Методическая разработка творческой гостиной Перед нами гении!Ференц Лист.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Анжеро-Судженского городского округа
«Детская музыкальная школа № 19»
(МБОУДОД «ДМШ № 19»)











Перед нами гении! Ференц Лист

Методическая разработка
сценария творческой гостиной






Автор: А.А.Литвиненко,
преподаватель
теоретических дисциплин,
I квалификационная категория








Анжеро-Судженск
2013




Содержание


Введение 3
Сценарий 6
Заключение 16.
Список литературы 17






































Введение

Основными задачами курса музыкальной литературы являются формирование у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание основ музыкального творчества.
Наличие ПК, плейеров и выход в интернет позволяют почти каждому слушать музыку любых стилей, направлений, любого качества исполнения практически в любом месте и в любое время суток. Современная ситуация такова, что на ребёнка сваливается большой поток информации, как в школе, так и дома. Но слушать много музыки ещё не значит слушать с пользой. Безусловно, занятия по музыкальной литературе направлены на развитие художественного мышления, вкуса, музыкальной эрудиции. Между тем, одной из проблем является то, что ребёнок, выйдя из ДМШ, вновь оказывается в атмосфере массового музыкального бескультурья (то, что чаще всего мы слышим по радио, в общественном транспорте и т.д., назвать «музыкальной культурой» бывает трудно).
Одним из способов создания единого культурного поля, в котором и преподаватели, и ученики, и их родители, и друзья почувствовали бы себя в общей атмосфере общения, соработничества, сопереживания классической музыки, стала организация цикла творческих гостиных «Перед нами гении!».
Ребята, обучающиеся в ДМШ № 19, и преподаватели знакомятся с творчеством великих композиторов, о которых на уроках музыкальной литературы упоминается вскользь или совсем не упоминается, но музыка которых вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры и повлияла на её развитие. Уже были гостиные, посвященные знакомству с музыкой Р.Шумана, Ф.Шопена, композиторами - романсистами, планируется знакомство с творчеством С.Рахманинова, К.Дебюсси, А.Скрябина и др.
Цель данной гостиной - знакомство с творчеством величайшего композитора-новатора, исполнителя-виртуоза, основоположника нового стиля фортепианной игры, общественного деятеля и дирижёра, венгерского композитора-романтика Ференца Листа.
Задачи:
вызвать интерес у учащихся к творчеству композитора, сделав акцент на преобладании у него программных сочинений, написанных под впечатлением от произведений великих писателей и поэтов, чьи имена знает весь мир;
вывести восприятие классической музыки на качественно новый уровень, благодаря показу видеоряда в режиме презентации, сопровождающегося включением музыкальных фрагментов выдающихся исполнителей-виртуозов XIX-XX веков, таких как С.Рахманинов, В.Горовиц, С.Рихтер, Г.Гинсбург и др., а так же фрагмента оскароносного м/ф «Кошачий концерт» из серии «Том и Джерри» У.Диснея на музыку Ф.Листа;


