Методическая разработка открытого урока по математике во 2 классе по теме:Сложение двузначных чисел с переходом через разряд ФГОС


Открытый урок по теме: «Письменное вычитание в столбик вида 57-26»
Мотивация к учебной деятельности.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
УЧ: - Придумано кем-то просто и мудро
С улыбкой здороваться:
Д: - Доброе утро!
Д: - Доброе утро! - солнцу и птицам.
Д: - Доброе утро! - улыбчивым лицам.
Д: - И каждый становится добрым, доверчивым
Д: - Доброе утро пусть длится до вечера!
- Реб. давайте повернёмся, улыбнёмся нашим гостям и друг другу. Поздороваемся.
- Начинаем наш урок. Урок математики.
- Ребята, а что от вас требуется, чтобы наш урок математики прошел успешно?
(внимание, трудолюбие, усидчивость, хорошие знания, сообразительность, память)
- На партах у каждого из вас лежит листок самооценки, вы помните, как мы с ним работаем.
Давайте повторим:
( 1 уч: если я уверен в своих знаниях по данному заданию, то я ставлю +
2 уч: если я сомневаюсь в своих знаниях по этому заданию, я ставлю +,-
3 уч: если я не уверен в знаниях, ставлю -.)
Не забывайте про лист самооценки, для того чтобы понять, как вы усвоили материал, выявить свои собственные затруднения, чтобы затем их устранить.
Ну что, приступим к работе!
Устный счет.
И в начале урока – устный счёт.
- Вам сейчас необходимо заполнить табличку, которая начерчена на доске,
1. Запиши число, которое следует за числом 36.(37) С 2. Чему равна сумма чисел 35 и 10? (45) Л 3. Найти разность чисел 50 и 20? (30) О 4.Увеличь 17 на 3. (20) Ж 5. Какое число меньше 15 на 7? (8) Е 6. Запиши число, в котором 4 дес. и 8 ед. (48) Н 7. Первое слагаемое 23, второе3. Найти сумму. (26) И 8. Чтобы получить 57, нужно к 7 прибавить ….. сколько? (50) Е
А сейчас, если вы решили верно, то, пользуясь ключом к шифру, который вы видите на слайде, мы узнаем, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.
37 45 30 20 8 48 26 50
С Л О Ж Е Н И Е
На доске: 37-С, 45-Л, 30-О, 20-Ж, 8-Е, 48-Н, 26-И, 50-Е. (СЛОЖЕНИЕ).
- Чем же мы сегодня займёмся на уроке? Хором!
(Сложением)
-РЕБ, а где можно применять сложение? (при решении задач и примеров, для покупок в магазине, в любой профессии, когда станем взрослыми)
Оцените свою работу по первому заданию в листе самооценки.
-Кто мне скажет, какое сегодня число?
- 13 декабря.
-А день недели?
- Среда.
- Дайте полную характеристику этого числа.
- 13 – двузначное число; состоит из 1 дес. и 3 ед.; соседи числа 13 - это числа:12 и 14
-Откроем тетради, запишем число и классная работа.
- Чтобы узнать что-то новое сегодня на уроке, что надо сделать сначала?
(Повторить те знания, которые мы проходили на прошлом уроке.)
-Хорошо, а для этого мы с вами поработаем в парах.
Вспомним правила работы в парах.
Дети называют правила работы:
1)
2)
- Запишите числовое выражение: 37+25
- Найдите значение этого выражения, пользуясь уже полученными на прошлом уроке знаниями.
Пары показывают свою готовность (руки домиком)
Ребёнок выходит к доске и решает с комментированием пример в строчку:
Раскладываем числа на сумму разрядных слагаемых;
2. Складываем десятки;
3. Складываем единицы;
4. Читаем ответ.
37+25=(30+7)+(20+5)=(30+20)+(7+5)=50+12=62
Оцените свою работу по второму заданию в листе самооценки.
- Как вы думаете, удобно ли выполнять такую запись?
(нет, запись слишком длинная, не удобно)
- Какой способ вы можете ещё предложить?
(выполнить сложение столбиком)3. Пробные действия. Фиксация затруднения.
- Перед вами карточки с заданием ( ).
- Обратите внимание, каким образом записаны числа.
-Как?
(Единицы под единицами, десятки под десятками).
-Попробуйте выполнить сложение столбиком.
Дети выполняют пробное действие на карточках
Фиксирую на доске варианты ответов детей.
-У кого нет решения? Поднимите смайлики.
Поднимают смайлики.
- Что вы не смогли сделать?
(Не смогли сложить числа, сложно, мы раньше не решали примеры, когда при сложении единиц получается больше 10).
- А с решением каких примеров мы уже знакомы?
(когда при сложении единиц получалось число меньше 10)
- Вы молодцы. Вам самим удалось выяснить, что в примере было для вас новым?
- Такой случай в математике называют сложением с переходом через разряд. - В чем у вас возникло затруднение?
(Не знаем способа, с помощью которого можно выполнить эти вычисления)
Открытие детьми нового знания.
- Какова же будет тема сегодняшнего урока?
(Тема: Сложение двузначных чисел с переходом через разряд).
-Сформулируйте цель урока.
1) -Узнать способ сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
2) - Уметь применять этот способ или алгоритм для сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
-Как вы думаете, что же предстоит нам с вами сделать сначала?
(построить алгоритм сложения)
- А что такое алгоритм?
(это последовательность действий)
-Ребята, а поможет нам при открытии нового знания учебник.
А каким образом нам помогает учебник?
(мы прочитаем правило в учебнике и по каждому пункту сделаем вывод)
- Хорошо, открываем учебник на стр.16
- Я предлагаю поработать в группах, но перед работой вспомним правила работы в группах:
Объединяются в группы.
А теперь мы работаем по учебнику по плану:
1. Прочитать правило на стр.16
2. Сделать вывод по каждому пункту.
-Какой же алгоритм получился?
АЛГОРИТМ.
1.Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.
2. Складываю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками)
3. Складываю десятки.
4. Читаю ответ.


