Выступление на семинаре на тему: Создание здоровьесберегающего образовательного пространства на уроках английского языка в начальной школе как компонент повышения качества образования

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства на уроках английского языка как компонент повышения качества образования
Воробьева Надежда Николаевна,  учитель английского языка высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №22» г. Великий Новгород  Введение
В работе представлен опыт создания здоровьесберегающего образовательного пространства на уроках английского языка. Описаны методические находки, способствующие сохранению здоровья учащихся, проанализирована связь здоровосбережения с повышением качества образования учащихся.
Ключевые слова: здоровьесбережение, обучение английскому языку, индивидуализация обучения, дифференциация обучения, игровые методы обучения, проектная деятельность, мотивация. 
Основная часть. Основной целью комплексных проектов модернизации образования является его качество, под которым понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое и нравственное здоровье граждан, в том числе подрастающего поколения.  На мой взгляд, состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По данным исследований уровень тревожности и негативных эмоций значительно превышает норму. Отсюда стремительно ухудшаются показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается их успеваемость, ухудшается дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.  Здоровьесберегающие технологии - задача особой важности для всех преподавателей, поэтому на уроках должны создаваться все условия для здорового развития детей.  На уроках английского языка создаются все условия для здорового развития детей:  - соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка), проводятся физкультминутки;  - производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушнотепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса);  - формируется здоровый образ жизни.  Воздушно-тепловой и световой режим во всех кабинетах полностью соблюдается. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностям зрения. Я использую разные методы введения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо усвоили материал.  Обязательным условием всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам, строго ограничен объем домашних заданий.  Большое значение имеет организация урока, в том числе и урока английского языка. Я стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время каждого задания, чередуя виды работ (самостоятельная работа, работа с учебником (устно или письменно), творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке, мозговой штурм). Все это способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху ребят.  Использование разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку, на распознавание и поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке. А также широко использую игровые моменты во время проведения уроков.  Чтобы избежать перегрузки учащихся, соблюдается объем всех видов тестов, а контрольные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию.  Для снятия умственного напряжения и утомления вводятся эмоциональные разрядки: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка. Одним из важных здоровьесберегающих действий является создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Я стремлюсь вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.  На уроках использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учитывая индивидуальные особенности учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержания познавательного интереса к изучению английского языка, а также принцип двигательной активности на уроке. 
1. Урок - зона психологического комфорта.  В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке.  С этой целью мы используем методы эмоциональной раскачки, медитативно-релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.  Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сказок.  Например, я часто использую упражнение «Комплименты», когда дети друг другу говорят добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников или упражнения «Поделись радостью», «Нарисуй свое настроение».  Очень эффективны упражнения на релаксацию и визуализацию: расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина; я на английском языке прошу детей представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т. д.  Для достижения высоких результатов в изучении иностранного языка, очень важно чтобы у детей не появилось чувство страха, боязни пред предметом. Я внушаю им, что они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им будет легче усваивать новый материал.  Считаю, что в средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна в начале урока или в его конце.  Вот пример комплексной релаксации. Продолжительность 3 минуты. (Звучит тихая спокойная музыка для релаксации). 
Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blow
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: “Well done!”, "How clever you are!”, “Good boy, girl!” и невербальной: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты.  Похвалу учителя можно выразить в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче. На уроках я достаточно часто практикую самооценивание и взаимооценку. Например, учащиеся оценивают свою работу на уроке как good (хорошо), ok (нормально), try again! (попробуй еще). 
2. Важной основой здоровьесберегающих технологий является индивидуальный и дифференцированный подходы, которые на моих уроках осуществляются через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания.  Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Организуя виды взаимодействия, мною учитывается уровень экстравертности / ин-тровертности учащихся.  Например, для выполнения определенных заданий на своих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.  Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме. 
3. Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.  Отличительной особенностью многих упражнений на уроке является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами на себе. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц».  Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.  4. Поддержание интереса к изучению английского языка также является важным компонентом здоровьесбережения.  Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения.  Мною используются игровые методы особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. При этом, чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.  Например, завершая изучение темы «Одежда», детям было предложено провести игру «Парад моделей». Дети подготовили маленькие проектные работы о модели, созданной своими руками. Они выбирали самостоятельно имя модели, подбирали костюмы, изображали модель на рисунке, а затем проводили презентацию своей работы в виде рассказа.  Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе подходит метод проектов. Это метод нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».  С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника (элемент здоровьесбережения) и украсить кабинет иностранного языка работами детей. Кроме того, дети охотно используют ИКТ.  Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре.  Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое - то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Портрет писателя», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая такие простейшие проекты как «Генеалогическое древо» (Family Tree), «Школа будущего или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» и другие. У детей должно создастся впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.  Презентация проекта по теме «Животный мир планеты» в 4-м классе стала полной неожиданностью для меня. Получилось настоящее театрализованное представление. С нашей точки зрения данный урок ценен не только своим наполнением, но и тем, что соблюдены принципы здоровьесберегающих технологий: комфортная атмосфера, разные виды учебной деятельности, физкультминутка, использование разных видов преподавания.  Данный урок интегрирует знания двух предметов - окружающий мир и английский язык, а интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. На уроке дети делились на несколько творческих групп в зависимости от той проблемы, которую они изучили. Урок начался с задания «Поделись своим радостным настроением». Затем каждая группа разыгрывала сценки о разных видах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах. После выполнения задания детей ожидал автобус с гидом, сопровождающим в Лондонский зоопарк. Все приготовились к путешествию. Во время поездки дети исполняли задорные, шутливые песни, что явилось хорошим видом релаксации.  Во время урока учащиеся выступают в роли персонажей учебника и разыгрывают диалоги, презентуют свои проекты, отгадывают загадки, учатся быстро и правильно произносить скороговорки на английском языке. Элементы театрализации на уроке являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения, а разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль - ученики всех возрастов занимаются этим видом деятельности с удовольствием.  Урок сопровождает мультимедийная презентация, которая создает атмосферу присутствия в настоящем зоопарке. Финал урока - поездка обратно и исполнение веселой, задорной песни.  Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает  активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным и продуктивным.  Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с распорядком своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты», дети знакомятся с правильным режимом питания, назначениями разных блюд, правилами гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т. д.  За 2 года работы по формированию адаптивной среды на уроках английского языка путем использования здоровьесберегающих технологий (тема по самообразованию), у учащихся был зафиксирован более высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности.  Можно утверждать, что процесс формирования адаптивной среды идет успешно  и, как следствие этого, повышается качество знаний учащихся. 

Ссылки на источники  1. Пассов Е. И. Методическое мастерство учителя иноязычной культуры // Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1993. - С. 3-25.  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат,  М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 272 с.  3. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка // Персональный сайт препода-  вателя английского и немецкого языков Чебоксарского педагогического колледжа им. Н. В. Никольского Фоминой Наталии Николаевны. - иРЬ: http://teachenglish.ucoz.ru/publ.  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.  5. Девять способов предотвратить стресс. - и^: http://www.pacient.ru/pats.  6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.  7. Рабинович Ф. М. Ролевая игра - эффективный прием обучения говорению // Иностранный язык в школе. - 1983. - № 6. - С. 68-74.  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. 
15