Выступление Воспитание нравственно-ответственной личности

Выступление на научно – практической
конференции г. Курск
на курсах учителей истории в 2014.
Учитель истории и обществознания
Иванова Нина Григорьевна

Воспитание нравственно-ответственной личности

План.

Введение.

1. Нравственные проблемы, стоящие перед воспитанным процессом.

2. Роль школьного учебника в воспитании нравственности личности.

3. Дежурная группа воспитывает ответственность.

4. Обращение к семейным архивам.

5. Место дискуссии на уроках по изучению второй мировой войны.

6. Уроки в библиотеке и Интернете помогают разоблачению фальсификаций.

7. Некоторые мероприятия по Великой Отечественной войне.

8. Контроль качества знаний на уроках истории.

Заключение.














Введение.
В своей работе я пытаюсь раскрыть тему нравственного воспитания личности на уроках истории и на внеклассных мероприятиях. Поделиться опытом с начинающими коллегами по нравственной культуре школьников и со всеми, кому интересна данная тема, кому не безразлично дело, которому мы служим. Подойти к проблеме, используя новые инновации. Я не ставила целью перечислить формы и методы, которые использую по формированию нравственного (также правового, патриотического, гражданского и иного) воспитания и образования на уроках и во внеурочных мероприятиях. Каждый учитель подбирает сам, учитывая индивидуальные особенности своих учащихся. Я еще и еще раз хочу повторить, что
история имеет большие возможности в нравственном, патриотическом, общекультурном воспитании. На ее материале можно формировать самые лучшие качества человека.
Нравственные проблемы, стоящие перед воспитательным
процессом.
Наибольшую активность для современного школьного исторического образования приобретает проблема ценностей, которую во многом обуславливают специфика педагогических технологий в рамках образовательной системы.
Реформирование российского общества выразилось в изменении системы ценностей, их содержания и форм проявления. Поэтому наибольшую активность для современного школьного исторического образования приобретает проблема ценностей, которую во многом обуславливают специфика педагогических технологий в рамках образовательной системы.
Содержание нравственного воспитания определяется концепцией.
В национальной доктрине образования РФ в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание граждан России, обладающих высокой нравственностью».
История-это проявление души народа, его золотой запас.
«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека» (писатель В.П.Белов). А это ничто иное, как воспитание патриотизма, нравственности. Даже само слово «патриот» без истории, как бы не существует.
У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Вторая мировая война – одно из поворотных и наиболее масштабных событий в истории 20века. С историей войны связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравственные проблемы.
Структуру нравственности личности составляют знания, чувства, отношения и поведение.
2.Роль школьного учебника в воспитании нравственности личности.
Главным источником знаний для учащихся является школьный учебник.
Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было не мало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая в нее новые главы, пытаясь забыть или вновь что-то вспомнить. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Я считаю, что нельзя выдвигать и навязывать учащимся свою точку зрения. Я не спорю с политиками, я предлагаю им разные точки зрения. Главное, что их можно найти в разных учебниках, которые нам предлагают.
Сегодня содержание учебных книг обновилось пополнением фактов, описанием событий и явлений, ранее не представленных в учебной литературе. В учебниках произошел отказ от положительной оценки роли И.Сталина, К.Ворошилова, Л.Брежнева и других. На основе изучения учебной книги важно показать события войны через морально- психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Учитель должен помочь учащимся оценивать события в контексте той эпохи, в которой они происходили, нацеливаясь на понимание и объяснение.
Успешно решить эти задачи можно с помощью модульно-рейтинговой технологии на основе дифференцированного подхода изучения истории. Сегодня доказано, что не все дети могут в одинаковом объеме усваивать материал. Чтобы лучше понять какое-то историческое событие, необходимо посмотреть на него с разных сторон:
как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время,
как развивалась культура. Вот из всего из этого и складывается личность. И не просто личность, а нравственно-ответственная личность. На своих уроках я пытаюсь задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса.


