Экология как средство формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста


Поисковая тема :«Экология как средство формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
 
В. Сухомлинский
Актуальность --заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной темы -заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Цель: -Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, видеть себя в природе не потребителем, а другом и защитником ее.
Задачи:
-Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
 -Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
 -Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления в разных видах деятельности.
 -Развивать интерес и активность в процессе познавательно- исследовательской деятельности обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
-Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.
Я уверена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом.
Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.
Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.
Мне хотелось бы, чтобы ребёнок с интересом и любовью относился к каждой травинке, букашке, и не делил их на хороших и плохих, вредных и полезных.
В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать.
Необходимо научить ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.
А это длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.
Над этой темой я работаю второй год, то есть со второй младшей группы и вижу результат. Дети любознательны, с удовольствием исследуют мир и бережно относятся к окружающей среде.
Во второй младшей группе мы с детьми посадили и вырастили огород на окне «Ферма дяди Мирона». Дети наблюдали, радовались появлению каждого нового листочка. А когда он вырос, мы все вместе с детьми высадили рассаду на огород, из зеленого лука сделали салат и дети с удовольствием его съели.
В своей работе я использую различные методы; элементы ТРИЗ, таблицы мнемо-техники, экскурсии, открытые занятия; игровые приёмы, рисование, поход сказочных героев, которые оживали на занятиях. Это способствует скорейшему восприятию материала и лучшему запоминанию.
Такие игры как "Хорошо - плохо", «С какой ветки детка "Окажи первую помощь больному", "Если б я был волшебником", "Полезно – вредно». Составила картотеку дидактических игр по экологии и ознакомлению с окружающим миром, ведется работа с родителями, планирую оформление фотовыставки.
Для развития познавательных способностей у детей, в моей группе создана развивающая среда, места для осуществления детской деятельности. Создан уголок природы и лаборатория природы.
Я уверена, что ознакомление с природой помогает развитию познавательных способностей у детей. Дети дошкольного возраста с интересом воспринимают новую информацию.
Все знания полученные детьми в детском саду, пригодятся им в школе, и они будут выгодно отличаться от своих сверстников своими познаниями и стремлением узнать больше.

Защита темы по самообразованию:
«Экология как средство формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
Воспитатель Урюмцева Г.В
2016г