Патриотическое воспитание младших школьников через связь поколений


Лосоногова Юлия Владимировна учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6, г.Саяногорск.
Патриотическое воспитание младших школьников через связь поколений
Есть мудрые высказывания: «Чтобы уничтожить страну, не обязательно завоевывать ее силой оружия, надо лишить народ исторической памяти, и она сама развалится», «Народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение». Наша задача, помочь вырасти такому поколению, что бы в нашей стране был мир. Дети должны знать историю своей страны, бережно относится к людям, воевавшим за мир. А начать нужно, конечно, с истории своей семьи, ведь в каждой семье был свой герой. Да, я считаю, что все, кто отстаивал победу – герои. В моей семье принято уважать пожилых и чтить память мертвых. И в моей семье есть герои, которые воевали за Родину. Мы помним и гордимся ими. Эти традиции я пытаюсь привить и своим ученикам.
На вопросы о родных, воевавших на войне, к моему удивлению и огорчению, многие мои третьеклашки не смогли ответить, а совсем немногие отвечали неуверенно : «Да, прадедушка воевал», и всё… Даже без имени… Что бы у детей появилось желание узнать о героях своей семьи, я рассказала о своих родственниках.
Мой дедушка, Маматов Роман Максимович, беспрерывно воевал в войсках Прибалтийского округа, в 24 гвардейском ордена Кутузова артиллерийском полку с июня 1941 по май 1945 года, как указано в служебной характеристике. Свою службу он начал рядовым бойцом и закончил в звании старшего лейтенанта. Участвовал в битве под Москвой, дошёл до города Кёнигсберга, был награждён медалью за участие в героическом штурме и взятии Кёнигсберга, медалью за участие в ВОВ, благодарственным письмом за подписью командующего войсками Прибалтийского фронта, орденом красного Знамени. Награждён был и другими медалями и орденами, которые, к сожалению, утеряны. Я горжусь своим дедом, который, несмотря на полученную контузию, прошёл всю войну.
Уходят ветераны, участники ВОВ, из жизни. Их, славных героев Победы, остаётся всё меньше и меньше. Но и поколение, рождённое в предвоенные и военные годы, также уходят всё чаще из жизни. Да! Дети войны не воевали на фронте, но я, уверена, что тяготы войны они вынесли немалые. Как говорит моя тётя, Шалыгина Валентина Романовна: «Порой удивляюсь, как мы, вообще могли выжить, вырасти полноценными здоровыми людьми, выучится и своим трудом приносить пользу стране, людям, семье». Со слезами на глазах она рассказывает, как в школе им, первоклассникам, каждый день выдавали по пончику, что бы они не падали в голодный обморок. А она несла свой пончик младшему братику (моему папе). Как выводили они свои первые буквы на газетных листах чернилами из сажи. А когда очень хотелось есть, она отвлекала голодных ребятишек своими рассказами о том, как будем жить хорошо после войны, когда отцы разобьют врага и вернуться домой. Разве она не герой? Для нашей семьи – да!
Ребята слушали с интересом, задавали вопросы, и с удовольствием откликаются на мою просьбу собрать материалы о своих родственниках.
Так мы узнали, что у Ильи прадедушка, Гордеев К.Г., служил в лыжном батальоне пулемётчиком, участвовал в битве под Москвой, был командиром взвода. С большой теплотой рассказывала о своём прадедушке Алина. Ларьков Д.С. был в плену 2 раза, где его травили собаками. И оба раза из плена он бежал. С подобными рассказами, к сожалению, выступают не все, но ученики слушали очень внимательно, с чувством грусти, потому что сами не знают о своих родственниках, которые тоже, наверное, достойны, чтобы о них помнили. И я думаю, что в будущем каждый из моих учеников узнает о героях своей семьи.
Рассказывали ребятишки и о родных, детство которых пришлось на годы войны. У Алексея бабушка, Горшкова Е.А., в 14 лет вместе с другими детьми работала на военном заводе, где делали детали для танков. Прадедушка Артёма, Крайзер Р.Ф., в 13 лет узнал о тяжёлом труде на поле, ремонтировал трактора и сам на них ездил, а в 16 лет возил больных в госпиталь.
В нашей школе есть добрая традиция поздравлять ветеранов с праздником 9 Мая. Несколько лет подряд мы поздравляли Ошарову М. А. Последние годы мы общались с её дочкой из-за болезни Марии Александровны. Дети с воодушевлением собирали подарки, рисовали поздравительные открытки, с интересом слушали рассказы о войне, читали стихи. В глазах ребятишек светилась гордость. Гордость за людей – победителей, за страну. К моей радости, ни один ребёнок не отказался участвовать в акции, каждый отложил свои дела, что бы поздравить ветеранов. В 2015 году мы с грустью узнали, что поздравить Марию Александровну мы больше не сможем.
Очень порадовало меня, когда среди участников акции Бессмертный полк я увидела многих своих учеников. Я вижу, что мои малыши с интересом узнают о своих родных, воевавших за победу. Они уважительно, с добротой и пониманием, относятся к людям старшего поколения, чтут память погибших. Значит, мы правильно начали работу по формированию патриотических чувств через связь поколений.