НОД на тему «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом»

НОД на тему «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом»
Выполнила воспитатель МБДОУ №10 «Дружные ребята» г.Симферополь, Крым, Буркова Наталия Борисовна.
Актуальность данного направления  заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.  
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать  любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. 
Основная цель работы - создание условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста  через знакомство с историей родного края и города.

Также целями являются:
– воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной;
– воспитание любви к Родине через знакомство с историей родного края;
– подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, дружбы между всеми народами, этническими, национальными группами.
Задачи работы:
1. Дать детям  знания о городе Симферополе: истории,   достопримечательностях,  традициях, символике.
2. Формировать у детей понятия «город», «область», «страна»; познакомить с природными особенностями Крыма.
3. Развивать познавательную и речевую активность детей в разных видах деятельности.
4. Побуждать к развитию у детей творческого воображения, памяти, внимания.
5.Обогащать развивающую предметно – пространственную среду по обозначенному направлению.
6.Воспитывать любовь и гордость к своей малой родине.
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, формировать ценностное отношение к родному краю.           
Достигнутые в ходе работы итоги:
– У детей расширен запас знаний  по   патриотическому  направлению.  Дети знают и называют домашний адрес,  фамилию, имя родителей, их профессии, город  в котором живут, его  символику, край. У дошкольников накоплен багаж знаний про столицу нашей Родины – Москву, герб, флаг, гимн России.
– У детей сформирован познавательный интерес к родной стране,  краю,  городу,  семье.
–  Дошкольники владеют элементарными представлениями о крымской народной культуре, её богатстве, красоте, своеобразии.       
            Для достижения поставленной цели и задач, использовала следующие формы организации детской деятельности:
- Исследовательские игры на тему: «Моя семья», «Мой город Симферополь», «Крымский веночек», «Крымская весна», «Определи  животного по описанию», «Дом в котором я живу»;
– Непосредственно – образовательную  деятельность интегрированного характера на тему: «Путешествие в крымский лес», «Путешествие в сказку», «Путешествие в крымские горы», «Мои друзья», « Путешествие в столицу Родины».
– Беседы  на тему: «Чему учит мама своих малышей», «Я потерялся, как быть», «Мой домашний адрес»,  «Что ты видел по дороге в детский сад», «Как помогаешь маме?» и другие.
– Творческие рассказы детей  на тему: « Что было бы, если бы я был взрослый», «Три богатыря», «Мой любимый детский сад».
– Встречи с интересными людьми города, с защитниками Отечества и ветеранами ВОВ.
– Обыгрывание русских народных сказок.
– Вечера хороводов и  народных игр Крыма.
- Экскурсии в аптеку, в магазин, на почту, в музей, в библиотеку, в лес, в горы, по  улицам  города.
– Изготовление детьми  подарков для родных и близких к 23 февраля,  8 марта.
Игра –  естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому в работе по патриотическому воспитанию, она занимала особое место. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников явились народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
В ходе работы  я  составила картотеку народных и дидактических игр на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через игру», использовала в своей работе цикл дидактических игр по родному городу: «Узоры города Симферополя», «Знаешь ли ты?» (достопримечательности города), «Путешествие по городу», «Птицы нашего города», «Загадки о городе». Все они помогают в развитии у детей  любви к родной земле, гордости за свою малую Родину, формируют принадлежность к крымскому народу.
Воспитанию социально – нравственных качеств помогали сюжетно – ролевые игры различной тематики: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Почта», «Магазин», «Защитники отечества», «Пограничники», а также спортивные игры и эстафеты.
В работе по патриотическому воспитанию дошкольников я использовала различные методы и приёмы:
– иллюстрации картин  с видами столицы нашей родины Москвы,  города Симферополя, Севастополя, открыток с видами крымской природы;
- географические карты с изображением лесов, рек, морей, гор, животных Крыма;
- демонстрации натуральных предметов крымского быта (старинные игрушки, предметы обихода, утварь);
– альбомы на тему: «Мой город Симферополь», «Наша жизнь в детском саду»;
– лэпбуки по временам года, правилам дорожного движения, поведения на улице.
Для закрепления пройденного материала применяла  словесные методы: чтение художественной литературы, отгадывание несложных ребусов, составление детьми рассказов  на тему:  «Дом», «Детский садик», про птиц и животных, о родном городе, «Улица, где я живу».
Для создания у детей интереса по данной теме, использовала ИКТ технологии: разработала презентации на различные темы: «Животный мир  нашего края», «Моя семья», «Дикие животные наших лесов», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Устное народное творчество», «Профессии», подобрала видеоролики о народных традициях и обычаях.
Практическая деятельность также нашла отражение в системе работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Дети рисовали, выполняли аппликации, лепили на различные темы: «Семья», « Детский сад»,  « Наш любимый город», выполняли зарисовки о природе родного края, животного мира,  знакомились с крымской культурой.
Формирование патриотических чувств дошкольников  невозможно без обогащения развивающей предметно – пространственной среды. Для этого я оформила центр  познавательно-патриотического направления, в который включила:
- художественную  литературу, фотографии о городе Симферополе;
- сделала подборку  изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- сделала презентацию дидактических игр разной тематики;
- организовала выставку книг, рисунков, поделок, фотографий,  рассказов Симферополе и Крыме.
- оформила  подборку песен  о  семье,  городе,  природе края;
- оформила альбом с иллюстрациями для художественной и продуктивной деятельности;
- подобрала репродукции   картин  и  иллюстрации о Крыме и Симферополе.
Достижение положительного результата по теме патриотического воспитания дошкольников невозможно без  организации тесного взаимодействия с родителями. Привлекая родителей к воспитанию у детей любви к родному городу и краю, я ставила перед собой задачи способствовать повышению педагогической культуры родителей в вопросе воспитания у детей любви к родному городу и краю и включение родителей как активных участников в образовательный процесс.
Подведя итог проделанной работы можно сделать вывод о том, что созданные мною условия были эффективны и результативны. Они  помогли сформировать у дошкольников основы патриотического сознания: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, семье, детскому саду. У детей накоплен опыт по культуре, традициям крымского края, сформировано  понимание  неповторимости культуры своего народа.