Кружок по дополнительному образованию для детей с заболеваниями ЦНС и РДА Природные мотивы

Содержание

Пояснительная записка 2-4
Актуальность 4-5
Новизна 5-6
Цель, задачи программы 6
Принципы 7
Сроки реализации программы.
Форма и режим занятий. Методы проведения занятий. 7-8
Содержание программы 8-9
Прогнозируемые результаты 9
Диагностика результативности 10
Итог 10
Условия реализации 10
Работа с родителями 11-12
Используемая литература 14
Приложение 15-29













Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественную и коррекционную направленность и разработана для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего и старшего дошкольного возраста.
Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Особенно это заметно в развитии как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Дети, как правило, страдают моторной неловкостью, недостаточной координацией движений, плохой переключаемостью с одного движения в другое. Для образования двигательных движений необходимо формирование серии движений, что происходит медленно и с большим трудом. Для детей в дошкольном возрасте с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение координации движений обеих рук и зрительного контроля (зрительно-двигательная координация), страдает двигательная память. Дети, даже прошедшие начальный этап обучения, плохо рисуют, не замыкают линии, неловко выполняют работы по аппликации, рисованию. Кроме этого, у детей наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы - они не могут сосредоточиться на большой промежуток времени, быстро устают, могут оставить свою работу недоделанной. Развитие мелкой моторики очень важно при подготовке детей к письму.
У детей с ограниченными возможностями здоровья более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Если нормально развивающийся ребенок овладевает значительными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития, то у детей с интеллектуальной недостаточностью дело обстоит несколько иначе. Развернуть свою собственную программу они без специальной коррекционной помощи взрослого не в состоянии. У умственно отсталого ребенка-дошкольника наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, что, прежде всего, объясняется не развитостью основного инструмента мышления, речи.
«Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них только при ведущей роли взрослого. Работа с детьми ОВЗ требует особого внимания, так как без специализированного подхода взрослого дети зачастую не в состоянии самостоятельно справиться даже с элементарными способами действий.
Отличительная особенность.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоят в то, что она усиливает вариативную составляющую общего образования. При максимальном расширении содержания и форм практической деятельности детей, создаются условия для самостоятельной продуктивной работы, в которой проявляются творческие способности ребенка.
В программе «Воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, развитие по направлениям (физическое и моторно-двигательное развитие, игра, конструктивные игры, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, труд, формирование представлений о себе и окружающем мире, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность), осуществляется по 3 этапам, от простого к сложному. 1 этап – это 1 год обучения. В этой программе мало дано рекомендаций по практической деятельности художественно-ручного труда, поэтому необходимо закреплять и расширять умения детей полученные в ходе образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Природные мотивы». Наблюдая за детьми, отметила, что моим воспитанникам нравиться все новое, связанное с природными материалами. Поэтому возникла идея разработать программу дополнительного образования «Природные мотивы» для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего и старшего дошкольного возраста, где бы использовался природный и бросовый материал не только как объект «исследуемый», но и объект «воплощения» чего-то прекрасного.
Данная программа направлена на коррекцию познавательной функции руки (ощупывание, захват, поворачивание, перекладывание), на коррекцию речевой активности, на стремление действовать вместе с взрослым и сверстниками и наблюдать за преобразованием природного материала.
Актуальность
Задачи социально – личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится, в частности, формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умения выполнять конкретные трудовые поручения, создавать несложные совместные поделки из разнообразных материалов.
Овладевая первоначальными трудовыми навыками, ребенок приобретает не только опыт предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный опыт. У него возникают самые первые реальные мотивы поведения. Поначалу они в значительной мере ориентированы на самого себя («делаю для себя»). В дальнейшем он стремится к тому, чтобы «доставить удовольствие» и заслужить похвалу других – взрослых.
Дети, рассматривая материал для будущей поделки, осматривают его, ощупывают, сравнивают с другими материалами. Таким образом, идет воздействие на все органы чувств, развиваются сенсорные анализаторы. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто самостоятельно не могут выполнять даже простые поделки. Воспитатель помогает ребенку с первых этапов обучения - планирует с ребенком предстоящую деятельность, активно помогает тем детям, которые не могут справиться. Даже если поделка выполнена совместно, дети испытывают большую радость от общего результата. Вся работа кружка построена по принципу сотрудничества «воспитатель - ребенок», так как детям сложно переключиться с одного вида деятельности на другой в виду своих особенностей.
В результате специальных занятий по ручному труду с детьми с ОВЗ большое значение приобретает развитие собственных трудовых умений детей, которые проявляются в установке на участие в труде взрослых и оказание им посильной помощи, в желании создавать самостоятельные поделки, атрибуты, приобщиться к разнообразным видам ручного труда, включая поделки из природных и бросовых материалов. Особо следует отметить возникновение у детей с ОВЗ эмоционального и словесного общения в ходе совместной деятельности.
Большое влияние оказывает труд с природным и бросовым материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления. Затем после усвоения его процесса, задание усложняется. Руководитель показывает рисунок или фотографию поделки, которую нужно сделать и совместно с детьми воплощает увиденное.
Актуальностью этого вида деятельности является то, что усвоение знаний и умений происходит в непроизвольной форме, не вызывая отвлекаемости и утомления. Создается эмоционально положительный настрой, внутри коллектива происходит осознание своего «Я» в окружающем социуме.
Новизна
Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образованием для детей с интеллектуальной недостаточностью, опыт работы других детских садов, выявлено, что работа ведётся в узком направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, либо занятия – оригами. Программа “Природные мотивы” – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Новизна программы по дополнительному образованию «Природные мотивы» заключается в том, что Программа предназначена для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего и старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 года обучения, но при его не усвояемости за год обучения может и продублировать данную программу по дополнительному образованию, так как при многократном повторении деятельности дети с интеллектуальной недостаточностью будут лучше все запоминать.
Во время совместной деятельности нельзя добиваться от воспитанников быстрого и четкого результата. Каждая коллективная работа рассчитана от 1 до 3 месяцев изготовления. Успешность работы по развитию детей с ОВЗ художественно-ручного труда в решающей степени зависит от методов обучения, от адекватности подбора видов работ на занятии, от степени учета индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Педагогическая целесообразность
Ознакомление с окружающим миром: рассматривание карточек «Времена года»; знакомство с многообразием животного и растительного мира.
Развитие сенсорных представлений: знаний о цвете, форме, величине рабочего материала.
Умение проговаривать свои действия по ходу выполнения продуктов деятельности.
Развитие зрительно-двигательной координации в процессе выполнения элементарных трудовых действий.

