проект Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников











Проект




Нравственно-патриотическое
воспитание
старших дошкольников



















Батяева Т.Ю. – воспитатель д/с №77
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми цветами радуги.»
(В.А. Сухомлинский)

Постановка проблемы.
Имея немалый опыт работы в дошкольных учреждениях, мы, совместно с коллегами, пришли к выводу, что в последнее время не все дети старшего возраста могут ответить на такие элементарные вопросы: Как называется город в котором ты живешь? На какой улице? Знаешь ли ты название микрорайона, где находится твой дом? На какой реке стоит наш город? Как выглядит флаг России? Какие праздники ты знаешь, в том числе и народные? Проанализировав эту проблему мы и решили написать данный проект.
Нас действительно тревожит пренебрежительное отношение подрастающего поколения к национальной культуре и историческому прошлому народа, отсутствие здоровой национальной гордости.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев в воспитательной работе. Ответ на вопрос, что такое патриотизм? В разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это « не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка начинается с воспитания его чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» еще в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре. Это благоприятный возраст для развития высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.
Сегодня, когда правительство озвучило государственно-общественный заказ образовательным учреждениям на формирование новой личности («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», «Федеральная целевая программа развития на 2006-2010 годы» и др.) становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д.
Задача системы образования сегодня не только формирование индивида с широким кругозором, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества и России в целом.

Проведя анализ существующей проблемы (педагогическое наблюдение, беседы и анкетирование детей, родителей, сотрудников ДОУ), получили следующие результаты:


20% - высокий уровень
45% - средний уровень
35% - низкий уровень

2. Анкетирование родителей раскрыло неосознанность ими важности нравственно – патриотического воспитания, недостаток времени занятий с детьми по ознакомлению с нашим городом, с историей нашего народа, района и многим другим.

3. Анкетирование педагогов показало, что в основном ими используются традиционные методы нравственно - патриотической работы, практически нет поиска и внедрения новых, кроме этого, уровень квалификации молодых педагогов – низкий.

Учитывая важность проблемы мы решили написать этот проект. Думаем, что благодаря нашему проекту дети овладеют новыми знаниями и достигнут оптимального уровня в своем образовании и развитии.









Цель проекта: создание модели нравственно – патриотического воспитания в образовательное пространство ДОУ.

Задачи.
осуществить диагностические мероприятия у старших дошкольников на начало и конец учебного года;
разработать план по нравственно – патриотическому воспитанию;
провести на базе ДОУ семинар – практикум и деловую игру для педагогов, а так же педагогический тренинг для родителей и круглый стол для педагогов и музейных работников по обмену опытом;
организовать цикл экскурсий в музей и выставки нашего города;
пополнить библиотечный фонд по нравственно – патриотическому воспитанию;
повысить уровень детей по нравственно – патриотическому воспитанию.

Методы реализации проекта.
Проект рассчитан на 1 год в 3 этапа.
В проекте участвуют:
заведующая ДОУ;
старший воспитатель;
психолог;
воспитатели старших групп;
воспитатели других ДОУ;
медицинский работник ДОУ;
родители;
музейные работники школы №203;
музейные работники;
музейный работник Е.В. Тараненко.
















Вид деятельности
Место
проведения
Сроки
Ответственные

Подготовительный этап

Создание творческой группы, изучение методической литературы, планирование работы
ДОУ
Август
Ст. воспитатель

Программно – методическое обеспечение для организации нравственно - патриотического воспитания
ДОУ
Август –
сентябрь

Зав. ДОУ
Ст. воспитатель


Создание в группах предметно – развивающей среды, обеспечивающей организацию качественного восприятия детьми информации о патриотизме
ДОУ
Сентябрь
Воспитатели ст. групп

Проведение диагностических мероприятий на начало года, среди детей, родителей, воспитателей старших групп
ДОУ
Сентябрь
Ст. воспитатель
воспитатели ст. групп

Установление сотрудничества со школой – музеем №203
ДОУ
Школа №203
Сентябрь –
октябрь
Ст. воспитатель
воспитатели ст. групп
завуч

Установление сотрудничества и заключение договора на консультативную деятельность с зам. директора музея истории развития в г. Новосибирске и Новосибирской области Е.В. Тараненко
ДОУ
Октябрь
Ст. воспитатель
воспитатели ст. групп
Е.В. Тараненко













Вид деятельности
Место
проведения
Сроки
Ответственные

Основной этап

Разработать и утвердить план взаимодействия со школой – музеем №203
ДОУ
Школа №203
октябрь
Ст. воспитатель
Завуч школы

