Методическая разработка Характеристика орфографической деятельности субъектов образовательного пространства


Ямалиева Елена Валерьевна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Йошкар-Олы»
Характеристика орфографической деятельности субъектов образовательного пространства
Субъекты образовательного пространства Цели и задачи орфографической деятельности Содержание орфографической деятельности Организация процесса орфографической деятельности
Младшие школьники (1-2 классы) Цель: формирование орфографических навыков
Задачи:
1. развитие фонематического слуха;
2. формирование понятия «орфограмма» и её опознавательные признаки, проверяемое и проверочное слово4
3. развитие орфографической зоркости Реализация содержания учебного предмета «русский язык». Реализация программы «Орфографическая работа в период обучения грамоте».
Усвоение особенностей произношения гласных и согласных звуков, гласных и согласных букв, разделительных ь и ъ знаков, понятия «орфограмма» - наличие в слове опасности для пишущего, опознавательных признаков орфограмм, правил написания предложения.
Умение делить слова на слоги, определять ударный слог, находить орфограммы по их опознавательным признакам, разбираться в отношениях словообразовательной мотивации, объяснять значения слов через анализ словообразовательной структуры, находить и исправлять допущенные ошибки
Орфографические сказки, словообразовательные упражнения, дидактические игры, памятка для работы над ошибками.
3 класс Задачи:
1. углубление понятия «орфограмма» и ее опознавательных признаков;
2. усвоение орфографических правил написания безударных гласных, парных звонких согласных, непроизносимых согласных в корне, раздельного написания предлогов, употребления разделительных ь и ъ знаков. Реализация содержания учебного предмета «русский язык», реализация учебно-методического пособия «Обучение орфографии в 3 классе». Усвоение опознавательных признаков изученных орфограмм, способов проверки орфограмм в корне.
Умение: обнаруживать орфограммы и определять их тип при комментировании, проговаривании, списывании, в зрительном, выборочном, предупредительном диктанте;
- графически выделять орфограммы и способы их проверки, различать формо- и словообразование;
- ориентироваться в структуре родственных слов, подбирать однокоренные слова, различать проверяемые и проверочные слова;
- обнаруживать пары слов, находящиеся в отношениях словообразовательной мотивации. Моделирование орфографических правил и способов проверки. Составление словаря приставок и суффиксов. Упражнения с гнездом однокоренных слов.
Ведение тетради-справочника.
Дидактические игры «Словообразовательное дерево», «Что лишнее и почему?». Применение сигнальных карточек, карточек-орфограмм.
Тестирование.
4 класс Задачи:
1. углубление понятия «орфограмма» и её опознавательных признаков;
2. усвоение орфографических правил написания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, имен прилагательных и личных окончаниях глаголов. Реализация учебно-методического пособия «Обучение орфографии в 4 классе».
Усвоение опознавательных признаков изученных орфограмм, способов проверки орфограмм в окончаниях.
Умение:
- обнаруживать орфограммы и определять их тип при зрительном и слуховом восприятии;
- графически выделять орфограммы и способы их проверки в текущих и контрольных работах;
- подбирать слово на указанную орфограмму;
- классифицировать слова с орфограммой;
- дополнительный разбор слова по составу с указанием, от какого слова и при помощи чего образовано данное;
- объяснять значения производных слов через словообразовательные связи;
- проводить аналогию в структуре слов через словообразовательные связи;
- проводить аналогию в структуре слов при работе со словообразовательными моделями;
- составлять цепочку последовательного словообразования (учить-учитель-учительская) Моделирование орфографических правил и способов проверки орфограмм в окончаниях.
Дидактические игры «Орфографическое домино», «Городские маршруты».
Тестирование.
Составление орфографических игр и заданий для товарища («Творческая копилка»).
Применение орфографических правил и творческих работ (создание творческих книжек: «Моя семья», «Настоящая девочка», «Папа – солдат», «Золотая осень», «Синица» и других).
Литературное творчество: сочинение загадок, сказок, стихотворений.
Учителя Цель: расширение орфографической компетентности.
Задачи:
1. формирование орфографической рефлективности;
2. формирование орфографической креативности. Усвоение путей обучения орфографии в современной школе, инновационных подходов к изучению правописания: коммуникативно-исследовательского, деятельностного, на интуитивной основе, моделирование правил, тестирование, с компьютерной поддержкой;
Передового опыта учителей. Совещание руководителей школ, семинары, конференции.
Конкурсы и выставки педагогического мастерства.
Включение в проектировочную деятельность и технологию развивающей кооперации, обсуждение видеоуроков на курсах повышения квалификации.
Тренинги, консультации, деловые игры, рефераты, квалификационные работы, тестирование, круглые столы.
Родители Цель: пробуждение, развитие и расширение орфографического опыта родителей.
Задачи:
1. пробуждение у родителей интереса к орфографическим умениям детей;
2. включение родителей в орфографическую деятельность детей;
3. поощрение участия родителей в орфографической деятельности детей.
Реализация программы внеклассной работы по русскому языку, учебных пособий по занимательной орфографии Участие в неделе орфографии, в праздниках, КВНах, викторинах, дидактических играх, в выпуске стенгазет.
Консультации, родительские собрания.