Образовательный материал

2 Автор: Емельянов Игорь Алексеевич, учитель физики МБОУ Уваровщинская СОШ Тамбовская область Урок физики в 7 классе по УМК Н.С.Пурышевой и др.. Глава 3 : Световые явления Тема: Преломление света. Полное внутреннее отражение. Тип урока : изучение нового материала на основе использования ЭОР Цель урока : формирование первичного представления о явлении преломлении света. Цель урока (учащиеся): приобретение знаний о преломлении света. Задачи урока : - сформировать знания о преломлении света, полном внутреннем отражении. - развивать личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. - воспитывать интерес к решению познавательных задач. Технологии: блочно-модульное обучение, дифференцированное обучение, проблемное обучение Карта обеспеченности урока Учебный элемент Учитель Ученик Используемые бумажные источники Используемые электронные ресурсы Используемые бумажные источники Используемые электронные ресурсы Используемое лабораторное оборудование Преломление света. Полное внутреннее отражение УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7», (учебник, рабочая тетрадь) Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7» Единая Коллекция ЦОР Конструктор уроков «Сфера» УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7», (учебник, рабочая тетрадь) Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7» Единая Коллекция ЦОР Конструктор уроков «Сфера» Мультмимедийное проекционное оборудование, доступ к сети Интернет Планируемые метапредметные результаты: Представлять информацию в словесной, символической, графической форме Уметь работать в коллективе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения. Планируемые личностные результаты Развивать познавательный интерес, убежденность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Планируемые предметные результаты: Явление преломления света. Соотношение между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах. Волоконная оптика. Требования к уровню подготовки учащихся На уровне запоминания I уровень Распознавать : — лучи падающий, отраженный, преломленный; — углы падения, отражения, преломления; Воспроизводить : предельный угол полного внутреннего отражения — закон преломления света; — принцип обратимости световых лучей. Описывать : — наблюдаемые световые явления; II уровень Объяснять : — ход лучей в световоде. На уро вне применения в типичных ситу ациях I уровень Уметь : — применять знания закон а преломления при объяснении явлений ; Использовать : — методы научного познания при изучении явлений преломления света Ход урока I этап. Организационный момент. Цели и задачи для учителя Цели и задачи для уч-ся Методы и приёмы Формирование УУД Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока Беседа, рассказ, вопросы Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению. Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль) 2 этап. Формирование знаний учащихся Цели и задачи для учителя Цели и задачи для уч-ся Методы и приёмы Формирование УУД Предметные задачи: сформировать знания о преломлении света . Метапредметные : научить извлекать необходимую информацию из таблиц , развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление физической величины – скорость звука и способа её измерения Личностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника Регулятивные: Учить контролировать понимание материала Воспроизводить: определения понятия угол падения, угол преломления , оптически более (менее) плотная среда) Научиться находить необходимую информацию, представленную в табличной форме. Частично-поисковый метод обучения. Использование знаний ученика, имеющиеся у него на момент конкретного занятия Познавательные: систематизация и обобщение знаний о природных явлениях, сравнивать, группировать на основе существенных признаков изучаемых явлений, ориентироваться в учебнике, определять тему. Коммуникативные : отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других. Регулятивные: осуществлять самоконтроль Личностные : работать с соседом по парте, распределять работу, видеть разницу двух заявленных точек зрения и присоединяться к одной из них. 2.1. Актуализация знаний Деятельность учителя и учащихся на втором этапе. Деятельность учителя Деятельность учащихся Изучение материала начинается с демонстрации опытов, поскольку учащиеся еще не изучали тригонометрические функции, сравниваются углы падения и преломления при переходе света из одной среды в другую. Следует еще раз продемонстрировать учащимся логику изучения физических явлений и роль эксперимента в этом процессе. Ставит проблемный вопрос перед учениками «Можно ли сделать плащ невидимку?» Параллельно выявляет и анализирует имеющиеся у учащихся опорные знания (задает вопросы, слушает ответы). Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний . На основе результатов анализа экспериментальных данных делают вывод о закономерностях явления преломления света. Демонстрируют свои знания (отвечают на вопросы, исправляют ответы своих товарищей). 