Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ КАК ФАКТОРА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ КАК ФАКТОРА, СПОСОБСТВУЮЩЕГО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Кривошеева В.П.
Малахов А.Е.
PROMOTING A HEALTHY LIFESTYLE LESSONS AS A FACTOR CONTRIBUTING TO HEALTH PROMOTION AND CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS
Krivosheeva VPMalakhov A. E.
Аннотация
Статья посвящена главной причине отставания в учёбе неуспевающих учеников – плохому состоянию здоровья
AbstractThe article is devoted to the main cause of lag in academic under-achievers students - poor health
Ключевые слова: деятельностный подход, неуспевающие ученики, проведенный самоанализ, целенаправленное воспитание, мотивация здоровья
Keywords: activity approach, underachieving students, conducted a self-analysis, targeted education, motivation, health
Длительный опыт работы убеждает в том, что в условиях деятельностного подхода в образовании преподавание должно быть направлено на формирование культуры здорового образа жизни обучающихся.
Ещё советский педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание чаще всего совершенно незаметное, и поддающееся лечению только, совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Вот лишь несколько цифр. По опросам (анкетирование, тестирование, интервьюирование) обучающихся МОУ «Боброводворская СОШ» режим дня не соблюдают 60% школьников, правильно не умеют отдыхать около 70% , неправильно питаются больше 50%, имеют избыточный вес - 9%, не соблюдают норм личной гигиены - 7%. И это данные по одной школе. Думаем, что они примерно такие же, а может быть ещё более удручающие по другим школам России. Добавим к этому наличие вредных для здоровья привычек и малую подвижность учащихся (гиподинамия). Она составляет в младших классах примерно 22%, а в старших увеличивается до 45% времени бодрствования. На фоне гиподинамии чрезмерное употребление углеводов и жиров приводит к избытку веса и ожирению, которыми страдают 10% мальчиков и 13% девочек. А это уже опасность.
На вопрос: «Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своём здоровье»- 37 учащихся (37%) ответили, что никак не забочусь или плохо.
На вопрос: «Какое настроение чаще всего у тебя бывает в школе?»- 43 учащегося (43%) устают, 23 (23%) – трудно учиться, а 15 учащихся (15%)- чувствуют подавленность.
Таким образом, исходя из проведённого самоанализа видно, что отклонения в состоянии здоровья (вплоть до болезни) часто имеют именно поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается путём воспитания. Здоровый образ жизни современного человека не может сложиться без нормированного распределения «рабочего» времени ребёнка, без формирования путём целенаправленного воспитания мотивации здоровья, что, несомненно, скажется на энергетической жизнестойкости и улучшении творческого потенциала.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
-экология;
-семья и микроклимат в ней;
-наследственность
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей ;-круг общения, вредные привычки;
-питание;
-здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
-стрессовая педагогическая тактика;
-несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
-провалы в существующей системе физического воспитания;
-интенсификация учебного процесса;
-функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья ;-частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
-отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
-сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно, системно, длительно и непрерывно.
Надеемся, что новая система стандартов ФГОС сможет сгладить существующие «углы» образования.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Важнейшая ценность - здоровый и творческий образ жизни, как фактор, способствующий укреплению физического и интеллектуального здоровья обучающихся.
Н. К. Смирнов сформулировал принципы здоровьесбережения. Это:
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
В настоящее время одной из актуальных целей образовательного пространства является духовно, творчески и физически здоровый выпускник.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов Н. М. Алгоритм здоровья. М.: ACT; Донецк: Сталкер. 2005. 219 с.
2.Ананьев Б.Г. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: 2000. 320 с.
6. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе. 2005, №5. С.50-55.
8. Калягин А. Здоровый образ жизни и его составляющие // Основы безопасности жизни. 2005. № 9. С. 8 -13.
9. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. № 11. С. 75.