение различных способов структуирования учебного материала, в первую очередь, его углубление. Его теоретической основой является книга Г.А.Золотова «Коммуникативная грамматика русского языка» (Москва, 1998 год)
Опыт показывает, что достигнутое благодаря этому значительное увеличение количества часов на проведение практической работы, столь желанное для каждого учителя, ведет к новым проблемам, одной из которых является оптимальное использование полученного резерва времени. Решить ее хоть в какой-то степени позволяет дидактический материал. Использование дидактического материала повышает продуктивность работы семиклассников по усвоению теоретического материала, закреплению практических умений и навыков.
Задания, предложенные в дидактическом материале, рассчитаны на учеников с различным уровнем языковой подготовки (см.условные обозначения: (-ниже среднего уровня, (-средний, ( - выше среднего), однако это не значит, что определенную группу упражнений выполняют одни и те же школьники. Каждый ученик по желанию может работать над упражнениями разной трудности. Кроме того, детям предлагается самостоятельно выбирать задания, заранее оговаривая оценку за правильность их выполнения. Такая работа не только способствует активизации деятельности учащихся, но и учит их реально оценивать свои возможности.






















Синтаксис и пунктуация

Ответив на вопросы, заполните таблицу.
С ее помощью расскажите о словосочетании и предложении.
Приведите свои примеры.
Подготовьте устно лингвистическое сочинение на тему «Словосочетание и предложение».

Словосочетание и предложение

Вопросы
Словосочетание
Предложение

1. Какова роль в языке?



2. Имеет ли интонацию сообщения?



3. Каково строение?



4. Как связываются слова?




2. Выпишите три словосочетания, графически обозначив в них главное и зависимое слово.

Мячик прыгает цветной______________________________________
Во дворе передо мной ______________________________________
Этот мячик очень мал: _____________________________________
Стекол он еще не бил. ______________________________________
(Г.Виеру)
3. Допишите пословицы. Выделите в них графически словосочетания, конкретизирующие место и время действия:

В гостях хорошо, ___________________________________________
Готовь сани летом,__________________________________________
Друзья познаются ___________________________________________
Не откладывай на завтра то._________________________________

4. Поставьте в нужной форме слова, заключенные в скобках. Всегда ли достаточно изменить окончание в словах, чтобы образовать словосочетания? Укажите падежи имен существительных, которые употребляются с предлогом. Предлоги подчеркните. Определите в полученных словосочетаниях главное и зависимое слово.

отношение (книга) - _________________________________________
восхищение (картина) - ______________________________________
прийти (библиотека) _______________________________________
зайти (класс) - _____________________________________________
удовольствие (игра) _________________________________________

5. Представьте, что вы редактор школьной газеты. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Выпишите из упражнения одно именное и одно глагольное словосочетание; разберите их.
1.Я хочу рассказать за новую книгу. 2.В этом рассказе рассказыватся про жизнь лесных животных. 3.В автобусе водитель просил за проезд. 4.Скажите, или вы знаете правила уличного движения. 5.Дерево отражалося в воде.

6. Продолжите ряд словосочетаний, которые вы смогли бы использовать для описания прочитанной книги. Сделайте письменный разбор двух из них по выбору.
Интересная книга, книга в переплете.
7. Если вам встретится человек, который не очень любит читать, что вы сможете рассказать ему о книгах, чтобы заинтересовать чтением? Свой небольшой рассказ запишите. Выпишите два словосочетания и сделайте их письменный разбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Отгадайте загадки. Определите вид предложений по цели высказывания. Устно объясните постановку знаков препинания в конце предложений.
Если ты его отточишь –
Нарисуешь все, что хочешь!
Со..це, море, горы, пля.. –
Что же это? ___________________________________________
Кто на свете, всех умнее,
Кто все знает, все умеет?
И в любой св..бодный час
Кто всему научит нас? _______________________________________

Придумайте, свою загадку, на тему «Грамота, книга».
9. Ответив на вопросы, заполните таблицу.
С ее помощью расскажите о членах предложения.
Расскажите о членах предложения. В случае необходимости используйте таблицу. Приведите свои примеры.
Подготовьте устное лингвистическое сочинение на тему «Члены предложения»




Члены предложения


Вопросы
Главные
Второстепенные


Подлежащее
Сказуемое
Дополнение
Определение
Обстоятельство

1. Что обозначает?






