РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников
«ПИШИЧИТАЙ»
Составитель:
учитель-логопед
Ермакова
Анна Станиславовна.
Пояснительная записка
Статус документа
Программа по курсу «Пишичитай» составлена для развития речи детей младшего школьного возраста.
Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 минут), для младших школьников 6-9 лет. Она разработана в целях развития языковой компетенции детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных особенностей.
Нормативно-правовая база
Конституция Российской Федерации
Закон РФ "Об образовании"Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Конвенция о правах ребенка.
Принципы:
От простого – к сложному.
Доступность содержания программы.
Систематичность и последовательность учебного материала.
Наглядность.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Дифференцированное обучение.
Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.
Формы организации:
индивидуальная;
работа в парах;
групповая;
коллективная.
Методы:
словесные;
наглядные;
практические;
игровые;
поисковые;
исследовательские.
По окончании курса программы дополнительного образования «Пишичитай» младшие школьники должны уметь:
- составлять предложения;
- членить предложения на слова;
- соотносить буквы и звуки;
- называть звуки и слоги в словах;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- проводить звуковой анализ слова;
- владеть основами плавного слогового чтения;
- пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;
- проявлять активность, самостоятельность;
- обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;
- правильно держать ручку, карандаш;
- классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения;
- дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение», «текст»;
- писать изложения и сочинения различных типов, в соответствии возрасту;
- анализировать и редактировать текст, знать типы текста.
- писать изложения, сочинения.
Учебно-материальная база
1. Кабинет - в помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод.
- в помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы дети при работе не мешали друг другу.
2. Инструменты и приспособления:
листы с заданиями, рабочие тетради, простой карандаш, цветные карандаши;
3. Методический фонд:
наглядные пособия и методическая литература;
средства ИКТ.
Методическое обеспечение.
Ефименкова Л.Н. «Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи», Москва 1984 год;
Колесникова Е.В. «Звуки и буквы», учебно-методическое пособие и демонстрационный материал, Москва,2011 год;
Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников». Устная связная речь, часть1, Москва 2009 год;
Голубь В.Н. «Графические диктанты» пособие по работе с детьми, Москва 2004 год;
Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников». Устная связная речь, часть2, Москва 2009 год;
Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников». Устная связная речь, часть3, Москва 2009 год;
Календарно-тематическое планирование кружка «Пишичитай» 1-й год обучения.
Неделя Тема занятия Грамматичес-кая компетенция Фонематические процессы
ГрафомоторикаСвязная речь ВПФ Пальчиковые игры
СЕНТЯБРЬ
1 Речь
Введение.
2 Слово-предмет «Один-много» Выделение первого звука
в слове Узоры
Заучивание скороговорки
«У Василиски – глаза лиски,
У лиски – глаза Василиски»
«Чего не стало»
«Кошкин дом»
3 Слово-действие «Вчера, сегодня, завтра» Выделение первого звука
в слове «Черепаха» Заучивание скороговорки
«У Сени и Сани в сетях сом с усами»
«Повтори, не ошибись!»
«Четыре брата»
4 Слово-признак Счет от 1-5 Выделение первого и последнего звука в слове
«Сердечко» Заучивание скороговорки
«У ежа – ежата,
У ужа – ежата,
У чижа – чижата,
У жука – жучата»
«Четвертый лишний»
«Топ-топ»
ОКТЯБРЬ
1 Каникулы
2 Слово-дополнение «Назови ласково» Выделение гласного в середине слова «Зонт» Заучивание скороговорки
«Глядят подсолнушки на солнышко,
а солнышко – на подсолнушки»
«Пары слов» «Пляшет мышка»
3 Слово-предлог «Кто и где спрятался?» Определение количества звуков в слове «Рыбка» Заучивание скороговорки
«Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов»
«Заметить все» «Кто приехал?»
4 Предложение простое нераспростра-ненное«Один-много» Называние последовательно звуков в слове «Ключ» Заучивание скороговорки
«Проворонила ворона вороненка»
«Ищи без остановки» «Вышли пальчики гулять» часть1
НОЯБРЬ
1 Предложение простое распростране-нное«Чей хвост?» Называние слов с заданным первым звуком «Машина» Заучивание скороговорки
«Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала»
«Рифмы» «Вышли пальчики гулять» часть 2
2 Способы распростране-ния предложений «Чьи уши?» Называние слов с заданным последним звуком «Слон» Заучивание скороговорки
«Ехал Грека через реку…» «Столбики» «Кулачки-ладошки»
3 Каникулы
4 Способы распростране-ния предложений «Вчера, сегодня, завтра» Называние слов с заданным гласным звуком «Домик» Заучивание скороговорки
«Из колодца две девицы носят ведрами водицу»
«Тройки» «Как живешь?»