Цель программы: создание предпосылок творческой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством выполнения коллективных работ из природного и бросового материала.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
знакомство с различными материалами и техниками;
обучение различным приемам работы с использованием различных материалов: бумаги, ткани, ниток, пластилина, бисера, природного и бросового материала;
формирование интереса к декоративно – прикладному творчеству.
Воспитательные задачи:
Воспитание ценности и уважения к ручному труду.
Воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости, желания доводить начатое дело до конца.
Коррекционно-развивающие задачи:
Коррекция психофизических процессов у воспитанников группы через практическую деятельность.
Развивать навыки самостоятельной работы.
Развитие общей ручной умелости, повышение чувствительности по восприятию формы, фактуры, пластики.
Развитие сенсорных эталонов (закрепление формы, цвета, величины)
Закрепление зрительно-моторной координации руки детей, двигательной памяти.
Принципы:
1. Доступность – простота, соответствие возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям воспитанников.
2. Наглядность – иллюстрированность, красочность, наличие дидактических материалов (является одним из важнейших для детей с интеллектуальной недостаточностью).
3. От простого к сложному – усвоив навыки простой работы, ребенок начинает применять свои знания при выполнении более сложных творческих заданий.
4. Научность - обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
5. Индивидуализация – индивидуальный подход к тем учащимся, которые в нем нуждаются.
6. Дифференцированный подход.

Сроки реализации программы
и возраст детей
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Возраст воспитанников – 5-9 лет.