2.2. Введение нового материала Деятельность учителя Объяснение материал 1. Выделяет цель деятельности учащихся в соответствии с целью урока и поставленными задачами. 2. Предлагает ребятам поэкспериментировать со стеклянной пластиной и водой. Задает вопрос: «Видно стекло под водой? Почему?» 3. Предлагает ребятам поэкспериментировать с монетой на дне стакана. Комментирует, что этот опыт проводил в III век до н.э. древнегреческий ученый Евклид. Демонстрирует видеофрагмент (физический опыт), комментирует важные моменты. Задает вопрос: «Почему монета стала видна после того как налили воду?» 4. а) Задает вопрос: «Как ведет себя луч на границе раздела двух сред?». Демонстрирует видеофрагмент (физический опыт), комментирует важные моменты. б) «Почему при переходе из одной среды в другую луч меняет направление? Что может быть разного в этих средах?» 5. Предлагает провести эксперимент на компьютерной модели. Объясняет и организует работу. Предлагает учащимся получить ответ на поставленные вопросы, в результате самостоятельного анализа данных компьютерного эксперимента. Выдает инструкции, обсуждает план исследования, уточняет количество необходимых измерений. Указывает что, сопоставив результаты опытов, следует сделать выводы. Дает информацию о Рене Декарте. По ходу объяснения использует ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_5.swf 6. Рассказывает о применении явления полного внутреннего отражения на практике - Световод. Полное внутреннее отражение используется для передачи света и изображения по пучкам гибких волокон - световодам . Основной элемент световода - стеклянное волокно цилиндрической формы, покрытое оболочкой из прозрачного материала с меньшим, чем у волокна, показателем преломления. За счет многократного полного отражения свет может быть направлен о любому прямому или изогнутому пути. Деятельность учащихся Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников Работа с текстом учебника , таблицей и подготовка ответов на вопросы по ходу рассказа учителя: 1. Принимают цель и настраиваются на работу по достижению этой цели. 2. Слушают, совместно с учителем выполняют фронтальный эксперимент. Выдвигают гипотезы. 3. Слушают, совместно с учителем выполняют фронтальный эксперимент. Выдвигают гипотезы. ( луч света меняет свое направление). 4. а) Получают подтверждение выдвинутой гипотезы. ( луч света меняет свое направление). Записывают в тетрадях определение: « Преломление света – это изменение направления луча света при пересечении границы между средами ». б) Выдвигают гипотезы. (плотностью, составом вещества, видом молекул, скоростью прохождения света в каждой среде и т.д.) 5. Проводят эксперимент совместно с учителем, фиксируют выводы на опорных листах. Записывают в тетради закон преломления: « Закон преломления света . Падающий и преломленный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости. Отношение синуса угла падения б к синусу угла преломления в есть величина, постоянная для двух данных сред: Коэффициент n называется показателем преломления второй среды относительно первой:» Проводят эксперимент совместно с учителем, фиксируют выводы на опорных листах. Делают вывод: « При переходе света из оптически более плотной среды в оптически менее плотную среду по мере увеличения угла падения направление преломленного луча приближается к границе раздела. Когда угол падения превосходит некоторое предельное значение, преломленный луч не существует -- падающий на границу раздела свет полностью отражается. Это свойство называется полным внутренным отражением. n 1 > n 2 » 6. Слушают, делают краткую запись в тетрадях. Световод - это пучок гибких стеклянных волокон цилиндрической формы покрытое оболочкой из прозрачного материала с меньшим, чем у волокна, показателем преломления. За счет многократного полного отражения свет может быть направлен о любому прямому или изогнутому пути. 3.Этап закрепления учебного материала Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Для закрепления и углубление полученных знаний используются тест и тренажер « Преломление света » (Конструктор уроков «Сфера» в следующей последовательности: Интерактивный тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html Тренажер « Преломление света » (Конструктор уроков «Сфера» Вопросы для самоконтроля http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_5.swf ) 5. этап. Задание на дом. Цели для учителя Цели для уч-ся Критерии успешного выполнения д/з Методы и приёмы выполнения Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Д/ з: 57-59 правильно рассказывать материал параграфа учебника, отвечать на вопросы. Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный, творческий (проектирование исследовательской работы: придумать опыт по определени ю скорости звука в воздухе ) - Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу. 6. Подведение итогов занятия и рефлексия Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками Учитель+класс Что нового узнали на уроке? Чему научились на уроке? Рефлексия учащегося 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок. 4) Я допустил ошибки в объяснении что такое плотность, измерении массы и объема тела