3.Дежурная группа воспитывает ответственность.
Учащиеся обязательно должны изучить материал учебной книги.
Я предлагаю им метод дежурных групп. Несколько учащихся готовят дома пересказ темы, другие в это время занимаются своими делами. Те, кто дома не читали материал, на уроке слушают его и принимают участие в обсуждении поставленных проблем. Таким образом решается несколько нравственных задач:
во-первых, формируется чувство долга – учащийся обязательно должен подготовить дома рассказ, если он его не сделает, то и сам не получит хорошую оценку и лишит одноклассников знаний по данной теме.
во-вторых, формируется чувство ответственности за свое поведение и гуманное отношение к окружающим.
Когда звучит рассказ членов дежурной группы, то учащиеся делают паузы, чтобы одноклассники записали в тетради и запомнили важные аспекты их рассказа. Те учащиеся, которые не вошли в дежурную группу, но хотят на уроке отвечать и тем самым увеличить свой рейтинг в данном модуле, готовят сообщение к уроку на 2 минуты по дополнительным источникам. В моем классе есть компьютер и исторические диски. Можно выйти на сайт в Интернет или даю книги, где можно отыскать материал по данной теме.
4. Обращение к семейным архивам.
Большое значение имеет создание соответствующего эмоционального фона, использование сведений о Великой Отечественной войне для побуждения лучших человеческих качеств. Часто в поисках дополнительного материала учащиеся обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких.
Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.
Я замечаю, как мои ученики, во время звучания Гимна России, уже выполняют свой первый долг патриота, гражданина - стоят и слушают. Или в любую погоду они обязательно придут 9Мая к стеле воинам односельчанам на митинг, принесут и возложат цветы. Еще приятней, когда это делают мои выпускники.
- участвуют в концертах;
-ухаживают за местом у стелы;
-самостоятельно ухаживают за могилами ветеранов Великой Отечественной войны;
- интересуются историей своего родного края, / в школе обучатся ученики трех сел Косиново, Башкатово, с. Шевелево/, поэтому очень важно не ущемить никого.
- записывали рассказы ветеранов;
Я не буду перечислять всех встреч, вечеров, викторин, экскурсий, классных часов.
Скажу лишь одно - у моих детей живой интерес к прошлому и настоящему.
5 .Место дискуссии на уроках по изучению второй мировой войны.
Важную роль в формировании нравственности играет метод обсуждения проблем. Для того, чтобы обсуждать, анализировать, делать выводы нужны знания. Не все дети могут принимать участие в дискуссиях. Но важно, чтобы все слушали. В конце урока я спрашиваю у слабых ребят, которые не принимали участие в разговоре, что уже они поняли, какой они сделали вывод из данного разговора. За свое аргументированное высказывание учащиеся получают дополнительные баллы в рейтинг. Я предлагаю разобрать следующие проблемные моменты:
1) кто, на ваш взгляд, освободил страны Западной Европы от фашизма;
2) составьте обзор, кто и по каким мотивам считал конец войны катастрофой, а кто – освобождением.
При обсуждении подобных задач будут высказываться разные точки зрения, и учащиеся будут учиться коммуникативным навыкам.




6. Уроки в библиотеке и в Интернете помогают разоблачению фальсификаций.

Следующим методом нравственного воспитания является вовлечение учащихся в деятельность. Наши дети практически перестали читать. Раз в полгода веду в библиотеку. Составить обзор можно только в библиотеке, умея работать с каталогом и периодической печатью.
Я организовываю уроки в нашей сельской библиотеке, где работники библиотеки помогают нам в подборе литературы. Данные уроки представляют особую ценность потому, что помогают разоблачению и фальсификаций о войне. Раньше этой же цели служат уроки с приглашением ветеранов, сейчас у нас ветеранов нет. Вы скажете: « Так есть же выход в Интернет». Да есть, но живем мы в селах и не у каждого в доме не то, что интернет, а и ноутбука нет. Поэтому объясняю, книга – всегда выручит.
Очень важно для воспитания нравственных ценностей создавать на уроках воспитывающие ситуации для выработки привычек и культуры поведения. Так учащиеся учатся уважительно относиться к ветеранам труда, афганцам, сегодняшним героям локальных войн и почитать павших.
Как учитель истории я не могу не быть пропагандистом исторической книги. Я приучаю детей к домашнему чтению, чтобы оно стало их повседневной потребностью. Чтение исторической литературы дает навыки самостоятельного анализа событий и документов, учит умело делать простые сопоставления, развивать воображение, помогает закрепить и повторить пройденное. Оно формирует политические убеждения, воспитывает нравственно.