способствовать формированию эстетического вкуса путём активного включения зрителей в обсуждение увиденного и услышанного, акцентирования внимания на особенностях музыкального языка, исполнительских приёмах, педагогических находках;
способствовать приобщению юных музыкантов – участников лекторской просветительской группы «Лира» к исследовательской деятельности через включение их в подготовительный этап мероприятия: поиск информации о композиторе, отбор лучших исполнительских вариантов одного и того же произведения, создание презентации.
Форма творческой гостиной позволяет не только подавать материал от лица рассказчика, но и вести непринужденную беседу, импровизировать, отвечать на встречные вопросы. Приветствие и поощрение (словами благодарности) активной позиции так же способствует усилению интереса публики к заданной теме – они чувствуют себя не просто пассивными слушателями, но активными и равноправными участниками встречи. В тексте импровизационные моменты выделены курсивом и пометкой «работа с залом», содержание и время беседы могут варьироваться.
Методы работы со зрителями: словесный (рассказ), диалог, эмоциональная драматургия, наглядность, переключение внимания.
Методы работы с учащимися лекторской группы «Лира»:
В силу отсутствия у детей опыта научно-исследовательской и лекторской, просветительской работы, главной задачей преподавателя становится точная формулировка поисковых задач. Не только важно конкретизировать задание для каждого члена группы, но и направить поиск в определенное русло. Найденный материал подвергается обработке с помощью ряда методов:
теоретический метод исследования - анализ – применяется при формулировке проблемы, постановке целей и задач мероприятия;
метод сопоставления - при отборе биографического материала ребятами 2-го года обучения (возраст от 13 до 15 лет), которые выбирают из различных источников главные биографические вехи и выстраивают по принципу исторической последовательности;
эмпирический метод – сравнение – применим ко всем участникам лекторской группы при отборе музыкального материала. Ребята учатся слышать разницу в прочтении одного и того же произведения разными исполнителями, выбирать наиболее близкую композиторскому замыслу трактовку, исходя из общего характера листовского музыкального мышления, охарактеризованного в биографических источниках.
Время творческой гостиной: 60 минут, что не превышает времени урока музыкальной литературы, включающего слушание музыки. В данном случае в творческую гостиную были приглашены учащиеся ДМШ № 19, начиная со второго года обучения до выпускников, и их преподаватели. Это обусловило сочетание насыщенности биографического материала с

доступностью его изложения и расстановкой необходимых смысловых акцентов для малышей и взрослых. Музыкальный материал включает 11 фрагментов от 2-х до 5 минут слушания. При его подборе автор учитывал не только его иллюстративное назначение, но и степень психологического воздействия: музыкальный материал выстроен по принципу эмоционального крещендо.
Для проведения гостиной необходимо: 2 кресла и журнальный столик, много комнатных цветов, для создания непринужденной, уютной обстановки (ведущая не уходит за кулисы, она всегда с публикой, при необходимости меняет местоположение и позы, не только для комфортного самоощущения, но как приём удержания внимания зрителей). На рояле располагается подсвечник с тремя свечами. По традиции, ведущая в начале встречи зажигает их, используя элемент игры и включения в общее пространство, по окончании встречи - гасит, прощаясь с гостями. Слайды презентации выводятся с ноутбука на монитор ЖК-телевизора. Музыкальные фрагменты включаются с ноутбука и выводятся через колонки.
























Сценарий

Начать с фрагмента М/Ф «Кошачий концерт» из серии «Том и Джерри», где звучит Венгерская рапсодия №2 Ф.Листа.
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Я рада вас приветствовать в нашей, уже традиционной, творческой гостиной, которую мы снова посвятим знакомству с жизнью и творчеством настоящего гения! Вижу оживление в рядах юных музыкантов и удивление взрослых. Вам хорошо знаком этот мультфильм?
Ответы из зала: Да-а! Конечно! Это «Том и Джерри»!
Ведущая: Действительно, этот мультфильм Уолта Диснея ещё в 1946 году получил премию «Оскар», как лучший мультипликационный фильм. Это в самом деле мастерская работа мультипликаторов: не просто нарисовать и «оживить» персонажей. Но чтобы они виртуозно играли на рояле, в такт музыке, нота в ноту, абсолютно ритмично! И при этом с очень смешной пародией на настоящие пианистичные приёмы игры!
Работа с залом: Ребята, я сейчас произнесла слово «виртуозно». А кто из вас знает. Что оно означает?
Ответы: Очень хорошо! Очень быстро! Ловко! Очень технично! Как не все могут!
(на экране появляется слайд № 1, портрет Листа)
Ведущая: Да, вы правы, молодцы! И ловко, и быстро, и так, как не все умеют! Вот об авторе этой виртуозной, знаменитой музыки, которая называется красивым словом «рапсодия» и хочу вам сегодня рассказать. Сегодня вы узнаете много новых произведений, новых имён. И пусть каждый из вас унесёт с собой что-то, что ему больше всего запомнится. Малышей скорее всего поразят необычные и красивые названия его произведений – запомните их! Ребята постарше обратят внимание на особенности исполнительской манеры и литературные пристрастия, а может и удивительная личная жизнь этого композитора. Преподавателям, я надеюсь, будет приятно услышать знакомые, но, наверное, давно слышанные пьесы композитора. Тем более, что в силу своего высокого концертного уровня подобные сочинения практически не звучат в музыкальной школе. Произведения Ференца Листа разучивают пианисты в музыкальных училищах и консерваториях, их играют пианисты – лауреаты международных конкурсов. Поэтому, в отличие от предыдущих встреч, сегодня почти совсем не будет музыки в живом исполнении, но зато я и ребята из лекторской группы «Лира» сделали для вас подборку лучших исполнителей XX века: Владимира Горовица, Святослава Рихтера, Григория Гинсбурга и даже самого Сергея Васильевича Рахманинова. И как всегда, перед началом нашего путешествия в мир музыки такого незнакомого для учеников, и такого уважаемого и любимого нашими преподавателями