2. На какие воросы отвечает?






3. Какие виды по строению?






4. Чем выражается?







Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их расстановку. Подчеркните главные члены предложения.
На свете самое бльшое б..га..ство это труд.
С..астье человека это умение труди..ся.
Сила воли ценнейшее кач..ство человека.
Учить ум т..чить.
Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите, какой тип речи преобладает. Вставьте пропущенные буквы. Найдите и подчеркните определения и обстоятельства. Устно определите их синтаксическую роль в тексте. Составьте схемы первого и второго предложений.
Первого с..нтября мы с рбятами п..шли в школу.________________________________
Б..резы в д..ревне уже пожелтели.______________________________________________
Стоят такие нарядные, ч..стые, жаркие, что боиш..ся тронуть – вдруг листья стряхнеш..
Не осыпаяясь, держи..ся з..лотая л..ства.
И вдруг опять раздались на б..резах птичьи г..лоса. К нам под ноги начали падать листья.
Каждый листик словно бы тон..нько звенел, отрываясь от ветки.
10. Прочитайте первые строки стихотворения Джанни Родари. Вспомните, как оно называется. А теперь по памяти постарайтесь записать его. Подчеркните в каждом предложения дополнения и определения. Какова их синтаксическая роль?

У каждого дела______________________________________________
Запах особый_______________________________________________
В булочной пахнет __________________________________________
Тестом и сдобой.____________________________________________
Мимо столярной ____________________________________________
Идешь мастерской - _________________________________________
Стружкою пахнет ___________________________________________
И свежей доской. ___________________________________________




Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

1. Обозначьте ударение в данных словах. Допишите предложения по образцу. Прочитайте их согласно орфоэпическим нормам. Укажите в первом слове каждого предложения согласные звуки.
Транскрипция – это точная передача всех тонкостей произношения какого -либо языка.
Фонетика – это _____________________________________________
___________________________________________________________
Орфоэпия – это _____________________________________________
___________________________________________________________
Графика – это _____________________________________________
___________________________________________________________
Алфавит – это _____________________________________________
___________________________________________________________
2. Допишите знаменатель. Дайте общее название составленным рядам звуков.
[б]; [в]; [г]; [д]; [ж]; [з] []; []
[п]
3. Прочитайте текст стихотворения. Найдите слова, которые различаются одним или двумя звуками. Произнесите эти звуки. Обозначьте звуки в данных словах с помощью транскрипции.
У Сени и Сани
В сетях сом с усами.
Спит спокойно сытый сом,
Смотрит сладко сотый сон.
4. Сделайте синтаксический разбор второго предложения стихотворения.
5. Прочитайте вполголоса слова согласно орфоэпическим нормам. Составьте и запишите задания к ним.
Сантиметр, демонстрация, теннис, бассейн.
Поле, приходить, холодный, молодежь, пятно.
Учиться, тревожился, готовиться, встретиться.
Барабанщик, каменщик, сварщик, помощник.
Счастливый, приветствовать, грустный, ненастный.
Что, чтоб, чтобы, чтец.
______________________________________________________________________________________________________________________
6. Вставьте пропущенные буквы в предложенных парах слов так, чтобы те отличались по смыслу. Чем интересны эти слова? Составьте с ними предложения. Укажите орфограммы.
По..скать – пол..скать; отв..рить - отв..рить; сп..ши - сп..ши; зап..вал – зап..вал.
Используя по выбору любые из предложенных пар слов, составьте несколько четверостиший.
______________________________________________________________________________________________________________________
7. Вставьте пропущенные буквы. Запишите ласковые названия. Подберите и запишите художественные определения к каждому слову в образованных парах слов. Вспомните, как называются такие определения.
___________________________________________________________
_______________________пч..ла_______________________________
_______________________шрсть____________________________________________________щка_____________________________________________________чрта_____________________________________________________жрдь______________________________
8. Запишите слова с противоположным значением.
Свежий (хлеб) - _____________________________.
(говорить) громко - __________________________.
мягкие (волосы) - ___________________________.
9. Вставьте пропущенные буквы. Укажите орфограмм. Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните и укажите с помощью транскрипции. почему рифмуются слова в стихотворении.