Форма и режим занятия
Занятия кружка «Природные мотивы» по изготовлению поделок из природного и бросового материала проводится 1 раз в неделю, индивидуально и подгрупповой формой. Продолжительность - 15 минут согласно основной «Программы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью» Л.Б.Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. Приложение № 3

Методы проведения занятий:
1. Словесный (беседа, рассказ и т. д.)
2. Наглядный (показ презентаций, иллюстраций, готового изделия)
3. Ориентировочно-исследовательского (знакомство с предметами)
4. Практический (выполнение работ коллективно и индивидуально)
Методы работы необходимо выбирать в зависимости от темы и поставленной задачи.
Содержание программы

Программа позволяет индивидуализировать сложные виды работ, более сильные и подготовленные дети выполняют сложные конструкции, менее подготовленным, предлагается более простой вариант изготовления изделия.
В теоритической части занятия содержаться:
Знакомство с поделкой
Рассматривание иллюстраций, презентаций
Инструменты и материалы, используемые при работе
Закрепление сенсорных анализаторов (форма, цвет, величина)
Закрепление об окружающем мире (сезонных явлениях, животных, птицах, насекомых)
Правила пользования с материалами и инструментами. (Приложение №2)
В практической части занятия содержаться:
Знакомство с материалами (ощупывание, рассматривание, сравнение)
Показ образца и способы его выполнения (сначала основа, затем мелкие детали, соединяем)
Занятия кружка состоят из нескольких частей (Приложение № 5 ):
Вводная часть:
инструктаж по технике безопасности при работе с клеем, природным и бросовым материалом.
Основная часть:
рассматривание заготовок, набросков;
знакомство с материалом
постановка трудового задания
пальчиковая гимнастика
изготовление работ, взаимодействие детей в процессе труда
индивидуальная помощь при выполнении работ
Заключительная часть:
закрепление
подведение итога занятия

Занятия в кружке проводятся с учетом:
Организации обстановки (размещение объектов наблюдения, условия, отбор и расположение оборудования и материалов); размещение детей
Приемов привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждению интереса (сюрпризные моменты, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация)
Использования на занятиях результатов повседневных наблюдений проводимых с детьми
Возрастных, психологических и индивидуальных возможностей детей на занятиях и индивидуального подхода к ним.
Использование информационных коммуникационных технологий.
Прогнозируемые результаты.
Занимаясь в кружке «Природные мотивы» дошкольники с интеллектуальной недостаточностью научатся различать природный и бросовый материал, его свойства (вода горячая, холодная; песок сыпучий, сухой, мокрый; шишки «колючие», желуди гладкие и т.п.). У детей будут развиваться познавательные функции руки: координация движений обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание). Участники кружка будут общаться друг с другом, действовать "сообща в процессе совместной деятельности. У детей закрепятся знания цветов красный, желтый, синий, зеленый. Дети научатся достигать конечного результата, что положительно влияет на развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью. А в будущем научатся к производительному, общественно – полезному труду и к самостоятельной жизни.
Диагностика результативности дополнительной образовательной программы.
В течение учебного года проводится диагностика (в начале и в конце). На основе диагностики делаются выводы об освоении ребенком программы и делаются рекомендации на следующий учебный год. Ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.
Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны. (Приложение № 6). В этом диагностическом инструментарии предложены ранний дошкольный возраст от 3-4 лет и 4-5 лет для нормально развивающихся детей. В связи с тем, что моя группа детей с нарушениями в развитии и уровень развития низкий, можно использовать эти методики в своей работе.
Результаты работы по программе фиксируются в приложении к дополнительной образовательной программе - Диагностическая карта развития умений детей группы дополнительного образования с интеллектуальной недостаточностью кружка «Природные мотивы» - Приложение № 1
Итог кружковой работы.
Коллективные работы детей и педагогов:
Постоянно действующая экспозиция в группе детского сада.
Участие в конкурсах и выставках городского, окружного, межрегионального и международного уровня.
Условия реализации программы
Материальное обеспечение программы
Светлое просторное помещение (групповая комната):
для каждого ребёнка есть место за столом и набор необходимых инструментов;
в группе оборудован природный уголок, где храниться в пластиковых контейнерах природные и бросовые материалы, принадлежности и незаконченных творческие работы, методическая литература и наглядные пособия для занятий. Приложение № 4

