Образовательный материал

«НАРОДНАЯ МУЗЫКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Лебедева Марина Геннадьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребенка детский сад №30
Музыкальный руководитель
Г.о.Орехово-Зуево Московской области
Аннотация.
В данной работе описывается роль народной песни в воспитании интереса дошкольников к своей национальной культуре. Пение – основное и самое доступное средство музыкального воспитания. Народная песня – яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы – все это характерные черты русской песни, творчества, которое является источником духовно – нравственного воспитания и прививает любовь к природе, родному дому, малой Родине, русскому народу, родным и близким людям.

Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре и искусству, в частности, к народной песне. Народная музыка входит в жизнь ребенка с самого детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она её напевает, убаюкивает ребенка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребенок слышит и усваивает с самого детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества. Народная музыка, народные песни близки и понятны нашим детям. Поэтому простота народной мелодии так содержательна, а напев так выразителен и оказывает сильное воздействие на слушателя? Чтобы дать ответ, надо проследить, как создается народная песня. Вот что сказал о народном искусстве М.И. Калинин: «У нас иногда под народным искусством понимают примитив, а когда говорят – народное, так это слово берут в кавычки». Это грубая ошибка. Несомненно, самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ перенес через столетия. Вы понимаете, что в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности. Народ – это всё равно, что золотоискатель. Он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих столетий, только самое ценное, самое гениальное. Народные песни складывались голосом без помощи музыкальных инструментов, поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми. Голосом брались наиболее легкие и удобные интервалы кварта и квинта, которые заполнялись одним, двумя и тремя звуками. Таковы песни «Петушок», «Солнышко», «Идет коза» и др., которые построены на интервале кварта с одним промежуточным звуком. Песни «Как у нашей Дуни», «Котя – котенька, коток» построены на интервалах кварта и квинта с двумя и тремя промежуточными звуками. Гармонизация народных песен несложна. Народная мелодия сама по себе настолько красива, что не нуждается в особой гармонизации, и излишнее гармоническое звучание может только испортить её. Народные мелодии хорошо звучат и без музыкального сопровождения. Простота содержания и формы, яркость и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют её чисто и без поддержки музыкального инструмента. Чем больше и глубже ребенок будет чувствовать своё родное искусство, тем легче он воспримет искусство братских народов. Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества. Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет классическую музыку М. Глинки, П. Чайковского. Мы должны знакомить детей с народной песней в подлинном виде, то есть, с неизмененными мелодией и текстом. Если в песне встречается много куплетов, можно сократить их число, не нарушая основного смыслового содержания. Русская народная музыкальная культура отличается многообразием песенных жанров. В понятие народной песни входят не только старые крестьянские песни, но и возникающие в наше время; а так же, казачьи, матросские, солдатские, студенческие, песни рабочей окраины, революционного подполья и эпохи гражданской войны. Воспитателей часто интересует вопрос, как надо исполнять народные песни: как поёт хор им. Пятницкого, певица Л. Русланова, Краснознаменный ансамбль или хор народной песни под руководством А. Свешникова. Сила воздействия таких подлинно народных певцов заключается в том, что они владели искусством превращать незатейливую, повторяющуюся много раз мелодию в увлекательный музыкальный рассказ, полный одухотворенных слов и образов. Подлинно народные певцы исполняют песни естественным звуком, раскрывая перед слушателями бесконечно разнообразные художественные красоты народной мелодии. Исполняя детям народные песни, мы должны их петь естественным звуком, обращая внимание на художественную передачу содержания. Такому же пению мы должны научить детей. Придавая большое воспитательное значение народной песне, мы должны: - бережно относится к мелодии и тексту народной песни, как к художественному целому, не допуская самовольных искажений. - помочь детям правильно, чисто, выразительно исполнять её естественным детским голосом. - развивать у детей интерес, любовь и вкус к подлинной народной песне.








































Литература
Мекалина Я.А. «Хрестоматия русской народной песни» Волгоград 2002г.
Арисмеди А.П. «Дошкольное музыкальное воспитание» Москва 1999г.
Михайлова .А. «Поем, играем, танцуем дома и в саду» Ярославль 1998г.
М.И Калинии «Об искусстве и литературе» (статьи, речи, беседы) М; 1957г.
15