Л..стопа.., л..стопа..,
Листья ж..лтые л..тят.
Ж..лтый клен, ж..лтый бук,
Ж..лтый в небе со..нца кру .
Ж..лтый двор, ж..лтый дом.
Вся з..мля ж..лта кругом.
Ж..лтизна. жлтизна,
Значит, ос..нь – не в..сна.
(А.Нирович)


10. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова с орфограммой «Буквы ы, и после ц»

Буква ц

Есть слова, где ц в начале,
где – в середине, где –в конце.
Цапля ход..т по б..лоту,
ждут в гн..зде ее птенц.. .
Ц.. рк откро..тся в су..оту,
Вот приехали борц.. .
В цех явились на р..боту
м..лодые кузнец.. .
В каждой строчке буква ц,
словно камушек в кольце..
И в ц..плятах на крыльце
тоже есть две буквы ц.
(Л.Дьяконов)

Сделайте фонетический разбор слова крыльцо.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Запишите слова по их транскрипции.
[буквар’], [болшой], [дачн’ик], [прозба], [камэн’ш’ик], [йэл].
12. Представьте, что вы посмотрели хоккейный матч (цирковое представление), который (которое) не смог (ла) увидеть ваш(а) друг (подруга). Постарайтесь поделиться с ним (с ней) своими впечатлениями. По мере необходимости используйте опорные слова. Свой небольшой рассказ запишите.
Объявить, объявление, афиша, касса, хоккей, цирк, программа, канатоходцы, танцовщицы, борцы, дрессировщик, доблестные, участники, серьезная, подготовка, болельщики, зрители, сильный, скользить, борьба, чувство, чудесный, праздник, высокий, класс игры, аплодисменты, удовольствие.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


































Лексика

1. Прочитайте текст. Составьте его план, по которому перескажите содержание текста. Свой ответ дополните сведениями о том, какие типы словарей вы знаете, какими словарями вы пользовались.

Словарь на вашем столе.

Все знают, что такое словарь. Это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка.
Существуют разные типы словарей. Имеются словари специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю. В толковых словарях, помимо объяснений значений слов, также найдете сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы.
(В.Н.Сергеев)


Составьте схему последнего предложения.



План
1.

2.

3.

2. Прочитайте словарные статьи к словам стадо, стая. В чем отличие этих слов?
Стадо – группа животных одного вида, а также пасущийся вместе скот.
Стая – группа животных одного вида, держащихся вместе, преимущественно птиц, рыб.
Выразительно прочитайте стихотворение. О какой особенности употребления слов в речи говорится в нем? Все ли оттенки значений слов стая и стадо учел автор?

Стая и стадо
Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется. А стая летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом – отличие стаи от стада.
Это запомнить как следует надо!
(А.Усачев)


3. Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях. Как называются такие слова?
Корень_____________________________________________________
___________________________________________________________
Мягкий____________________________________________________
___________________________________________________________
Ходить_____________________________________________________

4. Укажите, в каких лексических отношениях находятся выделенные слова. В случае затруднений справляйтесь в толковом словаре.
Вид растения, здоровый вид, альбом с видами Крыма.
Ему везет, везет песок, везет массу новостей.
Лисий мех, ходить в мехах, кузнечный мех.
Карнавальный наряд, наряд на уголь, наряд милиции.
Сделать добро людям, чужое добро.
5. Прочтите словосочетания, укажите используя условные обозначения, какие слова употреблены в прямом, а какие - в переносном значения.
Плачущая береза, плачущий ребенок; дремлет лес, дремлет собака; разыгравшиеся воды, разыгравшиеся дети; спят цветы, спят дети; крылатый звук, крылатая ракета, волнистое облако, волнистые волосы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Моя мечта». Для того, чтобы ваш рассказ был более выразительными убедительным, советуем использовать синонимы. При желании воспользуйтесь предложенными рядами синонимов.
Хотеть, желать. 2) Стремиться, тянуться, устремляться, стараться. 3) Заветная, сокровенная, заповедная. 4) Думать, размышлять, мыслить, раздумывать, помышлять. 5) Думаю, полагаю, считаю.
Словообразование. Орфография

1. Добавьте к основам слов нужные окончания. Проанализируйте, какую роль в слове играют окончания.