Оцените свою работу по третьему заданию в листе самооценки.
- Вернёмся к нашему примеру. Теперь вы сможете выполнить сложение столбиком письменно.
Один ученик записывает решение на доске (по алгоритму, с комментированием)
- Вы смогли справиться с затруднением?
(да)
- Что помогло нам?
(алгоритм)
Оцените свою работу по четвёртому заданию в листе самооценки.
-Давайте закрепим наши новые знания.
5. Первичное закрепление.
-Пользуясь алгоритмом поупражняемся в сложении чисел столбиком с переходом через разряд.
-Кто хочет пойти к доске? Запишем пример:
18+35=
Проверка решения на слайде.

Самостоятельная работа.
- Найдите значение выражения, записывая числа столбиком.
52 + 19=
А теперь поменяйтесь тетрадями.
Проверим правильность выполнения по образцу.
Поменяйтесь обратно тетрадями.
-Кто не ошибся – нарисуйте улыбающийся смайлик.0
- Кто ошибся – не переживайте, нам нужно с вами ещё что?.....
(потренироваться)

Оцените свою работу по пятому заданию в листе самооценки.
Физкультминутка под музыку.
Повторение и закрепление изученного материала.

Оцените свою работу по шестому заданию в листе самооценки.

Итог урока. Рефлексия.
- Итак, ребята, какой новый способ решения мы узнали сегодня на уроке?
(Письменное сложение двузначных чисел в столбик с переходом через разряд.)
-Какую цель мы сегодня ставили перед собой?
(научиться самим письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд)
-Мы смогли научиться этому?
(да)
- Нам удалось достичь цели?
(да)
- Каким же образом складывают двузначные числа?
(используя алгоритм)
-Давайте повторим с вами алгоритм письменного вычисления
АЛГОРИТМ.
1.Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.
2. Складываю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками)
3. Складываю десятки.
4. Читаю ответ.

Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке.
Обсуждение домашнего задания. (на слайде.)
- Прочитайте задачу . На одной полке стояло 47 книг, а на другой на 25 больше. Сколько книг стояло на второй полке?Что нужно найти в задаче?Запишите краткую запись и решение задачи в столбик.
- Решение сверьте с эталоном.Самопроверка .47+25= 72 (кн.)
Ответ: 72 книги на второй полке.