РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ и ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ. (Система упражнений по развитию речи младших школьников


РЕЧЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ и ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
(Система упражнений по развитию речи младших школьников).
Составила
Малышева Валентина НиколаевнаУчитель начальных классов
МБОУ СШ № 17, г. Красноярск.

Предисловие.
Успешное выполнение задач по обучению и воспитанию младших школьников целиком зависит от учителя. Богатство речи зависит от обогащения речи ребенка представлениями и понятиями.
Одним из аспектов является усвоение навыков чтения и письма. Для этого необходима система упражнений по развитию речи на уроках русского языка и чтения.
Речь-это способ познания действительности. Условиями возникновения и развития речи человека является потребность в высказывании, наличие материала, вооружение средствами языка.
В жизни человек пользуется связной речью. В начальной школе распространены следующие виды связной речи:
развернутые ответы на вопросы,
текстовые упражнения,
анализ прочитанного,
устные пересказы прочитанного,
рассказы по картинам,
по теме,
по наблюдениям,
по данному началу или концу,
заучивание на память,
импровизация сказок,
письменное изложение художественных текстов,
драматизация,
письменные сочинения,
письма
и т. д
Необходима система формирования отдельных умений и навыков на уроках русского языка и других предметов.
- умение понять тему, найти ее границы, раскрыть ее достаточно полно, озаглавить (сочинение)
- умение накапливать материал по теме, наблюдение природы, рассматривание картины, использование материала из книги,
-систематизация, отбор материала, последовательность его расположения, составление плана,
-умения, связанные с языковой подготовкой: отбор слов, уточнение значений, их правописание, составление словосочетаний, предложений, фрагментов текста,
- умение составлять и писать текст, делить текст на абзацы, записывать его, соблюдать требования каллиграфии и орфографии.
- умение самопроверки и совершенствования написанного текста, изложения, сочинения.
Хочу предложить вам подготовительные упражнения при обучении сочинениям и изложениям.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
класс: виды упражнений.
1.1.Выделение признаков предложения (текст произносит учитель)
ЗИМА.
Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят веселые голоса. Хорошо зимой!
- Задания:
1.а. Повторить предложение, произнесенное с чувством.
2.а. Ответить на вопросы:
---Сколько в нем слов?
---Какое предложение состоит из одного слова?
---Сколько предложений в тексте?

1.2. Озаглавить текст. Обозначить границы предложений.
У Розки были щенки Розка ушла Пришли дети и взяли щенка Розка скучала Дети отдали ей щенка
1.3.Поставь точки в конце предложений. Каждое предложение пиши с заглавной буквы.
Наступила зима выпал пушистый снег дети катаются на коньках и на санках щиплет уши и нос всем весело

1.4.Составь 2-3 предложения на тему
«Осень»,
«О погоде»,
«О снеге»,
«О морозе»
и т. д
1.5.Работа по картине «Зима»
--- рассмотреть картину,
ответить на вопросы:
---О чем хотел рассказать художник?
---Почему можно сказать, что художник изобразил не очень холодный день?
---Что можно сказать о настроении детей?
---Какую мысль хотел донести до нас художник?
Озаглавь картину.

1.6.Выбрать тему. Свободный рассказ на данную тему.
1.7. Прочитать текст. Подумать, подходит ли заголовок к тексту.
Придумать свой заголовок.
ЛИСА. Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах мяса. А капкан цап лису за лапу!