композитора, я зажигаю свечи – символ особой атмосферы нашей гостиной, атмосферы друзей и единомышленников.
(Ведущая зажигает свечи,
На экране слайд№2)
Ведущая рассказывает: Ференц Лист родился 22 октября 1811г. в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и танцами венгерских крестьян. Отец сам преподал ребёнку основы игры на фортепиано.
(На экране слайд№3, дворец Эстергази)
Первые дебюты Путци – так звали мальчика родители - были пробными. В 1819 году он играл в салонах Эйзенштадта и Бадена. Опыт оказался удачным. Игру молодого пианиста горячо одобряли. Только в 1820 году состоялись открытые дебюты Путци. Выступление юного таланта привело публику в восторг.
(На экране слайд№4, интерьер дворца)
Вскоре он был приглашён в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей князя, что несколько дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование.
(На экране слайд№5, К.Чернии А.Сальери)
Ференц вместе с отцом едет в Вену, где обучается композиции у А. Сальери. Здесь ежедневно занимается с мальчиком Карл Черни один из любимейших учеников Бетховена. Ференц упорно учился, преодолевая технические трудности, разучивая этюды.
(На экране слайд№6, герцог Орлеанский)
Зимой 1823 года Листы перебираются в Париж. Отец молодого дарования надеялся на поступление сына в консерваторию. Однако, туда Ференца не приняли, так как он был иностранцем. Но слава чудо-ребенка опередила его приезд. Блестящие рекомендации открывали двери самых аристократических салонов столицы. Не прошло и нескольких недель, как Ференц играл во дворце герцогини Беррийской, где собирались члены королевской семьи. Успех этого выступления был равносильным признанию всего Парижа.
Однажды он играл у герцога Орлеанского будущего короля Франции Луи-Филиппа. Своими импровизациями он привел его в восторг. Очарованный герцог содействовал устройству концерта Листа в Итальянском оперном театре.
(На экране слайд№7, театры)
Вместе с Листом в этом концерте принимала участие известная певица Джудитта Паста, аккомпанировал оркестр Итальянской оперы, один из лучших в Париже. Во время концерта, когда Лист играл сольную часть, свободные от игры музыканты настолько увлеклись его исполнением, что забыли вступить вовремя. Это дало повод одному из рецензентов написать: «Орфей зачаровывал зверей в лесу и заставлял двигаться камни, маленький