7. Некоторые мероприятия по Великой Отечественной войне.
За свой 33-х летний педагогический стаж работы в школе, я очень редко повторяла
мероприятия. Люблю, когда оно единственное и только для этих ребят, а для других будет другое, может даже лучше. Зато каждый выпуск помнит что-то свое, для них неповторимое.
- «Встреча со вдовами». Этот вечер при свечах, напоминающий годы Великой Отечественной войны, унесли ребята на всю жизнь. А старушки, оставшиеся еще в живых, до сих пор благодарят меня за внимание.
- «Звезды славы боевой». Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
Встречи с живыми участниками событий дают возможность обеспечить духовно-нравственное единство общества, снизить идеологическое противостояние, возродить истинные духовные ценности российского народа, упрочить единство и дружбу народов РФ.
- исторический вечер «Живи, страна необъятная моя Россия»;
- праздник «День защитника Отечества»;
- «День памяти воинов-интернационалистов»;
- «День освобождения г. Обояни»;
- классный час «Мы будем помнить»;
- урок памяти, посвященный победе над фашизмом;
- викторина « Полководцы и герои Великой Отечественной войны»;
- конкурс «Письмо солдата»;
- выставка цветов « Остановись, могилам поклонись»;
- « Русский солдат умом и силой богат» увлекательное состязание;
- тематический вечер «Деревья тоже воевали»;
- викторина «Достойные славы»;
- концерт «День Победы» в сельском доме культуры, такие концерты стали традиционными для меня и моих учащихся. Оказание помощи ветеранам, вдовам
тоже привычное дело для нас.
8. Контроль качества знаний на уроках истории.
Знания, полученные на уроках, проверяю в текущем контроле, который называю
«пятиминуткой» или «поймай дату» и т. д. Итоговые тесты, сочинение-эссе.
Итоговый контроль выполняется в форме тренинга и зачета. Здесь учащиеся в письменной форме показывают полученные знания и на их основе рассуждают,
Делают выводы, опираясь на нравственные ценности.





Заключение.

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы нравственного воспитания были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.
И от того, каким будет человек 21века, зависит будущее нашей страны.
Я понимаю свою ответственность за воспитание нравственной личности, поэтому никогда не позволяю себе нечто такое, что может навредить ребенку в его дальнейшей взрослой жизни. Я уверена, что задача любого учителя состоит в том, чтобы не только знать о личностном развитии школьников, о тех ролях, которые он может играть во взрослой жизни, но и использовать свои педагогические знания и умения, чтобы помочь ребенку состояться умственно и нравственно. Но при этом учитель, который занимается процессом воспитания нравственности, должен быть сам примером ребенку, иначе воспитание не будет иметь нужного результата, а скорее всего станет саморазрушением.
К.Д.Ушинский справедливо высказывал эту мысль: «Лучше не говорить вовсе ребенку той или иной высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока».
Вот уже 39 лет свой посильный вклад в дело воспитания нравственно-ответственной личности вношу и я. Отношения со своими учениками я строю на основе искренности и доверия, уважая их достоинства добиваюсь таких результатов, которые позволяют им войти в мир взрослых. Состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.







Список литературы:

Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: Сборник статей /Сост. и науч. ред. Н.И.Элиасберг. –СПб.: Изд-во «Союз», 2004г.
Козленко С.И. Преподавание истории и обществознания в школе. №1-2005г.
Королькова Е. Народное образование.№4-2005г. Роль знаний о Великой Отечественной войне в нравственном воспитании.
Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории /
Сост. Л.Н.Алексашкина; Под ред. А, Ф.Киселева.-2-е изд.. стереотип.- М.:Дрофа, 2001.
Победа над фашизмом и современный мир. – Прага: Междунар.
Издательство «Мир и социализм», 2003г.
Основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2008-2009годы.


























15