Рекомендации родителям по развитию артикуляции младших школьников

Советы логопеда для родителей

РАЗВИВАЕМ АРТИКУЛЯЦИЮ
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.
Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.
Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.
Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.

Комплекс АртикуляционныХ упражнениЙ для Губ
1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым (под счёт до 10).
2. «Улыбка»- губы растянуть в улыбке (подержать под счёт до 10).
3. «Хоботок»- губы вытянуть вперёд (подержать под счёт до 10).
4. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Хоботка» (10-15 раз).
5. «Надуем и хлопнем шарик» - Надуть щеки, удержать воздух, затем с силой вытолкнуть воздух наружу.

Комплекс АртикуляционныХ упражнениЙ для Языка
1. «Лопата»- широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать под счёт до 10.
2. «Иголочка»- узкий напряженный язык высунуть вперёд и удерживать (под счёт до 10).
3. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки» (10-15 раз).
4. «Лошадки» - пощёлкать языком (10-15 раз).
5. «Грибок»- язык присосать к нёбу и удерживать под счёт до 10.
6. «Гармошка»- язык в положении «Грибка», выполняются движения нижней челюсти вверх – вниз (10-15 раз). 7. «Чашечка»- края языка напряжены в виде ковша (подержать под счёт до 10).
8. «Вкусное варенье» - широким языком обхватить верхнюю губу, занести язык в рот (10-15
раз).
9. «Кошка сердится» - Рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Поднять спинку языка к верхним зубкам, прижать и удерживать под счет от 1 до 5.
10. «Покусаем язычок» - Покусывание языка с продвижением от кончика к спинке и обратно.
11. «Наказать язычок» - Похлопывание языка губами, сопровождаемое произношением слогов пя-пя-пя или мя-мя-мя.
12. «Часики» - Движение кончиком языка вправо- влево (10-15 раз).
13.«Качели» - Широко раскрыть рот, поднять кончик языка вверх, за верхние зубы, опустить к нижним. Выполнять под счет: раз-два или под команду вверх-вниз.
14.«Нарисуй круг» - Рот широко открыт, кончиком суженного языка совершаем круговые движения по поверхности верхней и нижней губы вправо и влево.
15. «Чистим зубы» - Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» зубы верхние, потом нижние, двигая языком вправо-влево, изнутри и снаружи.
16. «Маляр» - Рот широко открыт. Кончиком языка от верхних зубов к мягкому небу и обратно делаем медленные движения, как будто кисточкой красим потолок.
17. «Дятел» - Широко открыть рот, поднять язык вверх, прижав боковые края языка к коренным зубам. Удерживая язык в таком положении, кончиком языка стучать в бугорки за верхними зубами (альвеолы): д-д-д.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ОСНОВНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОМПЛЕКСЫ РЕКОМЕНДУЕМЫХ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Артикуляционный уклад звука “С”: губы слегка растянуты в улыбку. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних зубов. Вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. Голосовые складки разомкнуты.
Артикуляционный уклад звука “З”: губы слегка растянуты в улыбку. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних зубов. Вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. Голосовые складки сомкнуты.
Артикуляционный уклад звука “Ц”: губы слегка растянуты, зубы разомкнуты. Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан, кончик находится у нижних резцов. Передняя часть спинки языка смыкается с твердым нёбом у верхних резцов, а затем смычка размыкается.

Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц: “Улыбка”, “Лопата”, “Чистим нижние зубы”, “Непослушный язычок”, “Горка”, “Киска сердится”

Артикуляционный уклад звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционный уклад звука “Ж”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционный уклад звука “Ч: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед, артикуляция в два этапа: средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель; струя воздуха сильная и короткая, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционный уклад звука “Щ”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят до уровня верхних зубов, передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: “Хоботок”, “Кружочек”, “Непослушный язычок”, “Лопатка”, “Качели”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Чистим верхние зубы”, “Маляр”, “Грибок”

Артикуляционный уклад звука “Л”: зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена, задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика для звука Л: “Иголочка”, “Качели”, “Чашечка”, “Чистим верхние зубы”, “Маляр”, “Покусаем язычок”, “Непослушный язычок”.

Артикуляционный уклад звука “Р”: зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика для звука Р: “Качели”, “Лошадка”, “Грибок”, “Непослушный язычок”, “Иголочка”, “Чашечка”, “Чистим верхние зубы”, “Маляр”, “Дятел”.

2. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, вы, дорогие родители, решите сразу две задачи: во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовите к овладению навыком письма, что поможет избежать многих проблем школьного обучения (неровность линий, длительное становление почерка, замедленный темп письма; стойкие замены букв, сходных по написанию, зеркальное написание, пропуски букв, слогов и слов).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ РУКИ
1. Линование, штриховка в заданном направлении: проведение вертикальных, косых, горизонтальных линий; рисование овалов, кругов, полукругов; "закручивание" и "раскручивание" улиток, начиная с точки, и, неотрывая карандаша от бумаги
2. Специальные пальчиковые игры.
3. Обводка изображений по трафарету, через кальку, по контуру.
4. Выкладывание мозаики.
5. Вырезание кругов и многоугольников и др. изображений.
6. Застегивание и расстегивание пуговиц.
7. Шнуровка.
8. Развязывание и развязывание узелков.
9. Нанизывание бусинок.
10. Перебирание крупы.
11. Сгибание бумаги.
12. Игры с металлическим конструктором.
13. Лепка.

3. РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ИХ МЕСТО, КОЛИЧЕСТВО, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Подними руку, если услышишь звук
Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком) , со звуком в середине слова
Назови первый (последний) звук в словах
Подбери букву к картинке
Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки.
Посчитай количество звуков в слове
Игра «Цепочка слов»
Игра «Кто больше придумает слов на звук »
Игра «Назови животное (транспорт, цветок, овощ, фрукт) на звук »
Игра «Сложи слово» (из звуков, данных по-порядку или в разбивку, сложи слово:
м, а, к - ?; а, м, к - ?)

Аналогичную работу можно проводить на уровне слога.

4. РАЗВИВАЕМ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И СВЯЗНУЮ РЕЧЬ
Назови предметы одним словом: Диван, кровать, стул, шкаф – что это?
Назови овощи, фрукты, одежду, обувь, растения, деревья, цветы, животных, времена года, месяцы, дни недели и др.
Придумай второе слово: Яблоко – фрукты, свёкла - , чашка - .
Назови лишний предмет: Морковь, лук, самолёт, капуста. Лук, картофель, репа, груша.
Отгадывание загадок и обоснование ответа. (Как догадался?)
Придумывание загадок (с использованием обобщающих слов).
Назови кто как передвигается, кто как подаёт голос, кто как ест, кто что делает (что делает учитель, продавец и т.д.)
Опиши предмет по цвету, форме, величине: Какой помидор? Огурец? Мяч?
Закончи предложение: Груша сладкая, а лимон Лента узкая, а река
Скажи наоборот: День – ночь, радость - , высокий - , длинный - , радуется -
Образование формы множественного числа существительных: Стул – стулья, ухо - , звезда - , вагон – много вагонов, окно - много
Ответь на вопросы полным ответом: Что я вижу? Что я возьму с собой? Что я люблю? Что я нарисую красным (зелёным, жёлтым, синим) карандашом? Кому нужны кисть, ножницы, ружьё, удочка, весы? Кого чем угостишь? Чем работает маляр, парикмахер и т.д.? Что где хранится? (посуда, одежда, книги) Что где покупают? (лекарство, хлеб, молоко, газеты) Что где растёт? (грибы, овощи, фрукты, пшеница, клюква, клевер, яблоки)
Добавь слово: Рисовать карандашом, писать , мести , копать , пилить ;
Выполни действия: Положи карандаш на книгу, под книгу, в книгу.
Оречеви свои действия:Что ты делаешь? Что ты делал? Что ты будешь делать?
Скажи ласково: Дом – домик, ключ - , ручей -
Какой предмет? Шкаф из дерева – деревянный, сумка из кожи - Жара – день жаркий, холод – день
Чей предмет?
У лисы хвост лисий, у льва - , у медведя -
Выучи стихотворение наизусть.
Расскажи текст по-ролям.
По прочитанному рассказу ответь на вопросы.
Перескажи рассказ.






















Советы логопеда для родителей

РАЗВИВАЕМ АРТИКУЛЯЦИЮ

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.
Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.
Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.
Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.