Лист так потряс оркестр, что тот онемел». Этот триумф окончательно закрепил за Листом славу нового Моцарта. Его музыкальную карьеру в Париже можно было считать обеспеченной.
Отец обратился к видным парижским музыкантам Фердинанду Паэру и Антонину Рейха с просьбой заниматься с Ференцем по теории и композиции. Композитор и капельмейстер Итальянской оперы Пауэр согласился преподавать инструментовку, профессор Рейха гармонию и контрапункт. Что касается фортепиано, то Ференц после Черни ни с кем не занимался. В искусстве композиции Ференц феноменально быстро достиг поразительных успехов. И у Паэра возникла мысль ошеломить Париж: его 12-летний ученик напишет оперу.
Работа над оперой прервалась поездкой в Англию, куда Листов пригласил друг семьи, фабрикант роялей Эрар. У него в Лондоне был филиал фабрики, и он хотел, чтобы Ференц опробовал новые инструменты.
(На экране слайд№8, три композитора)
После смерти отца, с 16 лет Ференц стал давать частные уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г. Берлиозом и Ф. Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.
В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н. Паганини, который потряс его демонической виртуозностью, связанной с коренным обновлением всей скрипичной техники. Шопен покорил Листа несравненной поэтичностью музыки и фортепианного исполнения, причем особое внимание Листа привлекли Шопеновские этюды, в которых техника всецело служила поэтическому замыслу. Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде.
Концертный этюд «Кампанелла», исполнителя не называю
( на экране слайд № 8 с тремя портретами)
Работа с залом: Ребята, на что похоже звучание фортепиано в этой концертной пьесе? Слушаю варианты, потом говорю, как переводится слово «кампанелла» - колокольчики. Лист был одним из первых, кто открыл звукоподражательные возможности фортепиано.
Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз. Лист попал в среду состязающихся виртуозов и, естественно, что в его фортепианном творчестве сразу же устанавливается господство фантазий, вариаций на оперные темы, блестящих концертных этюдов или каких-либо иных по названию, сугубо технических пьес вроде созданных в середине 1820-х годов «Бравурного рондо» и «Бравурного аллегро».
Общение с видными деятелями литературы и искусства  Г. Берлиозом, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком,


Г. Гейне и др. оказало влияние на формирование его взглядов. С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил фортепианную пьесу «Лион». 
Задачи творческие, поэтические начинают занимать Листа все более, заставляют размышлять о путях музыкального искусства в его высших проявлениях. Особенности его художественной натуры, своеобразие восприятия природы и искусства приводят его к идее программной музыки. Она станет затем ведущей в его творчестве.
(На экране слайд№9, М.де Агу)
Немалую роль в этом сыграло здесь его путешествие с Мари д’Агу" по Швейцарии и Италии, предпринятое во второй половине 1830-х годов. Эта Диана парижских салонов сразу пленила Листа. Мари во имя любви отказывается от семьи, дома и едет вместе с любимым искать счастья на чужбине. В декабре1835года у них рождается первый ребенок дочь Бландина.
Через несколько лет они расстанутся. Но в то время счастье взаимной любви, яркие впечатления от природы, знакомство с шедеврами искусства все это, заставило Листа ощутить в себе прежде всего художника. Он много размышляет об искусстве и делится мыслями со своими друзьями в форме открытых писем («Путевые письма бакалавра музыки»), публиковавшихся в одной из парижских музыкальных газет.
Этюд «Вздох» вы услышите в исполнении С.Рихтера
( слайд с Мари де Агу)
В период с 1835 по 1839 г.г. Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано.
Ведущая: Ребята, а вам понятно, что значит «синтез рационального и эмоционального»? А как вы поняли определение «оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано»?
( Дать возможность детям подумать и объяснить, подключить взрослых. Похвалить и тех, и других за верные ответы или предположения)
( слайд № 10, Альпы. Ведущая говорит на фоне музыки
ноктюрна «Грёзы любви»)
  В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыки с поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника», превращенный более поздней редакцией в знаменитое и единственное в своем роде собрание программных фортепианных пьес «Годы странствий».
( слайд № 11, Флоренция)

