Конспект урока по истории на тему : Приход к власти большевиков

Тема урока: Большевики берут власть.

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:
1.Обучающая:
- выяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и раскрыть причины прихода к власти большевиков;
-сформировать представление о позиции меньшевиков и эсеров к факту захвата власти большевиками;
2.Развивающая:
- развитие аналитических умений,
- умения выявлять главное, давать оценку фактам;
- совершенствование ранее полученных знаний;
3. Воспитательная:
- воспитание уважения к истории, к историческим событиям, воспитание патриотических чувств.

Структура урока:
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4.Изучение нового материала.
5. Закрепление изученной темы.
6.Домашнее задание.
7. Итоги урока.
8. Литература.

Основные понятия: локаут, декрет.
Материалы и оборудование: учебник, интерактивная доска.

Ход урока:
1. Оргмомент. Приветствие учащихся.

2.Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос:
1)Когда произошел Корниловский мятеж?
2) Каковы были цели Корниловского мятежа?
3) Какие политические круги поддерживали генерала Корнилова?
4)С кем из правительства была договоренность Корнилова?
5) Какие неотложные меры определялись в докладной записке Корнилова Керенскому?
6) Почему Корниловский мятеж не удался? К какой третьей силе обратился за помощью Керенский?
7) Назовите последствия мятежа.

3.Подготовка к восприятию нового материала.
А.Ф.Керенский одержал победу над мятежными генералами и восстановил официальные структуры государственной власти. Но хрупкий баланс сил в стране был нарушен. Министру- председателю и его правительству уже не приходилось надеяться на какую-либо эффективную помощь со стороны правых. Утратив их поддержку, власти оказались перед прямой и молниеносно нараставшей угрозой удара с левого, большевистского фланга.

4.Новая тема. I слайд «Большевики берут власть».
То и дело сменявшие друг друга министры Временного правительства все больше утрачивали контроль над разрушавшейся экономикой России. В стране проявляется общенациональный кризис.
II слайд: Проявления общенационального кризиса:
а) разрушавшаяся экономика. К концу 1917 г. выпуск основных видов промышленной продукции упал на треть по сравнению с предшествовавшим годом. Железнодорожное сообщение почти полностью было парализовано. Невиданные масштабы принял финансовый кризис. Как заметил еще летом министр финансов Н. В. Некрасов, казенный «кошелек пуст, в нем лежат лишь неоплаченные векселя». Внутренний и внешний государственный долг достиг астрономической суммы 25 млрд. долларов по курсу начала 1917 г. Бушевала инфляция, снизившая покупательную способность рубля до 6^-7 довоенных копеек. (Пример из книги).
б) углубление рабочего вопроса. Увеличение числа забастовок, предприниматели шли на локауты. Крупное событие – Всероссийская забастовка железнодорожников.
в) «аграрные беспорядки»- захват помещичьих земель крестьянами.
г) выступления солдат. Требования прекращения войны, армия «голосовала за мир ногами»: дезертирства, отказ исполнения приказов, братание с противником.
д) увеличение выступлений против политики Временного правительства.

III слайд. Расстановка политических сил.
- Правые – Временное правительство (не способны на решительные действия);
- Центр – Петросовет – меньшевики, эсеры (заняли наблюдательную позицию);
- Левые – большевики, готовы к захвату власти.

IV слайд. Колебания в большевистском ЦК.
- умеренные - считали нецелесообразным вооруженное восстание в данный момент и предлагала тщательнее подготовиться к захвату власти (Л.Б.Каменев, Г.Е.Зиновьев)
- крайние – требовали немедленного захвата власти (В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий).
Т.о., умеренные большевики отстаивали не революционный, а парламентский, мирный, путь дальнейшего развития страны. Причем вопрос о взятии власти большевистской партией ими вообще не ставился.

V слайд. Портрет В.И.Ленина.
Требования Ленина:
- в своих письмах требовал от ЦК немедленно перевести подготовку восстания в практическую плоскость; (Работа с книгой: чтение статей Ленина в учебнике на стр. 113). «Мы имеем тысячи вооруженных рабочих и солдат в Питере, кои могут сразу взять и Зимний дворец, и Генеральный штаб, и станцию телефонов, и все крупные типографии... Если бы мы ударили сразу, внезапно, из трех пунктов, в Питере, в Москве, в Балтийском флоте, то девяносто девять сотых за то, что мы победим».