1.8. Выделение признаков связного текста.
(Работа с деформированным текстом). Текст дан на карточках.
---Прочитать предложения.
---Можно ли назвать это текстом?
---Почему? (нарушена связь)
А капкан цап лису за лапу!
Шла лиса по лесу.
Неудача.
Побежала лиса на запах.
Вдруг она почуяла запах мяса.
Лиса была голодна.
1.9. Составление предложений из слов.
по, лиса, шла, лесу
почуяла, мяса, запах, вдруг, она
на, мяса, запах, побежала
капкан, а, цап, за, лису, лапу
1.10. Редактирование текста. (Прочитать заглавие. Соответствует ли содержание текста заглавию? Почему?)
Снежная кукла.
Зимой дети играли на пруду.
Руки у них зябли.
Зато кукла вышла хорошая!
--- Какими предложениями можно дополнить текст?
Записать дополненный текст к данному тексту.
1.11. Поиск лишнего предложения.
Была зима. Зимой дети играли на пруду. Из снега они слепили куклу. Руки у них зябли. Зато кукла вышла хорошая. Глаза- угли. Нос- морковка.
1.12. Составление рассказа по серии картинок. «Кормушка»
1.13. Составление предложений по наблюдениям. (о погоде, о морозе, о снеге, о березе, о белке).
1.14. Составление предложений- ответов на вопросы.
--- Что делает Саша утром? Утром …..
---Что он делал днем? Потом …..
А что он делает вечером? А …..
Сколько предложений можно составить по этим вопросам?
1.15. Изложение текста на основе слухового восприятия.
Как в сказке.
Был сильный мороз. Ребята пошли к озеру за водой.
На льду сидела лисица. Она тявкала и не могла бежать.
Рыжая охотница еще вечером села у проруби.
Долго бедняжка ждала добычу. Вот хвост и примерз ко льду.
1.16. Сочинение «Помощь птицам зимой»

2 класс, 3 класс.
Упражнения выполняются с осложненными текстами.
2.1 Озаглавливание текста, например, проходит в два этапа:
Выявление основной мысли текста.
Озаглавливание с установкой: придумать такой заголовок,который передал бы, о чем хотел сказать автор.
Сопоставление формулировок.
2.2 Редактирование текста.
Обдумывание и обсуждение формулировки.
Определение правильного содержания.
Анализ предлагаемого текста.
Исправление.
Корректировка.
2.3. Подготовка к изложению требует выполнение подготовительных упражнений такого характера:
---письменные ответы на вопросы
---ответы на вопросы выдержками из текста
---составление предложений на определенную тему
--- упражнения, связанные с превращением одних типов
предложений в другие
---упражнения, активизирующие эмоционально-оценочную лексику
---упражнения, развивающие навык логического чтения текста
---упражнения, развивающие грамматико- стилистические навыки
---свободные диктанты
- на карточке текст с ошибками, найти и исправить ошибки
2.4. Членение сплошного текста на предложения.
---Прочитайте. Озаглавьте.
Вечером мы возвращались домой началась гроза гремел гром сверкала молния ветер яростно качал деревья.
Спишите текст. Расставляя точки в конце каждого предложения.
Подчеркните слова, обозначающие названия действий.
2.5. Рассказы на заданную тему («Прогулка в летнем саду», «Солнце», «Птицы-наши друзья»)
2.6. Анализ образца детского сочинения.
Случай на рыбалке.
Мы с папой летом часто ходили на рыбалку. В этот раз мы пошли на наш любимый пруд. Хорошо идти босиком по росе! Вот и наше любимое место.
Вдруг я вижу: плывет что-то красивое, рассекая воду. Я закричала. Но папа успокоил меня. Он сказал, что это обыкновенный уж, и подцепил его концом удилища. Но уж соскользнул и поплыл в нашу сторону. Я быстро выбежала на берег. Он поплыл дальше. А мы больше не заходили в воду.
2.7. Описание животного.
--- Описание игрушки.
---Описание предмета.
2.8. Составление предложений по опорному плану.
2.9. Составление предложений из слов, объединенных одной темой.
2.10. Редактирование текста. Исправление ошибок.
ТЕКСТ 1.
---Первым космонавтом был юрий Алексеевич гагарин. Первая женщина-космонавт- Валентина владимировна Николаева – Терешкова. Первым разведчиком космоса была сабака Лайка.
ТЕКСТ 2.
Спишите предложения. Поставьте пропущенные буквы и знаки в конце предложений.
Под счастливою звездою мы ж…вем в краю родном До чего же хорошо кругом
Это чей там смех веселый Чьи гл…за огнем горят
Все б…резы облетели, зеленеют только ели
2.11. Продолжить описание:
Прекрасная погода.
На дворе сентябрь. На солнце ____ ______ . Сегодня ____
осенний ___. Небо __ , по небу бегут ___ ___. Воздух ___ и ___.
2.12.Восстановление деформированного текста с опорой на план.
---Прочитать план к рассказу « ЕЖИК» . Составить из разрозненных предложений по плану рассказ.
ПЛАН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Оля принесла ежа. Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа.
Ежик жил в школе. Весной еж заскучал.
Ежа выпустили на волю. Девочка положила ежа на пол посреди класса.
Ребята выпустили его на волю.
Ежик лежал неподвижно.
Он скоро привык к ребятам и остался жить в школе.
Вдруг он встал на лапы и убежал под стол.
Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью.
Ежик прожил у ребят всю зиму.
2.13.Составление рассказа по мултфильму.
2.14. составление предложений по словосочетаниям.
Яркое солнце, позолотило утром, позолотило верхушки, верхушки деревьев.
Утром яркое солнце позолотило верхушки деревьев.)
2.15. Напиши письмо.
2.16 Подбор рифмованных слов.
Система упражнений по развитию речи
( примерный перечень)