Замысел романтичен. Лист запечатлел картины природы и все то, что его захватывает в его путешествии. В окончательном виде пьесы, созданные во время «странствий», группируются в две тетради с подзаголовками: «Швейцария» и «Италия».
( слайд №12, лоджии Рафаэля)
Характерно, что если в первой тетради преобладают картины природы («На Валленштадтском озере», «Эклога», «Гроза», «У родника»), то во второй воплощены впечатления от искусства («Мыслитель» по скульптуре Микеланджело, «Обручение» по картине Рафаэля, «Сонеты Петрарки»).
(слайды № 13 и 14 с текстом сонета)
Сонет Петрарки No 123
CXXIII  Внезапную ту бледность, что за миг  Цветущие ланиты в снег одела,  Я уловил, и грудь похолодела,  И встречная покрыла бледность лик.  Иных любовь не требует улик.  Так жителям блаженного предела   Не нужно слов. Мир слеп; но без раздела  Я в духе с ней - и в мысль ее проник.  Вид ангела в очарованье томном -  Знак женственный любовного огня -  Напомню ли сравнением нескромным?  Молчанием сказала, взор склоняя,  (Иль то мечта?),- намеком сердца темным:  "Мой верный друг покинет ли меня?"
Ведущая: сейчас я вам исполню сама фрагмент произведения, написанного под впечатлением этого сонета. Оно так и называется «Сонет Петрарки № 123» из цикла «Годы странствий». Когда я училась в Красноярской академии музыки и театра, замечательный педагог, пианист-виртуоз С.С Якшич познакомил меня с этим сочинением. Я, к сожалению, не пианист и не виртуоз, тогда у меня ушло полгода на овладение техникой исполнения этого произведения. Так что, к сегодняшнему вечеру мне удалось восстановить только его фрагмент. А если вам понравится эта музыка, то вы всегда сможете её найти в интернете и послушать до конца.
«Сонет Петрарки № 123», исполняю музыкальный фрагмент сама.



Работа с залом: Спасибо за аплодисменты! Понравилась вам музыка? (В ответ, конечно, «да»). Знаете, что было самым трудным при разучивании? Найти баланс между матовостью, глубиной и одновременно прозрачностью звука. Это достигается при помощи правой педали! Нужно

придать звуку объём, но не дать ему размыться, а только сделать его прозрачным! Это особая техника педали и очень чуткое прикосновение пальцев к клавишам. Ребята, а вы название сочинения запомнили, сможете найти в интернете? Я не сомневалась! Вернёмся к моему рассказу!
С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировал с большим триумфом по всем странам Европы, в т. ч. в Венгрии, где его чествовали как национального героя (в 1838–40 дал ряд благотворительных концертов в помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии).
(Слайд № 15 с Глинкой, Лядовым и Рубинштейнами)
В 1842, 1843 и 1847 был в России. С особым интересом относился к русской музыкальной культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов. Был знаком с М. И. Глинкой, М. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским.
( Слайд№ 16, с «Могучей кучкой»)
Высоко ценил музыкально-критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, пианистическое искусство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Особенное творческое общение сложилось с композиторами «Могучей кучки» Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи и Лядовым .  Как пианист, пользовавшийся огромным авторитетом, он прежде всего распространял русскую музыку своими фортепианными транскрипциями, которые исполнялись в самых разных уголках Европы. Без преувеличения можно сказать, что из всех великих западноевропейских музыкантов XIX века никто не имел таких разносторонних связей с русской музыкой, как Ференц Лист.
Слушаем переложение ( транскрипцию) романса «Соловей» Алябьева.
В 1844г. Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий городок был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847г., приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли.
(Слайд № 17, Лист за роялем)
Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера «Тангейзер» в годы, когда Рихард Вагнер был политическим изгнанником и ему грозил арест за участие в революционном восстании.



Лист успевал сражаться с герцогом Веймарским по поводу перерасходов в своём бюджете, отстаивать при дворе свою артистическую свободу и одновременно сочинять, дирижировать и преподавать.