Разработать и утвердить план взаимодействия с Е.В. Тараненко
ДОУ

Август –
сентябрь
Ст. воспитатель
Зав. ДОУ

Проведение семинара – практикума для воспитателей «Теоретические основы патриотического воспитания»
ДОУ
Ноябрь
Ст. воспитатель
воспитатели ст. групп

Проведение деловой игры для педагогов «История, традиции и культура народов России»
ДОУ
Декабрь
Ст. воспитатель
воспитатели ст. групп

Проведение смотра конкурса «Лучший уголок краеведения»
ДОУ

Январь
Ст. воспитатель
воспитатели ст. групп

Рекомендации для воспитателей младших групп по нравственно - патриотическому воспитанию
ДОУ
Январь - февраль

Воспитатели ст. групп


Организация информационных уголков для родителей
ДОУ
Ежеквар-
тально
Воспитатели ст. групп

Организация и проведение педагогического тренинга для родителей «Патриотическое воспитание»
ДОУ
Февраль
Ст. воспитатель
воспитатели ст. групп

Организация и проведение совместного с родителями и детьми туристического похода в сосновый бор
Сосновый бор
Февраль – март
Воспитатели,
родители,
мед. Сестра

Организация и выезд совместно с родителями и детьми цикла экскурсий:
художественный музей;
музей игрушки;
краеведческий музей;
по городу (ознакомление с историей города, памятниками архитектуры и зодчества)
музей боевой славы школы №207
музей Калининского района школы № 203
музей истории развития г. Новосибирска и Новосибирской об-ти
Музеи
школа
1 раз в месяц



Зав. ДОУ
Ст. воспитатель
Воспитатели ст. групп





Родители
Музейные работники

Проведение круглого стола по обмену опыта между педагогами и музейными работниками школы №203 по данной проблеме
Школа
Март -апрель
Ст. воспитатель
Воспитатели ст. групп
Муз. работники

Заключительный этап

Открытые просмотры «Мастер классов»:
занятие «Мой город»
занятие «мой дедушка - герой»
занятие «детский Сад на Родниках»
ДОУ
Апрель – май
Ст. воспитатель
Воспитатели ст. групп
Воспитатели других ДОУ


Проведение диагностических мероприятий на конец года среди детей, родителей и педагогов
ДОУ
Май
Ст. воспитатель
Воспитатели ст. групп

Обобщение материала в виде фото и видео материалов по проблеме
ДОУ
Май
Ст. воспитатель
Воспитатели ст. групп


















Бюджет проекта.
Ресурсы
Имеющиеся
Необходимые

Пополнение библиотечного фонда ДОУ
видео
наглядно – демонстрационный материал

10000

Расходные материалы
канцелярские товары (маркеры, папки, мультифоры и др)
тонер (цветной, черный)
бумага (формат А4)
1000
7800

Доходы на обучение
2100
200

Расходы на выездные мероприятия (аренда транспорта)

5000

Расходы на посещение музеев и выставок
сувениры и подарки детям

3000

Расходы связи
Интернет
500


Оборудование
Многофункциональный аппарат сканер – копир – принтер
Компьютер
Видеокамера цифровая
Видеомагнитофон
Музыкальный центр

13700

30000
28000
15000
10000


Итого: 100300 29000
Всего: 129300


Ожидаемые результаты.
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
Создание модели нравственно – патриотического воспитания в образовательное пространство ДОУ;
Повышение качества работы педколлектива;
Повышение уровня дошкольников в вопросах нравственно – патриотического воспитания
Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания;
Выстраивание системы конструктивного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах нравственно – патриотического воспитания.



Оценка проекта.
Оценка эффективности проделанной работы будет проводиться по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка качества овладения знаниями педагогов будет отслеживаться за «Круглым столом», в беседах, на семинарах, анкетах.
Оценка качества родителей и их заинтересованности будет проанализирована в результате проведения анкетирования, участия родителей в совместных мероприятиях, и их отзывах.
Эффективность мероприятий, проводимых с детьми, будет проанализирована в диагностике по уровню усвоения программы.

Практическая значимость.
Данный проект показывает возможность внедрения модели нравственно – патриотического воспитания в образовательное пространство ДОУ.
Предложенный нами проект, может быть использован как практический опыт в других ДОУ.





























Муниципаотное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №14 «Аленка» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников»








ПРОЕКТ

«Лечебные игры
в оздоровлении дошкольников»









Выполнила, творческая группа:
Батяева Т.Ю.
Торопцева О.В.
Григорьева М.В.
15