Не
Де
ли №
П/п Развитие
речи Грамматика
и
правописание Чтение, естествознание,
русский язык, воспитательная работа.
1 2 3 4 5
1 1
2.
3
4.. 3.Устное составление рассказа об интересном случае летом.
4.составление плана о летнем отдыхе. 1.Лексическая работа,
подбор синонимов
2.Составление предложений из слов
3.Запись рассказа по готовому плану.
4.Работа с деформированным текстом «Лисица»
1.Работа над планом» Лес летом»
-деление на части.
-озаглавливание словами текста
-своими словами
2.Подробный пересказ сказки «Лиса и Журавль»
3.Свободные рассказы о лете.
4.Составление рассказа о лете из предложений.
2 1.
2.
3.
4.
1.Составление письменного рассказа о летнем отдыхе, используя план.
1.Подбор существительных на тему «ЛЕТО»
2.Работа над порядком предложений: из слов по сюжетным картинкам» Уборка урожая»
3.Членение сплошного текста на предложения. Постановка знаков препинания.
4. Свободный диктант. 1.Пересказ текста А.Н. Толстого
«Какая бывает роса на траве?»
2.Словесное рисование картин по тексту « В полет»
3.Составление рассказа по серии картин «Журавушка»
Запись рассказа по серии картин «Журавушка»
3. 1.
2.
3.
4.
1.Сочинение по картине «Школьный огород»
1.Работа над стилистическими ошибками.
2. Подбор синонимов.
3.Составление и запись предложений по теме «ОСЕНЬ», используя картины или презентацию.
4.Перечисление признаков лета. 1.Работа над планом рассказа «Осень в лесу»
2.Деление текста на части «ЛЕС ОСЕНЬЮ»
3.Словесное иллюстрирование рассказа «До первого дождя»
4.Придумать заголовок к словесным иллюстрациям.
4 1.
2.
3.
4.
Рассматривание картины
« Уборка хлеба»
Составление предложений
Изложение по готовому плану « Чижик» Сладков..
Рассматривание картины об осени.
Письмо по памяти:
«Осень наступила.
Высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты»
Выбор заголовков к изложению.
Составление рассказа о птицах
Озаглавливание текста о грозе.
Редактирование текста.
Драматизация по сказке « Лиса и Журавль»
Зарисовки по сказке « Лиса и Журавль».
5 1
2
3
4 Передача содержания « Косточка» Л.Н. Толстого.
Поиск границ предложений.
Составление словосочетаний.
Описание характера героя по зарисовке
Коллективное составление плана по рассказу Пермяка
« Бумажный змей»
Сравнение трех картин об осени разных авторов.
Описание картин.
Составление диафильма
« Растения».
Редактирование.
.
6 1
2
3 Изложение на тему
« Своими руками»
Анализ знаков препинания в тексте упразнения…
Описание по вопросам животного.
Анализ изложения. Работа над ошибками. Выборочный пересказ « Два жадных медвежонка»
Составление картинного плана.
Пересказ сказки « Хитрый лис»
Описание дерева.
7 1
2
3
4 Работа с деформированным текстом.
Рассказ по плану об осенних деревьях.
Рассказы- описания.
« О ветре»,
« О дожде» Составление плана « Колосок»
Озаглавливание частей текста.
Описание по вопросам на тему
« Грибы»
Составление рассказа о волках- самостоятельно.
Отношение художников к осени.
8 1
2
3 Сочинение по теме
« Золотая осень» Порядок слов в предложении.
Работа с деформированным текстом.
Составление рассказа о домашних животных. Сравнить отношение поэтов и художников об осени.
Выбор словосочетаний об осени.
9 1
2
3 Запись рассказа о медведе по плану.
Составление словосочетаний.
Творческий диктант.