(Слайд № 18, Лист за роялем с поднятой рукой)
Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были
переполнены подающими надежды пианистами. До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300
пианистов из разных стран. Среди учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова.
С 1858 г. Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант - признанным вождем европейской интеллектуальной элиты. Именно в Веймаре появилась единственная монументальная фортепианная соната си-минор, а также ряд оркестровых пьес, а с 1849 – оркестровых поэм. Здесь рождаются окончательные редакции «Венгерских рапсодий», цикла «Годы странствий», этюдов повышенной сложности. Лист-исполнитель в эти годы выступает в новом качестве дирижера Веймарского придворного оперного театра и несколько реже концертного дирижера.
Творческая практика Листа порождает в эти же годы новый жанр оркестровой музыки симфоническую поэму. Уже само наименование ясно указывает на союз музыки («симфоническая») и литературы («поэма»). Так возникли симфонические поэмы «Прелюды» (по Ламартину), «Что слышно на горе», «Мазепа» (по Гюго), «Гамлет» (по Шекспиру), «Идеалы» (по Шиллеру), «Орфей», «Прометей» (по древнегреческим мифам) и т. д. Лист не иллюстрирует музыкой литературные сюжеты, а представляет свое оригинальное осмысление образов мировой литературы.
Венгерская рапсодия № 2 в исполнении В.Горовица - фоном
(Слайд № 19, Лист в сером)
Хотелось бы несколько слов сказать и о его рапсодиях. И здесь Лист оказался смелым новатором, создав интереснейшие образцы претворения народно-национальной тематики в очень свободную, но убедительную форму. Она основана на чередовании нескольких песенных и танцевальных тем и их свободном развитии. «Венгерских рапсодий». Лист написал девятнадцать. Подобно древнегреческим певцам-рапсодам композитор рассказывал в них о своей родине, о радостях и скорбных думах ее народа.
Ноктюрн «Грезы любви» - фоном
(Слайд № 20, с Каролиной и ребенком)
После отъезда из Веймара Лист едет в Рим в надежде устроить свою личную жизнь. Княгиню Каролину Витгенштейн он полюбил еще будучи совсем молодым. В течение четырнадцати лет Ференц и Каролина делали все


возможное, чтобы получить право на брак, на нормальную семейную жизнь, защищенную от косых взглядов, осуждения светского общества.
Ведущая: Дослушаем ноктюрн.
Ведущая: Каролина после неустанных хлопот в Риме, столице католической церкви, длившихся более полутора лет, получила, наконец,

согласие папы римского на расторжение брака с князем Витгенштейном. Все было готово к предстоящему бракосочетанию. Оно должно было произойти на второй день после приезда Листа, 22 октября 1861 года, в день его пятидесятилетия. Но накануне, поздно вечером, княгине сообщили, что по велению папы дело о разводе вновь откладывается на неопределенный срок. Это был страшный удар, который она не перенесла.
Фанатично религиозная, склонная к мистицизму Каролина решает, что ей не предназначено судьбой быть счастливой в этом мире. Она полностью отдается изучению богословия, отказываясь от личного счастья, понимая, что видимо нет на то воли Божьей. Затворница по собственной воле, она в течение долгих лет не покидает своей римской квартиры, где работает с утра до ночи над богословскими трактатами. По вечерам ее навещают близкие друзья и Ференц.
(Слайд № 21, Лист суровый)
Симфоническая поэма «Пляска смерти», фрагмент.
Работа с залом: Какой вы услышали эту музыку? Да, действительно, она и мрачная, и траурная, и зловещая, всё верно. И главная тема – это средневековый напев «dies irae», «День гнева», о Дне Божьего суда, когда каждому воздасться по делам его. Лист не случайно берёт эту мелодию за главную музыкальную мысль.
Он душевно надломлен, иногда Лист испытывает щемящее чувство одиночества и очень медленно возвращается к творчеству: вдобавок ко всему умер от скоротечной чахотки горячо любимый сын Даниэль. Композитор, пишет церковную музыку, заканчивает ораторию «Легенда о святой Елизавете». Его настигает новый удар судьбы умирает его старшая дочь Бландина.
(Слайд № 22Лист седой в сутане)
Римская церковь оказывает ему все большее внимание. В Ватикане в торжественные дни исполняются его «Папский гимн» в переложении для органа. Листа уговаривают посвятить себя церкви. 25 апреля 1865 года Лист принимает малый постриг и поселяется в Ватикане в апартаментах своего друга кардинала Гогенлоэ. Решение Листа вызывает недоумение и испуг друзей, злобные выпады врагов. Есть христианское изречение «страданиями душа очищается». Листу суждено было на себе испытать всю мудрость, глубину и правдивость этих слов. Он создал цикл пьес под названием «Утешения».
Слушаем «Утешение» № 3.

