Урок «Письменное деление многозначного числа на трехзначное»


Урок математики в 4 классе
Тема: «Письменное деление многозначного числа на трехзначное»
Тип урока: ОНЗ Открытие новых знаний
Учебник – Математика, 2 часть, Просвещение, М.И.Моро
Цель урока:
Познакомить с делением многозначного числа на трехзначное;
вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное.
Задачи урока:
1) Закрепить умение делить на двузначное число, повторить алгоритм деления на двузначное число; продолжить работу над формированием вычислительных навыков, развивать умение решать задачи.
2) Содействовать развитию мыслительной, творческой деятельности учащихся; формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки.
3) Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи при работе в группе;формировать бережное отношение к природе.
Формы организации познавательной деятельности: игровая, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности 1-2 минуты
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Улыбнитесь все гостям
И садитесь по местам.
- Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке. Постарайтесь выполнять все вычисления точно, работать быстро и, самое главное, дружно!
2.Актуализация знаний 4-5 минут
- Предлагаю расшифровать слово, соединив стрелками выражение с его значением.
- Проверяем правильность решения с помощью сигнальных карточек.
- Кто первый идет к доске? Следующий? и т.д.
900 : 3 = 300 ( и ) 360 : 4 = 90 ( о ) 6400 : 80 = 80 ( л )
720 : 80 = 9 ( э ) 16 ∙ 4 = 64 ( о ) 20 ∙ 9 = 180 ( г )
56 : 8 ∙ 70 = 490 ( я ) 81 : 9 ∙ 7 = 63 ( к )
- А теперь расположите эти числа в порядке возрастания и прочитайте слово:
9 63 64 80 90  180  300 490
Э к о л о г и я
- Что такое «Экология»?
(Экология – наука, которая изучает взаимодействия живых организмов между собой и со средой, в которой они обитают.)

- Решим несколько задач устно.
- Приготовьте сигнальные карточки.
1) Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает предприятие в атмосферу после установки очистительных сооружений? (10 т)
2) На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг чистого воздуха потребуется на 1 человека? (51:3=17 кг)
3)Сколько кг воздуха потребуется на наш класс (если в классе 8 учеников)?(17х8=136 кг)
- Сегодня в течение урока вы будете сами себя оценивать.
- Если вы справились с заданием - на полях поставьте «+»,
- Закончился первый этап урока. Давайте оценим свою работу.
3. Постановка учебной задачи 6 – 8 минут
85725177800 – Решаем математические “цепочки”.
(Работа – обратная связь.)
– Запишите в тетради получившиеся ответы. На какие группы можно разделить эти числа? (52,36,4,54,47,160)
(Четные и нечетные; однозначные, двузначные, трехзначные.)
– А сейчас запишите числа в порядке убывания.
– Назовите цифры, которые вы используете для записи чисел.
(По ходу ответов, цифры вывешиваются на доску и обращается внимание на правильную запись каждого числа.)
– А сейчас один из вас перевернет карточки с ответами на доске.
– Какое слово у вас получилось? (Делить.)
– Кто мне скажет, что мы с вами будем делать сегодня на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем продолжать делить.)
- Посмотрите на числовые выражения, которые записаны на доске.
Что их объединяет? (они на деление)
- Найдите значения выражений, пользуясь алгоритмом деления на двузначное число.
У доски будут решать Ксения и Алексей , роль консультанта поручим Ире.
29 736 : 56 (Ответ 531)
19 188 : 82 (Ответ 234)
Задача Иры: внимательно следить за выполнением задания и при необходимости оказать помощь.
Задание для остальных:
Найти значение выражений, которые находятся на карточках, записав их решение в тетрадях.
26 250 : 35  72756 : 172
- Кто быстро справится с заданием, помогите соседу.
750 – столько жуков – короедов съедает за 1 день дятел
423 – столько тли в среднем съедает за день божья коровка
ПРОВЕРКА (1 ученик говорит ответ, ост.- поднимают сигнальные карточки )
Я прикрепляю карточки с ответами на доску.