Работа над порядком предложений в рассказе. Чтение в ролях « Морозко»
Устные рассказы по сказке
« Приключение Буратино»
Выбор главной мысли в рассказе.
10 1
2 Составление открытки.
Составление предложений по словосочетаниям.
Подбор образных выражений. Сокращенный пересказ сказки.
Составление кроссворда « Герои сказки»
11 1 Составление письма другу. Подбор предложений. Рассказ о зимнем вечере.
12 1 Составление сказки про Зайку-зазнайку. Подбор синонимов и антонимов Выставка книг, картин.
13 1 Изложение рассказа
« Слон» Составление плана к рассказу. 14 1
2 Составить портрет друга
Черты характера: положительные и отрицательные.
Какого человека можно считать другом? Могут ли животные стать друзьями?
15 1
2 Составить викторину о цветах. Записать названия цветов.
Классифицировать цветы: лесные, полевые, комнатные. Составить презентацию о цветах.
16 1 Сочинение по картине
« Нужные вещи» Рассказать о нужных вещах»- у каждого они свои. Составление рассказа- повествования « Первый день весны»
16 1
2 Праздник читательских удовольствий.
Опиши черепаху, любое животное, любого героя из произведения.
Викторина. Выставка любимых произведений, книг, картин, поделок.
18 1 Сочинение песенки о лете. Работа над текстом по опорным словам. Рифмовка.
19 1 Составление поздравительной открытки. Дополни предложения. Письмо по памяти слов об овощах, о посуде, о мебели, о транспорте и т.д.
20 1 Сочинение по картине
« В лесу» Вспомнить слова для описания природы. Ответы на вопросы к тексту
« Куда прячутся насекомые? »
21 1 Изложение по плану
« О милосердии» Выразительное чтение рассказа « Кто сильнее?»
22 1 Составление рассуждения « Почему Земля круглая?» Планеты нашей галактики. Изображение природы в живописи.
23 1
2 Составление рассказа по коллективно составленному плану по теме « Охрана природы» Довелось ли тебе на рассвете встречать рождение нового дня?
Расскажи о том ,что ты видел? Подбор заголовков к частям рассказа « Заяц- русак»
24 1 Составление рассказа
« Весенние месяцы» Запись однокоренных слов к словам: месяц, весна, тепло, деревья, природа. Чтение и ответы на вопросы произведения « Четыре времени года»
25 1
2 Ролевая игра « Школа»
Запись слов о школе.
Составление словосочетаний о школе – существительное + прилагательное. Распределение ролей.
26 1 Запись веселой истории. Чтение по ролям сказки.
27 1 Рассуждение « Если бы я был волшебником?» Характеристика черт характера героя произведения
« Цветик - семицветик» Описание картин, происходящих в произведении « Цветик-семицветик»
28 1 Выписать глаголы из рассказа « Зайчик» Описание зайчика. Составление веселой истории про зайца.
29 1 Викторина о птицах. Подготовка материала для викторины. Выборочное чтение рассказов о птицах.
30 1
2 Составление письма для Буратино. Познакомиться с правилами написания письма сказочным героям Прочитать письмо.
Работа над вопросами.
31 1 Сочинение на тему
« Случай в лесу» Составление плана. Отбор материала.
32 1 Работа со словарем Сочини сказку
33 1
2 Сочинение про Солнышко. Однокоренные слова к слову СОЛНЦЕ составить. Придумать сказку про кузнечика.
Упражнения можно выбирать в зависимости от подбора детей, не обязательно выполнять все упражнения за урок, возможно заменять материал, либо переносить на следующий урок.