Методическое обеспечение программы
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал  в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Работа с родителями.
Задачи сотрудничества с родителями:
Установка партнерских отношений с семьей каждого обучающегося.
Объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания.
Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Начиная с сентября, по мере необходимости, воспитатель проводят мастер-класс по изготовлению поделок из разных материалов, перед тем, как проводить занятие с детьми. Это делается для того, чтобы родители могли и в домашних условиях научить ребенка простым приемам работы или закрепить умения и навыки, полученные в детском саду. Родителям рекомендовано обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых, необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. В этом нам помогают семинары практикумы с педагогом-психологом в рамках семейного клуба «Дружная семья», где родители и дети задействованы в ручном труде. Организована «Полочка находок» по сбору природного материала. Будучи на отдыхе в летний период родителям и детям дается задание, собрать природный материал. Совместная работа детей и родителей вызывает еще больший интерес, сближает и увлекает детей.
Формы работы с родителями по развитию
творческой умелости детей
1. Беседы.
Цель: Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагог в процессе творческой деятельности детей. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка.
Темы: «Развитие творческих способностей в условиях детского сада и семьи».
2. Дни открытых дверей.
Цель: Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами развития творческой деятельности детей.
Темы: «Влияние среды на творческую активность детей».
3. Тематические консультации.
Цель: Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагога и родителей по вопросам развития творческой деятельности детей.
Темы: «Аппликация в детском творчестве», «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии дошкольника», «Творим дома».
4. Мастер-классы.
Цель: Особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам развития детей. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован воспитателем детского сада, родителями, приглашенными специалистами.
Темы: «Современные материалы для сотворчества детей и взрослых», «Секреты», «Красота вокруг нас» и др.



















Используемая литература
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, А.П.Зарин, Соколова Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» С-Пб., «Союз», 2001.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников», М., «Просвещение», 1985.
Слепович Е.С., Поляковам А.М. «Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью», С.П. «Речь», 2008.
Куликова О.П. «Поделки из природных материалов» М., «Издательский Дом МСП», 2007.
Гирндт С., «Разноцветные поделки из природных материалов» М., «Айрис-Пресс», 2001.
Кикбуш А., Риттер У. «Поделки из природных материалов» М., Штайнмеер, М. «Росмен», 2007.
Колесникова Е. «Фантазии из природных материалов» М., «Эксмо», 2007.
Интернет сайт:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









Приложение №1
Диагностическая карта развития
умений детей группы дополнительного образования
с интеллектуальной недостаточностью
кружка «Природные мотивы»
(начало или конец 2014-2015уч.г.)


п/п
И. Ф.
ребенка
Работа с крупами
Аппликация

Показатели развития



начало
конец
начало
конец
начало
конец
Количество баллов
Уровень развития












Результативность по продуктивной деятельности (поделки)

п\п
Список детей
Ручная умелость

Сенсорное восприятие



ощупывание
захват
поворачивание
точность
перекладывание
намазывание
аккуратность
цвет
форма
величина
Пространственные представления




































































































Условные обозначения:
(+) – ребенок выполняет задание самостоятельно;
(+/-) – ребенок выполняет задание с небольшой помощью, ему дается дополнительная инструкция, которая помогает сконцентрировать внимание на нужном сейчас действии или важной детали;
(-/+) – ребенок выполняет задание с существенной помощью, ему необходима помощь, действуя его руками или выполняя за него часть задания;
(-) – задание не было выполнено, несмотря на предложенную помощь.








Приложение №2

Правила техники безопасности при работе
с различными материалами и инструментами
Работай за своим рабочим местом.
Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент,
туда и положи его после выполненных действий.
Нельзя брать в рот мелкие детали.
При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо
промой их водой.
При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
При работе не держи ножницы концами вверх.
Не бросай и не роняй инструменты, чтобы не сломать их.
Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.