ДЕКАБРЬ
1 Пересказ текста с опорой на предметные картинки
«Назови ласково» Называние слов с заданным согласным звуком «Бабочка» Пересказ «Мультфильм» «Здравствуй, небо голубое! ...»
2 Пересказ текста с опорой на графические схемы
Счет от 1-5 Составление схемы слова «Гусь» Пересказ «Запомни порядок» «Восьмерки»
3 Пересказ текста по сюжетной картинке и опорным словам.
«Накорми животных!
Я кормлю корову…чем?» Составление схемы слова «Ракета» Пересказ «Чего не стало»
«Паучок»
4 Рассказ описательный по предложенным предметам
«Я вижу (что?)» Составление схемы слова «Волк» Рассказ «Повтори, не ошибись!»
«Гусь»
5 Рассказ по серии картинок и опорным словам
«Два или пять» Составление схемы слова «Уточка» Рассказ «Четвертый лишний»
«Засолка капусты»
ЯНВАРЬ
1 Каникулы
2 Составление рассказа по сюжетной картинке «Мой, моя, моё, мои» Составление схемы слов предложения «Лист» Рассказ «Пары слов» «Замок»
3 Составление сравнительного рассказа «Весна-осень» с использованием графических схем. «Я иду, ты идешь, он идет» Составление схемы слов предложения «Жираф» Рассказ «Заметить все» «Алые цветки»
4 Творческий рассказ по обозначенному началу «Гномик и гигант» Составление схемы слов предложения «Собака» Рассказ «Ищи без остановки» «Прогулка»
ФЕВРАЛЬ
1 Омонимы «Гномик и гигант» «Имена» «Бабочка» Заучивание скороговорки
«Из колодца две девицы носят вёдрами водицу»
«Четвертый лишний»
«Как живешь»
2 Антоимы«Чьи уши?» Собери слова из заданных слогов «Белка» Заучивание скороговорки
«Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке»
«Заметить все» «Ухо-нос»
3 Каникулы
4 Синонимы «Компот и варенье» «Буквы потерялись» «Лебедь» Заучивание скороговорки
«Жук жужжит и встать не может, ждет он, кто ему поможет?»
«Мультфильм» «Топ-топ»
МАРТ
«Чьи уши?»
1 Двусложные слова «Компот и варенье» Определение количества слогов в слове «Змейка» Заучивание скороговорки
«Скворцы и синицы веселые птицы»
«Рифмы» «Цветок»
2 Односложные слова «Какой, какое, какая, какие?» Вставить гласную букву А или У «Заяц» Заучивание скороговорки
«Сашка шапкой шишку сшиб»
«Столбики» «Кулак-ребро-ладонь»
3 Трехсложные слова «Чей хвост?» Вставить гласную букву «Олень» Заучивание скороговорки
«Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»
«Тройки» «Змейка»
4 Четырехсложные слова «Два или пять» Добавь слог «Рыбка» Заучивание скороговорки
«Карл у Клары украл кораллы…»
«Пары слов» «Собака»
5 Закрепление «Чьи уши?» Собери слова из заданных слогов «Белка» Заучивание скороговорки
«Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке»
«Заметить все» «Ухо-нос»
АПРЕЛЬ
1 Каникулы
2 Согласные твердые и мягкие «Вчера, сегодня, завтра» Выделение твердых и мягких согласных устно и на письме «Верблюд» Заучивание скороговорки
«Шесть мышат в камышах шуршат»
«Ищи без остановки» «Кольца»
3 Согласные твердые и мягкие «Кто-где?» Выделение твердых и мягких согласных устно и на письме «Страус» Заучивание скороговорки
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
«Рифмы» «Летит оса»
4 Согласные твердые и мягкие «Мой, моя, моё, мои» Выделение твердых и мягких согласных устно и на письме «Летящая птица» Заучивание скороговорки
«Бык, бык – тупогуб, тупогубенький бычок, у быка тупа губа была бела» «Столбики» «Рыбка»
МАЙ
1 Смягчающая роль Ь «Накорми животных!