В летн день в самой чащ.. лес.. у лосих.. родился лосенок.
Лосих.. была огромн. Шерсть у нее была сар, жестк.., а лосенок родился маленьк, рыженьк.., совсем как домашн.. теленок.
Мать и сын лежал.. у ручь.., в густ.. ольхов заросл Лосенок угрелся на солнышк.. и уснул. А лосих.. лежал.. рядом и чутко прислушиваллась – не гроз.. ли откуда – нибудь опасность.
2. Составьте слова, добавив к предложенным окончаниям любые основы. Что общего в словах каждой? Какую роль в слове играет основа?
ий
ешь
а
3. Определите в словах значимые части, обозначьте их графически. Какие значимые части слова являются морфемами? Какая часть слова не является морфемой? Почему?
Школа, пришкольный, школьник,
Холод, холодный, похолодало, холодильник, холодильная.
Знания, знать, познаю, неопознаный.
4. Выразительно прочитайте текст. Расскажите, встречался ли вам такой березовый перелесок? Какие слова из данного текста вам хотелось использовать для описания своих впечатлений? Найдите в тексте слова с нулевым окончанием, графически обозначьте его.
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу в березовом перелеске. Все кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез. Листья на них кажутся то изумрудно – зелеными, то золотыми. А внизу под березами по траве тоже, как волны, бегут и струятся синеватые тени.
5. Подготовьте небольшую зарисовку для школьной газеты, где, бы вы передали свои впечатления о каком – либо уголке природы, который вы наблюдали весной или в начале лета. Советуем использовать понравившиеся слова из данного текста в своем описании. Если в вашей зарисовке будут слова с нулевым окончанием, графически обозначьте его.
!!! Зарисовка – сделать набросок рисунка /в данном случае словесного/
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 Подберите к данным словам однокоренные. Запишите формы этих же слов.
Формы слова: Хлеб, _____________________________________
Однокоренн слова: Хлеб,_____________________________________
Форма слова Добрый,___________________________________
Однокоренные слова: Добрый,________________________________
Форма слова Труд,_________________________________________
Однокоренные слова : Труд,___________________________________
7. Определите, одинаковые ли корни в данных словах. Как можно назвать такие корни? Обозначте их графически. К каждому слову в паре подберите однокоренные.
Вода - водитель, гор – гореть, мирный –замирать, выносит – носик
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Составьте слова с указанными корнями. Кто больше?
-вод- _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________
9.Выделите общие суффиксы в данных словах. Что они обозначают? Запишите свои слова с этими суффиксами.
Дождик, носик, кубик,_______________________________________
Учитель, строитель, испытатель,_____________________________
Козленок, лисенок, львенок,_ ______________________________
Горнист, танкист, теннисист,_ ____________________________

10. Определите, сколько суффиксов в словах. Обозначьте суффиксы.
Песня, песенка, песенник.
Групповой, группирую, группировать.
Травка, травинка, травиночка, травянистый.
Сказка, сказывать, сказочка, сказочный.
11. Образуйте новые слова от данных, используя разные суффиксы. Укажите суффиксы.
Ветер, ______________________________
Река, ______ ____________
Рыба, ______ ___________

12. Выберите из данных слов только глаголы и разберите их по составу. Укажите суффиксы глаголов.
Прочитала, читка, прочитаешь, сдружиться, дружный, дружил, помрачнел, мрачный, мрак.
13. Измените слова таким образом, чтобы в корнях произошло чередование. Выделите орфограммы. Укажите в скобках рядом с каждой парой слов номер части алгоритма “Безударные гласные в корнях с чередованием”.

Собирать -____________
Простирать - ____________
Опираться - _____________
Приложение - ___________
Касаться - _______________
Подрастать - _____________
Зарница - ________________
Кланяться - ______________

14. Выразительно прочитайте стихотворение. Графически объясните написание корней с чередованием.

Яблонька

Расти, расти, яблонька
Подрастай!
Цвети, цвети, яблонька!
Расцветай!
Золотое солнышко,
Жарче грей!
Вырастайте, яблоки,
Поскорей!
Росла, росла яблонька,
Подросла,
Цвела, цвела яблонька,
Отцвела.
Отряхнула яблонька
Свой наряд, И поспели яблоки
Для ребят.
(Н.Забила)





15 Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в разные столбцы в зависимости от значения приставки при – или пре –
Прморье, пр..осторожно, пр..остановить, пр..ехать, пр..греет, пр..ступник, прписать, пр.милый, прломить, пр..сечь, прпаять.
______________________________________________________________________________________________________________________
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615