(Исполнителя называть неуместно, не разрушай настроение!)
Ведущая: Но, не прекращается творческая деятельность композитора. Заметными вехами в творчестве Листа становятся крупные вокально-инструментальные композиции: оратории «Легенда о святой Елизавете» и «Христос», «Венгерская коронационная месса»; в течение многих лет идет работа над ораторией «Легенда о святом Станиславе». Появляются и яркие

фортепианные произведения: «Испанская рапсодия», этюды «Шум леса» и «Хоровод гномов», последние венгерские рапсодии, цикл «Венгерские исторические портреты». Появляется еще одна симфоническая поэма «От колыбели до могилы». Написанные в 1870-х годах пьесы для фортепиано, отражающие впечатления от пребывания в Италии Листа-аббата, Листа умудренного годами мастера, составили третью тетрадь цикла «Годы странствий».

(Слайд № 23 Лист старый, серое фото)
В 1871 г. Лист получил звание советника венгерского короля. Празднование пятидесятилетия творческой деятельности композитора в Пеште в 1873 году вылилось в подлинно национальное торжество.
Магистрат столицы в честь великого маэстро учредил фонд размером в десять тысяч гульденов. В 1879 г. папа Римский Пий IX присвоил ему звание почетного каноника.
(Слайд № 24, Лист за ф-но)
Для своего возраста он исключительно живой и подвижный. Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим, а за ним спешат его ученики, образуя «листовскую колонию». Неугомонный музыкант выступает во многих городах как пианист и дирижер. В Вене славятся «листовские недели», программы которых состоят из его симфонических и фортепианных произведений. Часто его можно увидеть на эстраде вместе со своими учениками.
(Слайд № 25, памятник)
1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетием. Между тем здоровье Листа ухудшается, слабеет зрение, беспокоит сердце. Ночью 31 июля 1886 года он скончался.
В заключение: Это был великий музыкант – композитор, дирижёр, исполнитель-виртуоз, талантливый и чуткий педагог. Я не буду в заключении называть имена его учеников, если вам будет это интересно, вы сможете это прочитать в Википедии. Скажу только, что двери его дома всегда были открыты для одарённых композиторов и исполнителей. Вторая половина дня была посвящена бесплатным консультациям для приезжавших к нему учеников не только со всей Европы, но и из России.



Работа с залом: Наша встреча подходит к концу и мне интересно узнать, кто из вас что унесёт с собой на память о сегодняшней встрече. Выборочно опрашиваю зал, детей разных возрастов, преподавателям тоже даю слово.
Ведущая: И всё же, унесите в душе его музыку! Напоследок я предлагаю ещё раз послушать фрагмент его «Венгерской рапсодии» № 2. Мы нашли для вас потифонную запись Сергея Васильевича Рахманинова, который и сам был выдающимся композитором, пианистом-виртуозом, одним из лучших исполнителей музыки Листа. Кому, как ни Рахманинову, знать стиль


Листовской игры, ведь преподаватель Рахманинова – Александр Зилоти – был учеником Ференца Листа!
Рапсодию №2 в исполнении С.Рахманинова.
Послушав вместе со всеми фрагмент, ведущая гасит свечи.
(на экране слайд № 26, памятник Листу)
Ведущая: Я благодарю вас за прожитый вместе этот час, за совместные впечатления, за ваше неравнодушие и активность, за внимание к музыке Ференца Листа и к моему рассказу о нём! До встречи в нашей творческой гостиной! Мы посвятим её С.В.Рахманинову.

