Закончился следующий этап урока.  Оценим свою работу.
- Ребята, где у вас возникло затруднение?
- Почему?
- Что это за деление?
- Какова же тема нашего урока? (Деление на трехзначное число)
- Какую цель мы для себя поставим? (Познакомиться с алгоритмом деления на трехзначное число. Научиться делить на трехзначное число.)4.«Открытие нового знания» 9 - 10 минут
- Ребята, как лучше изучать новое – по одному или вместе?
- Давайте объединимся в группы и выясним, как решаются подобные примеры.
Я прошу ребят объединится в две группы.
Задание группам: Вставить недостающие данные алгоритма и найти значение выражения.
Когда группа будет готова, она подает сигнал и ребята этой группы рассаживаются за свои парты.
Вставьте недостающие данные и найдите значение выражения.
954: 318
Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 954 на 300 .
Для этого разделим 9 на 3, в частном получим _3__. Это пробная цифра.
Умножим 318 на _3_ , получится __954__ . Значит, частное __3_ .
Группа решает свой пример, если группа готова, подает сигнал, и ребята возвращаются на свои места.
Вставьте недостающие данные и найдите значение выражения.
954: 318
Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 954 на 300 .
Для этого разделим 9 на 3, в частном получим _3__. Это пробная цифра.
Умножим 318 на _3_ , получится __954__ . Значит, частное __3_ .

Группа решает свой пример, если группа готова, подает сигнал, и ребята возвращаются на свои места.

ПРОВЕРКА (читает 1 человек из команды, что у них получилось)
- Чтобы проверить себя, где мы можем прочитать об этом?
(в учебнике)
- Откройте учебники на с.60 и прочитайте алгоритм деления на трёхзначное число.
Оцените свою работу.
ФизминуткаРаз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На 4 руки шире.
5 – руками помахать.
6 – за парту тихо сесть.
5.Первичное закрепление 4 – 5 минут;
- Выполним следующее задание, применив полученный алгоритм.
В учебнике с.60 № 287 под цифрой 1. Решим 2 и 3 примеры вместе.
-Даниил решает 2-й пример.
- 3 - ий пример – Вероника.
(Дополнительно: в печатной тетради с. 57 № 47)
Оцените свою работу.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение 8–10 минут;
– Перед вами лежат карточка -тест, которая позволит вам зрительно представить данный алгоритм и выполнить вычисления, а так же на данном примере еще раз объяснить выполнения письменного деления на трёхзначное число своему партнеру.
– А кто мне скажет, какие правила дружной работы необходимо помнить?
Внимательно слушай товарища.
Говори вполголоса.
Исправляй товарища так, чтобы его не обидеть.
Береги каждую минуту.
11349728 : 208
а) 540566
б) 54566*
в) 545651
г) 5466
529156 : 503
а) 34764
б) 256
в) 1520
г) 1052*
32922 : 279
а) 437
б) 6580
в) 118*
г) 9183
529842 : 758
а) 13986
б) 546
в) 699*
г) 799
-И сейчас один из вас, покажет нам, как он объяснял своему товарищу. А остальные ребята проверяют правильность своего выполнения.
Проверили с доски, оценили себя . - Наша страна богата полезными ископаемыми.
- Что такое полезные ископаемые? (Полезные ископаемые - это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)
-Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, природные богатства нужно беречь и охранять.
- Ребята, а какие полезные ископаемые использует в строительстве? (глина, песок, известняк, щебень, гравий и т.д.)
-Найдите на с.60 в учебнике № 288.
- Виолетта, прочитай вслух задание.
- Что здесь дано? (условие задачи)
- Запишите в тетрадях «номер 288».
- Что строители используют для приготовления бетона? (цемент, песок, щебень)
- Каким способом лучше записать краткую запись?
1 ученик выходит к доске.
Цемент - 120 т
Песок - ? т, в 2 раза >, чем Израсходовали 1/3 = ? т
Щебёнка -? т, в 4 раза >, чем
- Поставьте вопрос?
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Обсудите в парах решение задачи, составьте программу действий и выясните, что узнаем каждым действием.