Приложение №3
Перспективное планирование на 2015-2016 уч. год


п\п
Тема занятий, техника
Программное содержание
Цели
Этапы работы
Методические приёмы


Время выполнения

1
«Северный житель» - рисование

Познакомить детей с техникой работы с кистью и гуашью, акварелью. Учить правильно держать кисть, уметь правильно наносить мазки, тычки на основу, не выходя за контур. Развивать чувство прекрасного.
Основа (подготовить основу, фон)
Раскраска основных деталей.
Добавление деталей (заключение)
Вводная беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций на компьютере, видео с рассказом о родной природе Ямала. Пальчиковая игра «Дружные пальчики». Игровая мотивация, показ действий, совместная деятельность педагога с детьми.
Октябрь

2
«Моя мама лучше всех» - рисование

Продолжать знакомить детей с техникой работы с кистью и гуашью, акварелью. Учить правильно держать кисть, уметь правильно наносить мазки на основу, не выходя за контур. Развивать + эмоции к близким родственникам.
Развивать зрительно двигательную координацию
Основа (подготовить основу, фон)
Раскраска лица, волос.
Контур глаз, губ (заключение)
Вводная беседа, вопросы, рассматривание фотографий близких родственников. Пальчиковая игра «Дружная семья» Игровая мотивация, показ действий, совместная деятельность педагога с детьми.
Ноябрь

3
Украшения к новому году
«Новогодние шары» - ДПИ

Закреплять у детей знания о празднике Новый год. Развивать мелкую моторику рук, положительные эмоции. Создание условий для пробуждения речевой активности у детей. Развивать координацию движений обеих рук.
Основа
Подготовка материала (семена тыквы очистить)
Приклеивание на шары
Раскраска (заключение)
Вводная беседа, рассказ воспитателя о Новогодних праздниках. Рассматривание иллюстраций, презентаций на компьютере. Дидактическая игра «Подбери фигуру». Игровая мотивация, показ действий, совместная деятельность педагога с детьми.
Декабрь

4
«Зимушка зима» - рисование с элементами аппликации.

Закреплять знания о времени года «Зима». Продолжать учить детей приёмам работы с бумагой – приклеивание. Развивать мелкую моторику рук. Создание условий для пробуждения речевой активности у детей. Развивать координацию движений обеих рук. Создание эмоционального настроя, желание трудиться в коллективе.
Изготовление отдельных частей общей поделки:
Подготовка основы
Изготовление снега, снежинок
Изготовление веток
Снегири
Раскраска блестками (заключение)
Вводная беседа, рассказ воспитателя о зиме. Рассматривание иллюстраций на компьютере. Дыхательная гимнастика «Снежинка на ладошке». Экспериментирование «Как тает снег». Мотивация, показ действий, совместная деятельность педагога с детьми
Январь

5
«Праздничные открытки» - аппликация из бумаги - ДПИ

Закреплять знания детей о праздниках 8 Марта и 23 Февраля.
Продолжать знакомить детей с техникой работы – складывание, смятие в шарик. Учить правильно держать кисть, уметь правильно наносить клей на основу. Развивать + эмоции к близким родственникам.
Развивать зрительно двигательную координацию обеих рук.
Изготовление отдельных частей открытки:
Основа
Вырезание отдельных частей
Наклеивание на основу (заключение)
Вводная беседа, вопросы, рассматривание фотографий близких родственников. Пальчиковая игра «Моя семья» Мотивация, показ действий, совместная деятельность педагога с детьми.
Февраль, март

6
«Пасха красная» -ДПИ

Познакомить детей с православным праздником Пасхи. Развивать мелкую моторику рук. Создание условий для пробуждения речевой активности у детей. Развивать координацию движений обеих рук. Создание эмоционального настроя, желание трудиться в коллективе.
Изготовление частей к общей композиции:
Основа -раскраска
Приклеивание элементов на основу
Оформление композиции (заключение)
Вводная беседа, рассказ воспитателя о православном празднике Пасха. Рассматривание иллюстраций, презентаций на компьютере. Экспериментирование «Красим яйца к Пасхе». Мотивация, показ действий, совместная деятельность педагога с детьми.
Март, апрель

