Развитие речи детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей и видов детской деятельности.



Развитие речи детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей и видов детской деятельности.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, и общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становление личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Всестороннее развитие личности ребенка, всех его способностей и дарований – важнейшая социально педагогическая задача развития современного общества. В последнее время стала актуальна проблема развития речи детей. Своевременное овладение правильной речью, имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка. С одной стороны, происходит акселерация и информационный бум, но с другой стороны, когда всего много происходит запредельное торможение. Оно выражается в эпикризных сроках: речи, двигательной реакции. Когда, казалось бы, дети хорошо выполняют действия, но в речи испытывают затруднения. Здесь необходима углублённая работа по формированию речи, повышению уровня коммуникабельности, чтобы подготовить ребёнка к следующей ступени развития.
Для речевого развития очень важным является интеграция разных видов деятельности – речевая, музыкальная деятельность, движения, чувство ритма. Детям нужно по – чаще проговаривать потешки, шутки, прибаутки, детские стихи, сопровождая ими действия ребёнка. Музыкальное сопровождение речевых занятий радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет сказки или рассказа. Учитывая привычку малышей к подражанию, уже с двух лет можно начинать показы-инсценировки, т. е. разыгрывание различных сюжетов при помощи игрушек. Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь. Влияние музыки на эмоциональное, творческое, психическое развитие ребёнка, бесспорно. Музыка способна вызывать у малыша шквал и переживаний. Ребёнок прислушивается к мелодичным и убаюкивающим звукам колыбельной, живо реагируют на плясовую, останавливают взгляд на звучащем инструменте. Очень полезно включать детям классическую музыку, она оказывает на них умиротворяющее и успокаивающее действие. Знакомить с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представлениями детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы о чём песня, про кого дети узнали; весёлая или грустная; нравится ли песня или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка. Музыкально-слуховой опыт детей помогает выделять в речи – темп, ритм, тембр и тем самым способствует формированию правильного речевого дыхания. Вызывая интерес ребёнка к музыке выразительным исполнением, педагог приучает его слушать, не отвлекаясь. Поскольку внимание у детей младшего возраста ещё неустойчиво, поэтому музыка, как средство развития внимания, имеет очень большое значение. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи. Пропевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, педагог развивает у ребёнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию. Для речевого развития необходимо создать эмоционально-положительную среду. Основой, которой, может служить музыкальное сопровождение. Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата, гласные звуки пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенным на умении ребёнка расслаблять голосовые связки.
Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на речевую деятельность: голос, создание выразительного художественно-речевого образа. Культура слушательского восприятия позволяет ребёнку стать полноценным зрителем – слушателем, доступных для ребёнка пяти лет сказок, инсценировок, драматизации. Впечатлениями от прослушивания музыкальных произведений ребёнок делиться со сверстниками, взрослыми. Тем самым, развивая коммуникативную функцию речи. Мелодия, сопровождающая стихи, состоит из простых, повторяющихся оборотов, доступных для воспроизведения детьми дошкольного возраста. Музыкально-логопедическими рифмовками мы называем короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Тексты рифмовок включают большое количество квазиомонимов, различающихся между собой несколькими фонемами, что делает их незаменимыми в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми максимально насыщена рифмовка в соответствии с коррекционной задачей в сочетании с активизацией различных анализаторов, способствуют формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в более короткие сроки. Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому. Пропевание, а точнее, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности. Включение музыкально-логопедических средств языка способствует не только решению коррекционных задач, но и позволяет создать благоприятные условия для эмоционального взаимодействия взрослого и ребёнка, что особенно актуально как в период адаптации к дошкольному учреждению, так и на последующих этапах коррекционной работы.
Этапы работы над музыкально-логопедическими рифмовками:
Первичное восприятие мелодии музыкально-логопедической рифмовки (игра на музыкальном инструменте, аудиозапись).
Первичное восприятие музыкально-логопедической рифмовки.
Повторное восприятие рифмовки в сочетании с демонстрацией наглядного материала (предметными картинками, игрушками и т. д.).
Совместное с взрослым пение (подпевание) рифмовки в игровой ситуации.
Совместное с взрослым пение музыкально-логопедической рифмовки.
Перечисленные этапы работы, обеспечивающие многократное восприятие на слух рифмовки, могут быть реализованы как на одном, так и на серии занятий. Задания к рифмовке разработаны с учётом общедидактического принципа “от простого к сложному” и могут варьироваться в зависимости от возраста детей, их интересов, потенциальных возможностей и уровня речевого развития. Работа с музыкально-логопедическими рифмовками не требует специальной музыкальной подготовки, а потому они могут быть широко использованы в практике помощи детям с речевыми нарушениями не только логопедами, но и другими специалистами. Безусловно, стихи с музыкальным сопровождением заинтересует в работе всех.
Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а воспитателю необходимо учитывать это в работе с детьми. Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветной картинки или предмета придает мыслям стройное течение, в результате чего может произойти оптимальное решение волнующей проблемы, в частности, речевой. Использование во время совместной или самостоятельной деятельности детей цветных табличек Люшера, позволяет диагностировать уровень активности и заинтересованности ребенка тем или иным действием или предметом. Использование цветных табличек виде подложки или фона на столе ребенка способствует активизации или успокоению нервно-психических процессов. Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы, в том числе отвечающим за речевое развитие. Мария Монтессори в своих работах подчеркивала развитие сенсорной сферы ребенка, как основополагающей в развитии познавательной и речевой сферы. Если учитывать, что речь является важнейшим психическим процессом, то влияние цветовых ощущений на скорость данного процесса, неоспорима. (В.М. Бехтерев).
Обогащение словарного запаса порождает необходимость систематизации полученной ребенком информации. Чем интереснее, привлекательнее будет используемый материал, тем качественнее будет усвоение полученных знаний. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способными различать широкую гамму красок, звуков. Мир предстает перед ними во всем богатстве и многообразии. Сенсорное восприятие служит базой для овладения письмом.