«ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКЕ БАСКЕТБОЛА»

«ИГРОВОЙ МЕТОД КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ 12-13 ЛЕТ НА УРОКЕ БАСКЕТБОЛА»

Аннотация: В статье предложены и экспериментально апробированы специальные игровые упражнения и игры для развития специальных физических качеств у мальчиков 12 - 13 лет на уроке баскетбола. Достоверное улучшение спортивных результатов у мальчиков 6 «а» класса - экспериментальной группы в контрольных тестах свидетельствует об эффективности предложенного игрового метода как форма развития физических качеств.
Актуальность:
Одной из составных частей физического воспитания является развитие физических качеств. В возрасте 12-13 лет развитие физических качеств оказывает большое влияние на физическое развитие школьников.
Баскетбол одна из наиболее массовых и популярных игр современной молодежи. И как форма физического воспитания игра баскетбол - эффективна, и по праву занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания населения нашей страны.
При правильной организации занятий баскетболом способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованью всех функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявление смелости и сообразительности (Аникина Т. А, Ашмарин Б.А.) .
В результате изучения и анализа литературных данных, касающихся игрового метода как форма развития физических качеств, нами были избраны следующие направления.

Цель исследования – игровой метод как форма развития физических качеств у мальчиков 12-13 лет на уроке баскетбола.
Объект исследования – учебный процесс на уроке баскетбола мальчиков 12-13 лет.
Предмет исследования - форма развития физических качеств посредством игровых упражнений и игр у мальчиков 12-13 лет на уроке баскетбола.
Гипотеза – мы предполагаем, что использование игрового метода как форма значительно увеличит уровень развития физических качеств мальчиков 12-13 лет на уроке баскетбола в общеобразовательной школе.
Задачи исследования - определить уровень физической подготовленности у мальчиков 12-13 лет, теоретически обосновать методику развития физических качеств посредством игровых упражнений и игр с учетом возрастных особенностей обучающихся, опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения игрового метода как форму на занятиях по баскетболу у мальчиков 12-13 лет с помощью игровых упражнений и игр.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы – анализ научно – методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогический контроль; педагогический эксперимент; математическая статистика.
Практическая значимость - состоит в применении специальных игровых упражнений и игр для развития физических качеств в общеобразовательной школе, что позволит:
повысить уровень технического мастерства;
повысить уровень двигательной подготовки;
повысить уровень физических качеств мальчиков 12-13 лет.
Была проведена игровая методика с использованием игровых упражнений и игр направлена на развитие физических качеств мальчиков 12-13 лет. Данные игровые упражнения и игры позволили выявить физические способности, такие как: скоростные и скоростно-силовые качества и координацию движений.

Анализ научно-методической литературы выполнялся в следующих аспектах: первый был связан с рассмотрением сущности подвижного игрового метода (к которому относится метод круговой тренировки), а второй с особенностями проведения урока по подвижному игровому методу.
Проводя педагогический эксперимент, нам удалось рассмотреть показатели уровня физической подготовленности мальчиков 12-13 лет 6«а» класса, которые использовали игровые упражнения и игры и мальчиков 6«б», обучающихся в общеобразовательной школе без использования игровой методики, до и после проведения эксперимента, а также сравнить данные показатели и сделать соответствующие рекомендации.
Состав экспериментальной группы 6 «а» класса составляет 12 человек, контрольной группы 10 человек (только мальчики), возраст испытуемых 12-13 лет.
Занятия проходили два раза в неделю, упражнения и игры применялись в основной части урока, включая в себя:
Прыжок за прыжком;
К финишу прыжками;
Подбрось – поймай;
Коллективная скакалка;
Трудный прыжок;
Ведение с выбиванием мяча;
Эстафета с ведением и броском по кольцу;
Броски в кольцо с места;
Прыгуны и пятнашки;
Ловля и передача мяча с шагом;
Бросок мяча в корзину одной рукой с места, двумя руками снизу и от груди после ведения;
Ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения, с отскоком мяча на разную высоту. [Богданов Г.П.]
Для тестирования физической подготовленности мы воспользовались следующими тестами специальной подготовленности:
Ведение с броском в кольцо;
Передача мяча;
Броски с дистанции;
Штрафные броски.
В результате использования специальных игровых упражнений и игр развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке подвижного игрового метода. А тем самым этот игровой метод как форма развития физических качеств, способствует значительному улучшению координационных способностей.
Нами было проведено тестирование, в результате которого был установлен уровень развития физической подготовленности. Результаты проведенного исследования представлены в таблице.
Анализ уровня специальной подготовки мальчиков КГ и ЭГ с определением достоверности различий по t критерию Стьюдента
Статистические показатели
Ведение с броском в кольцо
(в сек.)
Передача мяча
(в сек.)
Броски с дистанции
(в сек.)
Штрафные броски

N = 10





K(таб.Коэф.)=3,08





f=10+10-2 =18





t0,05 = 2,10
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ

Х ср.арифмет.
12,76
10,47
14,67
13,27
338,7
226,7
5,1
7

Х max
13,8
11,3
15,5
13,6
276
250,2
7
8

Х min
11,2
9,4
13,7
12,8
308
173,2
4
6

t (cр.ошибка разности)
7,6
7
10,1
4,7

Разница средних арифметических значений
2–х групп

2,3


1,4


112
(1мин. 52сек)

1,9


f =18 t0.05 =
2,10
2,10
2,10
2,10

P - достоверность различий
P < 0,05
P < 0,05
P < 0,05
P < 0,05


В результате проведенного тестирования уровня развития специальных качеств, мы выявили, что ведение с броском в кольцо у ЭГ результат лучше на 2,3 секунды, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, мы можем утверждать, что одна методика обучения оказалась эффективнее другой.
В передачи мяча мы выявили, что у ЭГ результат лучше на 1,4 секунды, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, мы можем утверждать, что уровень подготовки в 6 «а», выше чем в 6 «б».
В бросках с дистанции результат ЭГ оказался лучше на 1мин. 52сек., различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, мы можем утверждать, что одна методика обучения оказалась эффективнее другой.
В штрафных бросках результат ЭГ оказался лучше на 1,9 раза, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит, по всем показателям тестовых заданий результат оказался выше в ЭГ, т.е. мальчиков занимающихся в 6 «а» классе.
Итак, в процессе анализа полученных в результате исследования показателей было выявлено, что игровая методика как одна из форм направленная на развитие физической подготовленности у мальчиков 12-13 лет, включала игровые упражнения и игры, которые способствовали повышению их уровня, что подтвердило нашу гипотезу.
Литература:
Алачачян А. Записки баскетболиста. - М. .: Физкультура и спорт, 1965.
Агаджанян Н.А. Физиология человека. Медицинская книга. Нижний-Новгород. 2003г.
Аникина Т.А., Ковтун Л,Г. и др. Избранные главы по возрастной физиологии.- Казань: «Радуга» 1992г .-150 с.
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978 – 223 с.
Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М., 1986
Башкин С. Г. Уроки по баскетболу. М. 1966.
Блауш ПК. К теории тестирования двигательных способностей. - М.: 1988.
Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: «Физкультура и спорт» 1985 г.
Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 4-6 классах. - М.: «Просвещение» 1979 г.




15