Выступление на МО Патриотическое воспитание школьников с ОВЗ,как средство развития нравственных качеств личности


Сафина ЗумфираЗакиряновнавоспитатель высшей категории
ГБОУ « Нурлатская школа-интернат» гНурлат
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья,как средство развития нравственных качеств личности.
Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это является основополагающей целью патриотического воспитания в целом. Безусловно, воспитание личности – патриота в школьный период осуществляется в течение всего учебно–воспитательного процесса: и во время учебной деятельности и во внеклассной деятельности. Одной из эффективных форм методической работы являются открытые внеклассные мероприятия, которые позволяют осуществить поиск и апробацию новых форм воспитательной работы, направленных на формирование патриотизма.
Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма. Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.С воспитанниками проводим воспитательские часы: «Моя родословная»,«История моей семьи», организовали конкурс рисунков о семье. В старших классах провели ток-шоу вместе с детьми «Семья и семейные ценности», организовали встречу со специалистом отдела ЗАГС на тему «Основы семьи и брака».
Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма. Учащиеся принимают участие в конкурсах. Их работы глубоко патриотичны. Чувствуется, что воспитанники гордятся своими родными, близкими, что им небезразлична судьба страны. Конкурс «Знаем историю родного края»,в котором приняли участие, созданные работы-презентации учащихся с использованием регионального компонента «Город, в котором мы живем», «Моя малая-Родина»,показал как с интересом и увлечением воспитанники изучают историю своего края.
Тема природы очень важна для разговора о патриотизме, она оказывает заметное влияние на развитие патриотических взглядов учащихся, потому что Родина и природа - неразделимые понятия. Чрезвычайно важный аспект патриотизма — защита родной природы.
Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле, перед страной.
Формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.
Использование государственных символов в патриотическом воспитании учащихся - важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности детей, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества,целенаправленное формирование у воспитанников патриотических чувств, уважительное отношение к национальным символам – Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам такие воспитательские часы как: «Государственные символы России!», «Государственные символы Республики Татарстан», «Моя малая Родина –Нурлат». Многие впервые познакомились с гербом, флагом и гимном своего района.Работу можно представить как настоящий исследовательский проект.
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Обращаясь к теме героического прошлого Родины традиционно мы рассказываем детям о героях Великой Отечественной войны.
При планировании воспитательского или классного часа необходимо учитывать социально-психологические аспекты этой тематики.
В современной школе внеклассные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, могут преследовать цель показать детям: бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни; примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях — предмет для гордости и подражания; примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но ни в коем случае не чужой!Ребята очень серьезно относятся к участию в смотре песни и строя и конкурсе военно-патриотической песни, ежегодно проводимого в стенах нашего учреждения.
Мы живём в реальном мире, в информационном веке, педагоги должны научить детей смотреть выпуски новостей как местного уровня, так и масштаба страны.
Патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека, когда они построены на уважении к людям различной национальности.
Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям как падение нравственности, «потеря поколения», чувству иждивенчества и направлено против социального безразличия, роста преступности.
В своей работе мы стремимся к тому, чтобы у детей появились желание и необходимость познать себя, ответить на вечные вопросы: кто я, откуда мы и куда идём, что берём от прошлого, во имя чего живём, что передадим потомкам. Мы ввели себе еще одну традицию – смотреть как социальные фильмы, так и комедии, лишь бы они учили добру.
Обсуждения и дебаты приводят к высказыванию сокровенных мыслей, раскрытию таящихся в глубинах душ.
Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит педагогу.