7
«Весна прекрасна» - рисование, ДПИ

Закреплять знания детей о времени года «Весна», учить складывать из гофрированной бумаги цветы, учить правильно держать кисть.
Изготовление отдельных частей композиции:
Основа
Изготовление цветов, ветвей
Оформление композиции (заключение)
Вводная беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций на компьютере, видео с рассказом о природе. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу». Мотивация, показ действий, совместная деятельность педагога с детьми.
Апрель, май





















Приложение №4

Материалы для изготовления коллективных работ
Плоды каштана
Грецкие орехи
Семена тыквы, дыни, арбуза
Еловая и сосновая шишка
Плоды шиповника
Плоды физалиса
Крупы гречихи, риса, гороха, перловки
Плоды вишни и рябины
Высушенные цветы и трава
Высушенные листья
Зерна кунжута
Камушки
Ракушки
Высушенный мох
Перья птиц
Семена подсолнечника
Раковины улиток
Скорлупа яиц
Высушенные ветки деревьев
Искусственные цветы
Бисер разной фактуры
Ленты, нити разного диаметра и цвета. Фактуры
Различный и безопасный бросовый материал
Элементы декора - шаблоны
Клей, кисти, ножницы, гуашь, акварель
Гофрированная, цветная, бархатная бумага
Фигурки декора мелкие











Приложение №5
Конспект педагогического мероприятия для детей с заболеваниями ЦНС
группа «Оленята»
«Зимушка зима». Знакомство с поделкой.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цель: закрепить знания детей о сезонных явлениях природы – зима. Активизировать в речи детей слова: снег, снежинки, белый, сверкает, кружится сыпучая, мелкая.
Коррекционная задача: развивать мелкую моторику рук - учить брать щепотью, обогащать сенсорный ощущения.
Планируемые результаты: отвечать на простые вопросы воспитателя по теме «Зима».
Предварительная работа: знакомство с явлениями природы на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы.
Материалы: иллюстрации, готовые поделки, компьютер, манная крупа, ветви деревьев, шишки, готовые формы снежинок - декор.
Методические приёмы: беседа, рассматривание иллюстраций, рассказывание, тактильные восприятия (брать манную крупу и снежинки щепотью).

Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент
Воспитатель предлагает под музыку покружиться, полетать как снежинки.
- Какая замечательная музыка у нас сегодня. Знаете, она мне напоминает вальс снежинок. Давайте мы с вами превратимся в снежинок, и покружимся под эту замечательную мелодию.
- Посмотрите, пожалуйста, вот на эти картины. Что на них изображено?
Дети. Зима. Снег. Снежинки.
- Правильно ребята, на картинках изображена зима со всей её красотой.
Воспитатель предлагает просмотреть презентацию по теме.
Мотивационный момент
- А вы знаете, что всю красоту зимнего леса можно сохранить как картину.
Воспитатель показывает детям иллюстрации панно по теме «Зима».
- Посмотрите-ка детки, у меня очень много интересного вот на этом столе.
Перед детьми разложены материалы, и инструменты с чем они будут работать, «воплощать задуманное».
- Я вам расскажу, из чего мы будем делать эту картину - «Зимушка зима».
- Здесь вот манная крупа, она нужна, покрыть основу картины. Мы с вами будем наносить клей на картину, а сверху клея посыпать манкой.



Пальчиковая гимнастика.
Снежок
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком

Знакомство с материалом
- Но сначала потрогайте, какая она – сыпучая, белая, мелкая. (Захват щепотью).
Детям предлагается потрогать в емкости манную крупу с помощью пальчиков (показывает) – проследить, как дети захватывают крупу.
- А вот еще посмотрите, лежат и шишки, и веточки деревьев – сухостой.
Детям предлагается с помощью ощупывания изучить предложенный материал.
Индивидуальная помощь.
Детям предлагается помощь при ощупывании (индивидуальные особенности детей).
Рефлексия.
- Скажите детки пожалуйста в кого мы свами сегодня превращались и кружили под музыку?
Дети. В снежинок.
- А кто мне скажет снежинки в какое время года бывают?
Дети. Зимой.
- Молодцы. Мы сегодня с вами познакомились с манной крупой, ветками деревьев и шишками, то есть все то, что мы будем с вами – «Зимушку Зиму».
- Мы будем с вами, на следующем занятии, готовить картину?
Дети. Будем.