Заключение

Создание атмосферы творческого общения преподавателей и учеников, единого культурного пространства, в котором почувствовалась радость от сопереживания классической музыки – сверхзадача данного мероприятия.
Ребятам из лекторской группы «Лира» удалось подобрать актуальный, интересный, живой биографический и музыкальный материал, поучаствовать в создании презентации – поиск и компановка фотоматериалов, выбор художественного оформления слайдов, шрифтов.
Руководитель группы эмоционально доносил логически выстроенный рассказ до слушателей. А те, в свою очередь, с готовностью шли на контакт в ведущим и друг с другом при обсуждении увиденного и услышанного.
Юные музыканты без труда запомнили красивые и необычные названия произведений – «Рапсодия № 2», «Утешение», «Сонет Петрарки», ноктюрн «Грёзы любви».
Учащиеся средних и старших классов усвоили особенности музыкального языка и мышления Ф.Листа: ясность изложения, глубокий звук при лёгком прикосновении к клавише, полупрозрачность педали, мощные аккорды во всех регистрах, каскады виртуозных пассажей, песенная интонационность и танцевальная ритмика, основанная на национальном венгерском фольклоре, любовь к транскрипциям.
Взрослых поразили его грандиозный размах, приподнятость и даже пафос высказывания в произведениях, работоспособность и бескорыстие в общественно-просветительской и педагогической деятельности, а так же мастерские трактовки листовских произведений великими пианистами.
Содержание и форма подачи материала при повторных проведениях творческой гостиной «Перед нами гении! Ференц Лист», с другой публикой, зависит от возраста и уровня подготовки слушателей и может варьироваться.
Данная работа проводится в рамках проекта «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДМШ» и призвана способствовать популяризации классической музыки в молодёжной среде через проведение тематических концертов, творческих гостиных не только среди юных музыкантов ДМШ № 19, но и среди учащихся среднего и старшего звена общеобразовательных школ, учащихся ПТУ и студентов АСФКемГУ.










Список литературы

G/Ginsburg – А.Алябьев – Ф.Лист –Соловей [электронный ресурс] – режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Левик. Б.В. Жизненный и творческий путь. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.4. [Текст]- М.:Музыка, 1970. - С.68-105.

Лист – Венгерская рапсодия – 8470-2-cis-moll- исп - Горовиц [электронный ресурс mp3] - режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Лист – Паганини. Кампанелла [электронный ресурс mp3] - режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Лист Ференц - Грезы любви – Ноктюрн - № 3 – 5-54 [электронный ресурс mp3] - режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Лист Ференц. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [электронный ресурс] – режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Лист Ференц – Утешение –№3 ре-бемоль мажор [электронный ресурс mp3] - режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Святослав Рихтер – Ференц Лист. Этюд № 3 «Вздох» [электронный ресурс mp3] - режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Сергей Рахманинов – Ф.Лист. Венгерская рапсодия № 2 [электронный ресурс mp3] - режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ференц Лист. Гениальный романтик. Шедевры мировой классической музыки. [Текст] – М.: Мир книги, 2003. - С. 617-619.

Ференц Лист. Пианист-виртуоз. Шедевры мировой классической музыки. [Текст] – М.: Мир книги, 2003. - С. 625 – 627, 641-64.



Ференц Лист (Franz Liszt) [электронный ресурс] – режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ференц Лист. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ференц Лист. Пляска смерти [электронный ресурс mp3]- режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13PAGE 15


13PAGE 141815




|ђ Заголовок 115