VI слайд. Подготовка восстания.

Теоретическая
Организационная
Военно-техническая

Статья В.И.Ленина:
- «Большевики должны взять власть»;
- «Марксизм и восстание»;
- «Советы постороннего»
-«Письмо членам ЦК РСДРП (б)»
Создание военно-революционного комитета при Петроградском Совете как штаба по подготовке восстания. ВРК находился под контролем большевиков.
Решение ЦК (10.10 и 16.10) о взятии власти
Организация отрядов Красной Гвардии.
Назначение комиссаров ВРК в воинские части Петрограда.

Переход Петроградского гарнизона на сторону ВРК и Петроградского Совета.

VII слайд. Ход восстания и захват власти большевиками:

24.10.1917г. – запоздалые меры Временного правительства по противодействию большевикам.
Захват отрядами Красной Гвардии стратегических пунктов города.
15.10.1917г.- Воззвание ВРК к гражданам России. Открытие II Всероссийского съезда Советов.
26.10.1917г. – Штурм Зимнего дворца – арест Временного правительства.

VIII слайд. Фото крейсера «Аврора».

IX слайд. Фото штурма Зимнего дворца.
Особенность революционных событий в Петрограде – почти бескровный характер: минимальное количество жертв при штурме Зимнего дворца и захвате ключевых объектов.


X слайд. II съезд Советов. 25 октября.
Самостоятельная работа с учебником.
Вопрос учащимся: «Какие два исторических документа были приняты на IIсъезде?». Заполнение таблицы:

Название декрета
Дата принятия
Краткое содержание

Декрет о мире
26 октября
содержал призыв к народам и правительствам воюющих стран заключить демократический мир без аннексий и контрибуций

Декрет о земле
26 октября
предусматривал конфискацию земель, находившихся во владении помещиков и других крупных собственников, национализацию всей земли, запрещал ее аренду, применение наемного труда


Какие новые органы власти были сформированы на II съезде Советов?
Ответ: «На съезде было сформировано советское правительство Совет Народных Комиссаров (СНК). Его председателем стал В. И. Ленин. В СНК вошли видные большевики (Л. Д. Троцкий нарком иностранных дел, А. И. Рыков нарком внутренних дел, А. В. Луначарский нарком просвещения, И. В. Сталин нарком по делам национальностей и др.).
Съезд избрал также Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК). Там были представлены и другие социалистические партии левого толка (левые эсеры, меньшевики-интернационалисты и др.). Но большевики преобладали и здесь. Возглавил ВЦИК Л. Б. Каменев».

V.Закрепление изученной темы.

XI слайд. Причины победы большевиков в октябре 1917г.
-нарастание социально-экономических проблем;
-затягивание созыва Учредительного собрания;
-падение авторитета Временного правительства после ликвидации корниловского мятежа;
-усиление авторитета большевиков после ликвидации корниловского мятежа;
-нарастание противоречий между либералами и правыми социалистами;
-радикализация левого крыла умеренных социалистов и их организационное оформление;
-обещания лидеров большевиков решить разом все проблемы общественного развития;
- осуществление переворота в Петрограде под флагом ликвидации двоевластия в пользу Советов.

VI.Домашнее задание: параграф 30.

VII. Итоги урока.

XII слайд. Историческое значение революции 1917г.:
- коренное изменение в социально-экономических, политических, культурных устоях России ;
- ликвидация монархии, установление республики (после февраля – буржуазно-демократической, после октября - социалистической).

Итоги: Ответить на вопрос: Был ли неизбежен приход к власти большевиков?
Ответ: К осени 1917г. Обстановка в стране из-за бездействия Временного правительства ухудшилось настолько, что выйти из кризиса теперь можно было только при помощи жестких радикальных мер, т.е. установления диктатуры либо «справа» (военные Корнилов), либо «слева» (большевики). Попытка установления диктатуры «справа» провалилась, оставалась единственная альтернатива – диктатура большевиков. Таким образом, приход большевиков к власти был логичен и закономерен.


VIII.Литература:
Россия в XXвеке.10-11кл. / А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. – М.: Просвещение, 2004
Поурочные разработки к учебнику «Россия в XX веке»: 10-11 кл./ А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, Л.В.Жукова. – М.: Просвещение, 2001.- 174с.
История России: учебный минимум для абитуриента / А.В.Керова. М.: Высшая школа, 2000. – 526с.








13PAGE 15


13PAGE 14315