Конспект педагогического мероприятия для детей с заболеваниями ЦНС
группа «Оленята»
«Зимушка зима». Изготовление новогодних игрушек.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Цель: закрепить знания детей о сезонных явлениях природы – зима. Активизировать в речи детей слова: шишки, деревья, на ветвях, твердые.
Коррекционная задача: развивать мелкую моторику рук - аппликация, обогащать сенсорный ощущения.
Планируемые результаты: Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы. Умение сосредоточенно действовать в процессе продуктивной деятельности.
Предварительная работа: закрепить знания о деревьях, рассматривание иллюстраций, беседы, знакомство с предлагаемой поделкой и её материалами, подготовка основы для панно – покрытие манной крупой, ветви ели на картине.
Материалы: иллюстрации, готовые поделки, компьютер, ветви деревьев, шишки, декор-краски серебристого цвета.
Методические приёмы: беседа, рассматривание иллюстраций, рассказывание, тактильные восприятия (брать манную крупу и снежинки щепотью), показ, объяснение индивидуальная помощь.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент
Воспитатель предлагает вспомнить, что они выполняли на прошлом занятии.
- Посмотрите дети. Кто мне скажет, что это у меня?
Дети. Рамка.
- А кто мне скажет, что мы свами хотели изобразить на этой картине
Дети. Зиму.
- Правильно, молодцы! А какая у нас зима?
Предлагает посмотреть на иллюстрации.
Дети. Снежная, белая
2. Знакомство с материалом
- Посмотрите детки, сегодня пришла к вам в гости белочка и принесла у себя в корзинке шишки.
Дети смотрят, ощупывают, берут каждый по одному.
-Какие шишки у нас. Круглые, твердые.
Дети смотрят презентацию «Деревья и их плоды»
3. Мотивационный момент
- Белочка оставила нам шишки, чтобы мы с вами смогли дальше украсить картину. Будем дальше с вами украшать нашу зимнюю картину?
Дети. Да
-Хорошо, но сначала наши пальчики поиграют немножко.
4. Пальчиковая гимнастика.
Белочка
Сидит белочка в тележке,
Продает на орешки.
Лисичке-сестричке,
(Дети поочередно загибают пальчики)
Воробью, синичке,
(От мизинца к большому).
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок, кому в роток,
Кому в лапочку.
Показ воспитателя.
Воспитатель показывает, как нужно раскрашивать красками шишки.
- Посмотрите детки, как я буду красить наши шишки красками. А краски то не простые, а серебристые, они сверкают.
Воспитатель подробно показывает, что нужно сначала взять шишку, прижать пальчиками в одну руку, а затем в другую тюбик с краской. Затем рука с краской-тюбиком наносит мазки на шишку.
5. Индивидуальная помощь.
Детям предлагается помощь при раскраске шишек.
6. Рефлексия.
- Вот какие красивые и зимние шишки у вас получились. Молодцы.
- Вам понравилось сегодня, как мы раскрашивали белкины шишки.
Дети. Да
- Кто мне скажет, а где растут шишки?
Дети. На ёлках, на деревьях
- А кто к нам в гости сегодня приходил?
Дети. Белочка.
- Молодцы, умнички. А на следующем занятии, мы с вами продолжим украшать нашу зимнюю картину «Зимушка Зима».



Приложение № 6 Диагностика развития мелкой моторики рук.
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.
Диагностики для младшего дошкольного возраста.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").
Оценка результата воспитателем.
( + ) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
( - ) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.
( - ) – 1 балл – ребенок справился с заданием.
Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет:
1. Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
2. Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой
на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.
3. Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.
Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.
Задание для детей 4 – 5 лет.
1 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев

· «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

· «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

· «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

· «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок.
Упражнения на дорисовывание

· Дорисуй прямую линию;

· Дорисуй волнистую линию;

· Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок.
Работа с бумагой

· Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

· Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок.
Упражнения на координацию движений.

· «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

· Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);

· Катание шарика.
Методика проведения обследования развития мелкой моторики.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2 - балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.












13PAGE 15


13PAGE 14115




 02ЊЋ ўк
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· "$&(*,.02ўр15