Я кормлю корову…чем?» Различение слов с Ь «Кенгуру» Заучивание скороговорки
«Рыбу ловят Боря с Левой, лёва с Борей рыболовы»
«Чего не стало»
«Крестики-нолики»
2 Звукобуквен-ный состав слова «Я иду, ты идешь, он идет» «Лишний звук» «Цветок» Заучивание скороговорки
«У репки да редьки корень крепкий»
«Повтори, не ошибись!»
«Кошкин дом»
3 Звукобуквен-ный состав слова «Гномик и гигант» «Имена» «Бабочка» Заучивание скороговорки
«Из колодца две девицы носят вёдрами водицу»
«Четвертый лишний»
«Как живешь»
4 Звукобуквен-ный состав слова «Компот и варенье» «Буквы потерялись» «Лебедь» Заучивание скороговорки
«Жук жужжит и встать не может, ждет он, кто ему поможет?»
«Мультфильм» «Топ-топ»
5 Звукобуквен-ный состав слова «Какой, какое, какая, какие?» «Согласные исчезли» «Краб» Заучивание скороговорки
«Топали да топали…» «Запомни порядок» «Здравствуй, небо голубое! ...»
Календарно-тематическое планирование кружка «Пишичитай» 2-й год обучения.
Неделя Тема занятия Цель занятия Задачи Игра Письмо Оборуд. ФизкультминСЕНТЯБРЬ
1 2 «Слово», «словосочетание», «предложение».
Признаки предложения.
дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;
учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать;
развивать зрительный и слуховой вербальный анализ.
«Как это читать?» - Проектор, экран, таблица, запись на доске «Узнайте, что я сказала»
3 Повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные предложения.
дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;
учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;
развивать слуховой вербальный анализ слоговой структуры слова, смысловую и интонационную законченность предложений.
«Снеговик-слоговик» + Проектор, экран, таблицы знаков препинания, названий предложений, запись на доске.
«Сильный ветер сосны крутит»
4 Повествовательные, восклицательные, вопросительные, побудительные предложения.
дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;
учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью;
формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;
развивать слуховой вербальный анализ слоговой структуры слова, смысловую и интонационную законченность предложений.
+ Проектор,
экран,
таблицы знаков препинания, названий предложений, запись на доске.
«Кошкин дом»
ОКТЯБРЬ
1 Каникулы
2 Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.
дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;
развивать умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;
формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;
учить находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов;
развивать слуховой вербальный анализ и синтез слоговой структуры слова, смысловой и интонационной законченности предложений.
«Слоговые домики» + Проектор, экран, схема предложения, запись на доске.
«Посчитай»
3 Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.
развивать умение составлять предложения из слов, данных в начальной форме;
упражнять в грамматическом оформлении предложений;
учить произносить предложения с различной интонацией;
развивать умение составлять предложение по опорному слову с заданным количеством слов;
развивать слуховой вербальный анализ и синтез слоговой структуры слова.
«Слоговые домики» + Проектор, экран, презентация, мяч, запись на доске.
«Цепочка»
4 Составление предложений - полных ответов на вопросы по тексту. формировать умение составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;
развивать умение распространять предложение;
учить произносить предложения с различной интонацией;
расширять знания детей о птицах;
развивать слоговый анализ и синтез слов.
«Тачкины задачки» + Проектор, экран, презентация, мяч, запись на доске.
«Кто последний?»
НОЯБРЬ
1 Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.
формировать умения составлять краткие ответы на вопросы по тексту, сопоставлять полные и краткие ответы;
учить обозначать собственные имена существительные заглавными буквами на письме;
учить подбирать слова-антонимы, упражнять в нормах согласования;
обогащать словарный запас по теме «Семья. Родственники»;
развивать слоговый анализ и синтез слов.
«Маша ест кашу» + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Как живёшь?»
2 Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.
развивать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов; упражнять в грамматическом оформлении предложений;
развивать умения составлять полные и краткие ответы на вопросы, сопоставлять полные и краткие предложения;
обобщать знания о профессиях людей;
учить делить слова на слоги.