Комплекс АртикуляционныХ упражнениЙ для Губ
1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым (под счёт до 10).
2. «Улыбка»- губы растянуть в улыбке (подержать под счёт до 10).
3. «Хоботок»- губы вытянуть вперёд (подержать под счёт до 10).
4. Попеременное выполнение «Улыбки» и «Хоботка» (10-15 раз).
5. «Надуем и хлопнем шарик» - Надуть щеки, удержать воздух, затем с силой вытолкнуть воздух наружу.

Комплекс АртикуляционныХ упражнениЙ для Языка
1. «Лопата»- широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать под счёт до 10.
2. «Иголочка»- узкий напряженный язык высунуть вперёд и удерживать (под счёт до 10).
3. Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки» (10-15 раз).
4. «Лошадки» - пощёлкать языком (10-15 раз).
5. «Грибок»- язык присосать к нёбу и удерживать под счёт до 10.
6. «Гармошка»- язык в положении «Грибка», выполняются движения нижней челюсти вверх – вниз (10-15 раз). 7. «Чашечка»- края языка напряжены в виде ковша (подержать под счёт до 10).
8. «Вкусное варенье» - широким языком обхватить верхнюю губу, занести язык в рот (10-15
раз).
9. «Кошка сердится» - Рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Поднять спинку языка к верхним зубкам, прижать и удерживать под счет от 1 до 5.
10. «Покусаем язычок» - Покусывание языка с продвижением от кончика к спинке и обратно.
11. «Наказать язычок» - Похлопывание языка губами, сопровождаемое произношением слогов пя-пя-пя или мя-мя-мя.
12. «Часики» - Движение кончиком языка вправо- влево (10-15 раз).
13.«Качели» - Широко раскрыть рот, поднять кончик языка вверх, за верхние зубы, опустить к нижним. Выполнять под счет: раз-два или под команду вверх-вниз.
14.«Нарисуй круг» - Рот широко открыт, кончиком суженного языка совершаем круговые движения по поверхности верхней и нижней губы вправо и влево.
15. «Чистим зубы» - Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» зубы верхние, потом нижние, двигая языком вправо-влево, изнутри и снаружи.
16. «Маляр» - Рот широко открыт. Кончиком языка от верхних зубов к мягкому небу и обратно делаем медленные движения, как будто кисточкой красим потолок.
17. «Дятел» - Широко открыть рот, поднять язык вверх, прижав боковые края языка к коренным зубам. Удерживая язык в таком положении, кончиком языка стучать в бугорки за верхними зубами (альвеолы): д-д-д.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ОСНОВНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОМПЛЕКСЫ РЕКОМЕНДУЕМЫХ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ С, З, Ц

Артикуляционный уклад звука “С”: губы слегка растянуты в улыбку. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних зубов. Вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. Голосовые складки разомкнуты.
Артикуляционный уклад звука “З”: губы слегка растянуты в улыбку. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних зубов. Вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. Голосовые складки сомкнуты.
Артикуляционный уклад звука “Ц”: губы слегка растянуты, зубы разомкнуты. Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан, кончик находится у нижних резцов. Передняя часть спинки языка смыкается с твердым нёбом у верхних резцов, а затем смычка размыкается.

Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц: “Улыбка”, “Лопата”, “Чистим нижние зубы”, “Непослушный язычок”, “Горка”, “Киска сердится”

ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ Ш, Ж, Ч,Щ

Артикуляционный уклад звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционный уклад звука “Ж”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционный уклад звука “Ч: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед, артикуляция в два этапа: средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель; струя воздуха сильная и короткая, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционный уклад звука “Щ”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят до уровня верхних зубов, передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: “Хоботок”, “Кружочек”, “Непослушный язычок”, “Лопатка”, “Качели”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Чистим верхние зубы”, “Маляр”, “Грибок”


СОНОРНЫЕ ЗВУКИ Л, Р

Артикуляционный уклад звука “Л”: зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена, задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика для звука Л: “Иголочка”, “Качели”, “Чашечка”, “Чистим верхние зубы”, “Маляр”, “Покусаем язычок”, “Непослушный язычок”.




Артикуляционный уклад звука “Р”: зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика для звука Р: “Качели”, “Лошадка”, “Грибок”, “Непослушный язычок”, “Иголочка”, “Чашечка”, “Чистим верхние зубы”, “Маляр”, “Дятел”.







15