Эстетическое воспитание подростков через реализацию проектной деятельности приуроченной к Году Литературы.


Вступление на педагогическом совете
на тему:
«Эстетическое воспитание подростков через реализацию проектной деятельности приуроченной к Году Литературы»
Подготовила и провела: Шутова Е.В.
2015 год
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Потому актуальность данной темы и данного направления воспитательной работы в целостном педагогическом процессе не вызывает сомнений.
Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие - организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание и развитие воспитанниц.
В основе организации современной системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.
Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания.
Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности подростков.
Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания групповых, выездных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации.
Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей.
Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения воспитанников по законам красоты, приносящей им радость.
Система эстетического воспитания в центре строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.
И так, рассмотрим подробнее эстетическое воспитание учащихся в современной школе.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих (настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика) – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя "эстетическое мышление", воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства.
Эстетическое воспитание, приобщение подростков к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
Эстетическое воспитание является частью воспитательного процесса.
Важную роль в эстетическом воспитании детей играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства, пения и музыки. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут на занятиях по дополнительному образованию.
Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.
Так же предусматривается выработка системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса.
Педагог проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного, приобщения молодёжи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.
Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всём многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию ещё не уделяется должного внимания. Главными задачами должны стать: улучшение художественного образования и эстетического воспитания обучающихся; развитие чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умений понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Обращаясь к такой области как эстетика, педагоги учат ребёнка целостному восприятию окружающего мира, сформировать у него эстетический вкус, развить способность к эмпатии, тем самым, научив его переживать и сопереживать, а так же отождествлять культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами.
Успешному эстетическому развитию учащихся способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира и т. д.
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
Эстетика все больше и больше выходит за пределы искусства и вторгается во все области жизни. Очевидно, что эстетическое воспитание не может ограничиваться художественным образованием. Эстетическое же воспитание расширяет границы эстетического развития детей, охватывая и все стороны действительности: природу, домашнюю обстановку, школьную среду, трудовую деятельность, общественную работу и др.
Художественная литература раскрывает картину мира в эстетически воспринимаемых образах, созданных силой воображения писателя, поэта. Художественная литература - искусство слова, самое богатое и сложное искусство.
Президентом России Владимиром Путиным, был подписал указ, в соответствии с которым 2015 год объявлен в стране Годом литературы. Целью данного шага является привлечение внимания общества к чтению и литературе, сохранение русского языка, повышение интереса молодого поколения к книге.
Слово по природе своей содержит элементы образности, вызывающей в читателе множество сложных ассоциаций, чувств, представлений, мыслей. Поэтому литература обладает универсальными изобразительно-выразительными возможностями, сочетая в себе свойства разных видов искусств. Изображение пейзажа, интерьера, портрета, описание явлений и событий вызывают в воображении подростка зрительные образы, в то же время литература возбуждает слуховые образы, образы, развивающиеся во времени, раскрывающие чувства, переживания, мысли человека. Зрительные и слуховые образы, рождающиеся при восприятии литературы, специфичны, они отличаются от непосредственной наглядности тем, что не воспринимаются глазом или слухом, а, возникая в воображении человека от воздействия слова, носят иллюзорный характер. Поэтому восприятие литературы носит более сложный характер, оно требует большей интенсивности и силы воссоздающего воображения, ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости.
Анализируя художественные произведения, ребята оценивают их, доказывает верность своей оценки, умение выражать свои мысли правильным, литературным языком, простым и выразительным.
Важно научить учащихся наблюдать за развитием характера героя в самостоятельной работе над текстом, выяснить жизненную основу характера героя, его действий, поступков и дать глубокую психологическую характеристику образа: черт его характера, особенностей ума, чувств, воли; раскрыть образ во всей его сложности, показать прекрасные черты личности. Высокое нравственное совершенство, глубокий ум, яркие сильные чувства, воля - эти качества положительно оцениваются нашей молодежью. Отрицательные качества личности вызывают чувство неприязни, стремление бороться с проявлением этих черт в себе и окружающих. Задача морально-эстетического воспитания подростков требует иногда уточнения эмоций и понятий об идейном содержании художественных образов.
Таким образом, эстетическое воспитание осуществляется в процессе познания специфики литературы, как вида искусства, как образного отражения действительности.
Внеклассные мероприятия, проводимые в МБО У «Пречистенская»СОШ им.И.И.Цапова с учащимися старших классов.
Работали над созданием презентации «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого»;
Виртуальная экскурсия в Ясную Поляну;
Просмотр фильмов по произведениям Л. Толстого;
Экскурсия дом-музей Л. Толстого в Хамовниках;
Чтение книг Л.Толстого;
Оформление выставки книг писателя Л.Толстого и стенгазеты;
Участие в проектах других классов;
Экскурсии в Мелихово и с. Константиново.