«Грамот-ная доставка» + Проектор, экран, презентация, сюжетные картинки профессий людей, запись на доске. «Артисты»
3 Каникулы
4 Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.
развивать умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы; упражнять в грамматическом оформлении предложений; расширять словарный запас по теме «Профессии»;
воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
учить делить слова на слоги.
«Сладко-ежка» + Проектор, экран, презентация, таблица деформированного предложения, рисунки детей, карточки словарных слов, кроссворд, запись на доске.
«Космонавты»
ДЕКАБРЬ
1 Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.
учить составлять связный текст из отдельных предложений;
формировать навык выделения признаков связного текста, определения темы текста;
развивать умение составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;
развивать вербальную память, быструю ориентировку в языковом материале, слоговой анализ и синтез.
«Мои марки» + Проектор, экран, напечатанные предложения для рассказа «Гроза», опорные схемы, карточка, запись на доске.
«Зарядка»
2 Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.
формировать умение находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам;
учить читать выразительно;
развивать слуховой вербальный анализ и синтез смысловой и интонационной законченности предложений, умение составлять слова из слогов.
«Помощь на пожаре» + Проектор, экран, презентация, лист для выразительного чтения, карточки с непунк- тированным текстом, запись на доске.
«Мы немного отдохнём»
3 Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями.
развивать восприятие сложных синтаксических конструкций
учить понимать пассивные инвертированные конструкции;
формировать умение сопоставлять простые и сложные предложения;
учить выделять грамматические основы в каждой части сложного предложения;
учить составлять сложносочиненные предложения из простых предложений, расчленять сложносочиненные предложения на простые предложения;
•совершенствовать слоговой анализ и синтез слова.
«Слоговое домино» + Проектор, экран, презентация, сюжетные картинки, запись на доске.
«Мимика»
4 Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями
развивать восприятие сложных синтаксических конструкций, понимание сложных логико-грамматических конструкций;
- формировать умение сопоставлять простые и сложные предложения, выделять грамматические основы в каждой части сложного предложения;
- учить составлять сложноподчиненные предложения из простых предложений, выделять главное предложение в составе сложноподчиненного предложения;
- совершенствовать слоговой анализ и синтез слова.
«Сокрови-ща фараона» + Проектор, экран, «Мы играем на гармошке»
5 Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.
развивать умение восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги развивать чувство ритма, формировать умение находить рифму с учетом стихотворного размера;
развивать умения выбирать синоним из синонимического ряда, находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении;
развивать слоговой синтез.
«Научи робота» + Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске. «Маша-растеряша»
ЯНВАРЬ
1 Каникулы
2 Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.
предупреждение наиболее типичных речевых ошибок, связанных с повторением слов;
формировать умение находить и исправлять речевые и не речевые (логические) ошибки в предложениях;
развивать умение грамотно выражать свои мысли;
учить составлять сложноподчиненные предложения из простых предложений; выделять главное предложение в составе сложноподчиненного предложения;
совершенствовать слоговый синтез слов.
«Слоновья западня» + Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске. «Покачайтесь, покружитесь»
3 Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.
предупреждение ошибок, связанных с нарушенным порядком слов формировать умение находить и исправлять речевые ошибки в предложениях;
развивать умение грамотно выражать свои мысли;
формировать умения восстанавливать линейную схему сложноподчиненных предложений, определять, к какому слову главного предложения относится придаточное предложение.
- развивать вербально-логическое мышление, слоговой анализ «Незакон-ченная картина» + Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске. «Весёлые ручки»
4 Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. формировать умения собирать материал для рассказа путем наблюдений, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание - учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;
- развивать умение определять количество слогов в слове.
«Именины у Кристины» + Проектор, экран, презентация, карточки, запись на доске. «В лесу»
ФЕВРАЛЬ
1 Выделение признаков связного текста.
Тема текста. формировать умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия учить выделять признаки связного текста, определять тему текста;
формировать умения выделять средства связи предложений в тексте;
развивать умения подбирать слова по данному первому слогу «Весёлый город» + Проектор, экран, презентация, предметная картинка «Боровик», схема, запись на доске.
«Дети утром рано встали»
2 Текст. Основная мысль текста.