-Чья пара будет готова, подайте сигнал.
ПРОВЕРКА программы действий с разъяснением того, что узнаем.
Запишите решение в тетрадях самостоятельно.
120 ∙ 2 = 240 (т) песок
240 ∙ 4 = 960(т) щебень
960 : 3 = 320 (т) израсходовали
Кто быстро запишет в тетрадь, делает запись решения на доске (с обратной стороны).
Оцените свою работу.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 3–5 мин.
Оценивание
- Какую тему мы изучали?
- Какая цель была поставлена на уроке?
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни? Где?
- Что значит «охранять окружающую среду»? (ответы детей)
- Чистота и порядок на нашей планете начинаются прежде всего с нашего дома.
«Охрана окружающей среды» заключается не только в соблюдении чистоты и порядка, но и в нашей посильной помощи.
Школа – это тоже наш дом. Чтобы наша школа была красивой, какую помощь мы можем оказать сейчас – весной? (вырастить рассаду цветов, которые летом и осенью будут радовать нас своей красотой вокруг школы).
Открываю доску с цветами.
- И в нашем классе появились сегодня красивые цветы, обратите внимание на количество их лепестков.
- В течение урока вы оценивали свою работу, посчитайте в своих тетрадях количество «+» и прикрепите смайлики на соответствующий цветок.
- Будет ли наша планета такой же красивой, зависит от нас с вами. Помните, всё в наших руках!
- За работу на уроке получили следующие отметки…..
- Запишите домашнее задание.
Страница 60 №287 (2), №289
Самоанализ урока математики в 4 классе.
Тема «Письменное деление многозначного числа на трёхзначное число».
Тип урока: ОНЗ Открытие новых знаний
Цель урока:
Познакомить с делением многозначного числа на трехзначное;
вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на трехзначное.
Задачи урока:
1) Закрепить умение делить на двузначное число, повторить алгоритм деления на двузначное число; продолжить работу над формированием вычислительных навыков, развивать умение решать задачи.
2) Содействовать развитию мыслительной, творческой деятельности учащихся; формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки.
3) Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи при работе в группе;формировать бережное отношение к природе.
Место урока: данный урок является первым из 12 уроков, выделенным на отработку учащимися алгоритма деления многозначных чисел на трёхзначное число.
Урок проведен в технологии деятельностного метода.
Урок интегрированный (математика + окружающий мир).
Все задания были связаны с природой, с экологическими проблемами. Задания содержат познавательный материал.
Организационное начало учебного занятия способствовало деловому настрою учащихся.
На этапе актуализации знаний взаимодействие учащихся было организовано через взаимопроверку с помощью сигнальных карточек.
Работа по закреплению алгоритма деления на двузначное число реализована в виде работы с консультантом. Ее целью было решение не только образовательных задач, но и воспитательных, т. к. предполагала наличие взаимопомощи при работе.
На этапе постановки учебной задачи было организовано коммуникативное взаимодействие в паре, в ходе которого была выявлена и зафиксирована необходимость определения нового способа деления.
Данный тип урока предполагал закрепление алгоритма деления на двузначное число, осмысления и применения его в новых ситуациях.
На этапе «открытия нового знания» при совместной деятельности в группах учащимся была предоставлена возможность самостоятельно вывести алгоритм деления многозначного числа на трехзначное.
В течение всего урока дети имели возможность оценивать свою деятельность, что являлось стимулом для дальнейшей познавательной деятельности.
Физкультминутка была проведена учащимся – дежурным, что так же обеспечило положительное взаимодействие учащегося с одноклассниками.
На этапе закрепления материала была решена задача, в ходе разбора которой учащиеся обсуждали программу её решения, работая в парах.
Все задания соответствовали выбранной структуре урока. Считаю, что поставленная цель (на данном уроке) достигнута, что доказывает активность детей на уроке, общая рабочая атмосфера урока.
Главное, что работало на их достижение – разнообразие приемов, методов, форм коммуникативного взаимодействия с учителем и между собой.