формировать умения определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологическую речь обобщать знания о грибах;
- развивать умение подбирать слова по данному последнему слогу «Ворона и лиса» + Проектор, экран, презентация, загадки, тексты, запись на доске
«По дорожке шли»
3 Текст. Опорные слова. познакомить учащихся с понятием «опорные слова» учить определять их роль в тексте;
формировать умения находить опорные слова, понимать структуру текста, пересказывать сказку по серии сюжетных картинок и опорным словам;
развивать умение преобразовывать слова, наращивая слоговую структуру слова.
«Всё наоборот» + Проектор, экран, презентация, серия сюжетных картинок, запись на доске. «Красная шапочка»
4 Каникулы
МАРТ
1 Восстановление деформированного текста по серии картинок.
формировать умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте формировать умения замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста, восстанавливать деформированные тексты;
•развивать слоговой анализ и синтез слов.
«Буквокрас» + Проектор, экран, презентация, серия картинок, запись на доске.
«Мы на лыжах в лес идём»
2 Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.
формировать умение замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений
учить делить текст на части и выделять их при записи;
ознакомить со структурными частями текста;
формировать умение выделять ударный слог слова, развивать чувство ритма.
«Отважный Фридрих» + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Дружба»
3 Составление текста поданным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.
учить конструировать предложения и составлять из них текст формировать умения строить предложение, давать точный, полный ответ на вопрос, используя различные синтаксические конструкции;
обогащать пассивный и активный словарь учащихся пословицами, поговорками;
- развивать понимание сложных логико-грамматических конструкций
«Словомер» + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Как живёшь?»
4 Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста.
ознакомить с текстом типа «повествование», схемой построения повествовательного текста формировать умения определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте;
формировать умение пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам;
развивать слоговой синтез.
«Слоговые домики» + Проектор, экран, презентация, серия сюжетных картинок «Репка», набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом, запись на доске.
«Репка»
5 Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста формировать умения определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам;
развивать слоговой синтез.
«Незаконченная картина» + Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом «Тетерка отводит врага», запись на доске.
«Глаголы»
АПРЕЛЬ
1 Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания.
познакомить с описательным текстом, схемой построения текста-описания формировать умения определять особенности текста-описания, пересказывать описательный текст по плану и опорным словам;
формировать умения строить описание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;
- воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе «Королев-ский указ» + Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом, предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске.
«Мы бежали по дорожке»
2 Каникулы
3 Текст-описание. Характерные признаки текста -описания. Схема построения описания.
познакомить с описательным текстом, схемой построения текста-описания формировать умения определять особенности текста-описания, пересказывать описательный текст по плану и опорным словам;
формировать умения строить описание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений;
- воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе «Спасение принцессы» + Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-описание», карточки с текстом, предметная картинка («Мать-и-мачеха»); листочки березы, клена, дуба, ивы и др. деревьев, запись на доске.
«Кто последний?»
4 Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.
формировать умения конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи познакомить с особенностями текста типа «рассуждение», схемой построения текста-рассуждения;
формировать умения определять особенность текста - рассуждения;
совершенствовать слоговой анализ слов.
«Умная ворона» + Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», карточки с текстом, запись на доске.
«Незнайкина зарядка»
МАЙ
1 Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.
формировать умения конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи познакомить с особенностями текста типа «рассуждение», схемой построения текста-рассуждения;
формировать умения определять особенность текста - рассуждения;
совершенствовать слоговой анализ слов.
«Лягушка-буквоедка» + Проектор, экран, презентация, набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», карточки с текстом, запись на доске.
«Кошкин дом»
2 Составление плана текста с обозначенными частями. формировать умения определять тип текста, сравнивать тексты на одну тему закреплять знания о схеме построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;
- формировать умения составлять план текста по обозначенным частям «Караоке по-детски» + Проектор, экран, презентация, наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами, памятка «Типы текстов», запись на доске.
«Тигр вышел погулять»
3 Деление текста на части. Работа над планом.
формировать умения составлять план, использовать его при пересказе текста - формировать умение определять тип текста;
закреплять знания о схеме построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения;
формировать умения составлять план, использовать его при пересказе текста;
учить делить текст на части, определять границы частей, выделять их при записи соответственно плану.
По выбору + Проектор, экран, презентация, наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами, памятка «Типы текстов», запись на доске.
По выбору
4 Редактирование текста.
формировать умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования
- делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи;
- ознакомить с приемами редактирования текста По выбору + Проектор, экран, презентация, предметные картинки, запись на доске. По выбору
5 Редактирование текста.
формировать умения исправлять ошибки в содержании и построении текста, на основе осознания особенностей текста-описания, текста-повествования - делить текст на части и выделять их при записи, точно употреблять слова в речи;
- ознакомить с приемами редактирования текста По выбору + Проектор, экран, презентация, предметные картинки, запись на доске. По выбору
Календарно-тематическое планирование кружка «Пишичитай» 3-й год обучения.
СЕНТЯБРЬ
1 Вводное 2 Изложение-повествование по вопросам формировать умение писать изложение по вопросам Формировать умение устанавливать связь заголовка с темой текста.
Составлять предложения по вопросам.
Повторить признаки повествовательного текста. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Узнайте, что я сказала»
3 Изложение-повествование по плану формировать умение писать изложение по готовому плану, опорным словам Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте.
Составлять предложения по вопросам.
Повторить признаки повествовательного текста. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске.
Опорные таблицы, сюжетные картинки. «Сильный ветер сосны крутит»
4 Редактирование текста изложения формировать умение находить ошибки в содержании и построении текста Формировать умение исправлять речевые ошибки, совершенствовать написанное.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске, памятка. «Кошкин дом»
ОКТЯБРЬ
1 Каникулы
2 Изложение-повествование по памяти формировать умение писать изложение по памяти Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте.
Повторить признаки повествовательного текста.
Учить точно употреблять слова в речи.
Развивать объём слуховой памяти. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Посчитай»
3 Изложение-повествование по обобщённым вопросам формировать умение писать изложение на основе слухового восприятия, по обобщённым вопросам, опорным словам Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте, устанавливать связь предложений в тексте.
Учить употреблять синонимы.
Развивать объём слуховой памяти.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Цепочка»
4 Изложение-описание по плану формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по коллективно составленному плану, опорным словам Формировать умение писать изложение по плану, опорным словам.
Повторить признаки и строение текста-описания.
Формировать умение составлять план текста.
Учить точно употреблять слова в тексте. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Кто последний?»
НОЯБРЬ
1 Изложение-описание по памяти формировать умение писать изложение по памяти, знаковым схемам, сюжетной картинке. Повторить признаки и строение текста-описания.
Учить точно употреблять слова в тексте.
Развивать объём слуховой памяти.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Как живёшь?»
2 Изложение-описание по плану формировать умение писать изложение на основе слухового восприятия текста, по коллективно составленному плану, опорным словам Формировать умение писать изложение по плану, опорным словам, устанавливать связь предложений в тексте.
Совершенствовать умение составлять план текста.
Развивать объём слуховой памяти.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Артисты»
3 Каникулы
4 Изложение-повествование с элементами описания формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по коллективно составленному плану, опорным словам Формировать умение писать изложение по плану, опорным словам, устанавливать связь предложений в тексте.
Учить составлять план текста.
Формировать умение использовать описание в повествовательном тексте. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Космонавты»
ДЕКАБРЬ
1 Изложение-повествование с элементами описания по краткому плану формировать умение писать изложение по памяти Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте, устанавливать связь частей в тексте.
Формировать умение использовать описание в повествовательном тексте.
Учить точно употреблять слова в тексте.
Развивать объём слуховой памяти.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Зарядка»
2 Изложение-повествование с элементами описания формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия, по краткому плану, опорным словам
Формировать умение устанавливать и соблюдать последовательность изложения.
Учить составлять краткий план текста.
Развивать объём слуховой памяти.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Мы немного отдохнём»
3 Изложение-рассуждение по плану формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.
Повторить признаки, структуру текста-рассуждения.
Формировать умение делить текст на части, составлять план.
Учить точно употреблять слова в тексте. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Мимика»
4 Изложение-рассуждение по памяти формировать умение писать изложение на основе слухового восприятия, по плану, опорным словам.
Повторить признаки, структуру текста-рассуждения.
Формировать умение делить текст на части, составлять план.
Учить точно употреблять слова в тексте.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Мы играем на гармошке»
5 Изложение-рассуждение по плану формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по составленному плану, опорным словам Повторить признаки и структуру текста-рассуждения.
Формировать умение делить текст на части, составлять план.
Учить точно употреблять слова в тексте.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Маша-растеряша»
ЯНВАРЬ
1 Каникулы
2 Изложение рассуждение по памяти Формировать умение писать изложение по памяти Повторить признаки и структуру текста-рассуждения.
Учить точно употреблять слова в тексте.
Развивать объём слухоречевой памяти.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Покачайтесь, покружитесь»
3 Изложение с элементами описания и рассуждения Формировать умение писать изложение на основе зрительного восприятия текста, по плану, опорным словам. Закреплять умение различать типы текстов.
Формировать умение использовать элементы описания и рассуждения в тексте изложения.
Учить составлять план, выделять опорные слова.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Весёлые ручки»
4 Краткое изложение по плану Формировать умение определять тему и основную мысль текста, существенное для раскрытия темы Учить пользоваться различными способами сокращения текста. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «В лесу»
ФЕВРАЛЬ
1 Изложение с творческим заданием Учить устанавливать и соблюдать последователь-ность изложения, составлять план.
Учить устанавливать связи между частями и определять средства их выражения.
Учить формулировать заключительную часть текста.
Развивать объём слухоречевой памяти.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Дети утром рано встали»
2 Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам Учить письменно составлять рассказ по серии картинок, вопросам Учить составлять письменно полный ответ на вопрос, учитывать связь предложений в тексте
Учить определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «По дорожке шли»
3 Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам. Формировать умение определять тему текста и основную мысль Учить составлять повествовательный текст по серии картинок, плану, опорным словам
Учить правильно употреблять слова, использовать текстовые синонимы - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Красная шапочка»
4 Каникулы
МАРТ
1 Коллективное сочинение-повествование по сюжетной картине, опорным словам. Учить создавать повествовательный текст с элементами описания Формировать умение внимательно рассматривать сюжетную картину , определять тему текста и основную мысль. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Мы на лыжах в лес идём»
2 Анализ и редактирование сочинений Учить находить ошибки в содержании и построении текста Совершенствовать написанное в процессе коллективной работы над ошибками.
Формировать умение исправлять речевые ошибки
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Дружба»
3 Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка» Формировать умение писать сочинение по плану Повторить признаки, строение текста-описания.
Формировать умение строить собственное описание по аналогии с образцом.
Формировать умение отбирать более точные слова для выражения своих мыслей.
- + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Как живёшь?»
4 Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша собака (кошка)» Формировать умение писать сочинение-описание по плану, строить описание. Учить использовать речевые средства для точной передачи наблюдений, своего отношения к описываемому. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Репка»
5 Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна» Формировать умение писать сочинение по плану, опорным словам Формировать умение собирать материал к сочинению путём наблюдений.
Учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Глаголы»
АПРЕЛЬ
1 Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна» Формировать умение писать сочинение по плану, опорным словам Формировать умение собирать материал к сочинению путём наблюдений.
Учить использовать средства выразительности для описания своих наблюдений. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Мы бежали по дорожке»
2 Каникулы
3 Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода» Учить сопоставлять непосредственное восприятие изменений в природе и их опосредованное отражение в живописном и художественном произведениях
Формировать умение рассматривать картину, обращать внимание на её изобразительные средства.
Формировать умение использовать средства выразительности для описания картины, передавать своё отношение.
Развивать образное мышление путём проникновения в художественный замысел автора. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Кто последний?»
4 Сочинение –рассуждение «Моё любимое занятие» Формировать умение планировать и строить рассуждение Повторить признаки, строение текста-рассуждения.
Учить точно употреблять слова в тексте.
Развивать творческое мыщление. - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Незнайкина зарядка»
МАЙ
1 Сочинение –рассуждение «Моё любимое занятие» Формировать умение планировать и строить рассуждение Повторить признаки, строение текста-рассуждения.
Учить точно употреблять слова в тексте.
Развивать творческое мыщление. + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Кошкин дом»
2 Письма Формировать умение писать письма Формировать умение оформлять письма.
Познакомить с особенностями текста письма. + Проектор, экран, презентация, запись на доске. «Тигр вышел погулять»
3 Письма Формировать умение писать письма Формировать умение оформлять письма.
Познакомить с особенностями текста письма. + Проектор, экран, презентация, запись на доске. По выбору
4 Итоговое изложение Совершенствовать умение писать изложение - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. По выбору
5 Итоговое сочинение Совершенствовать умение писать сочинение - + Проектор, экран, презентация, запись на доске. По выбору