Нестандартное применение дидактических игр для решения задач по художественной обработке текстильных материалов


Доклад
Тема ,, Нестандартное применение дидактических игр для решения задач по художественной обработке текстильных материалов.’’
Подготовила :
учитель технологии
МБОУ Ломовская СОШ
Антонова О.В.


2012 год
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке технологии и на дополнительных занятиях могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогают глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия. Игры побуждают учащихся к высказыванию оригинальных идей и принятию нестандартных решений.
Главное уважение к личности ученика - не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его. Конфуций писал: ,, Учитель и ученик растут вместе”.
Односторонний взгляд на игру только как на средство обучения и воспитания приводит к ограниченной оценке ее влияния на будущее человека, не учитывается то замечательное воздействие, которое она оказывает на оптимистическое мироощущение ребенка.
Игра удовлетворяет многие потребности учащихся: потребность выплеснуть накопившуюся энергию, испытать наслаждение от процесса игры, исследовать окружающий мир, насытить свое любопытство, выразить свои желания, продемонстрировать свои знания и способности.
Игровая ситуация помогает снять усталость, усиливает непроизвольное запоминание, повышает интерес к изучаемому материалу и улучшает качество знаний, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, точность.
Игра – средство многогранное. С уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения.
А.С. Макаренко внес в педагогику коллектива замечательное слово «мажор». Бодрый, целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни – непременное условие здорового развития коллектива.
Игра, по определению психологов-педагогов, является важным средством формирования ценностных ориентаций (Л.И. Божович), деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение учащимися нравственных форм поведения (И.Г. Яновская), развитие творческих сил, воображения, фантазии, эстетических чувств (Л.С. Выготский).
Эта форма деятельности представляет возможность учащимся общаться, проявляя при этом те качества, которые не доступны им в повседневной школьной жизни. Общение учащихся в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит иронию, шутку, юмор, усиливает мотивацию к учебной деятельности. При этом в игре мотивация приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений, требующих от участников принятия конкретных решений.
Школьный курс технологии способствует проведению различных игр во время уроков. Игры, которые проводятся в процессе обучения, называются дидактическими.
Требования к организации дидактических игр:
1.Игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2.Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3.Должен присутствовать элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр :
1.Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
2.Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Виды дидактических игр:
Игры-упражнения.
Игра «Пазлы». Принцип игры: чертеж фартука разрезается на части, перемешивается и дается ученицам задание собрать чертеж. Данная игра способствует закреплению изученного материала, тренирует зрительную и пространственную память, развивает внимание и логическое мышление, воспитывает аккуратность и усидчивость.
Кроссворды, сканворды, чайнворды, ребусы и викторины развивают и тренируют память, сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать различные виды данных игр: тематические и по всему разделу.
Игра «Лото». Для игры изготовляются карты с номерами или картинками, которые закрываются фишками. Используется при изучении многих тем и разделов.
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала как по технологии швейного производства, так и по технологии приготовления пищи, материаловедению, машиноведению.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды (бригады).
Сюжетно-ролевые игры.
1. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Учащиеся могут перевоплощаться в художников-конструкторов, модельеров, операторов швейного производства, дизайнеров, поваров, кулинаров, кондитеров.
2. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, в ней есть фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают и часто помогают герою, предметы оказываются волшебными. « Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок!». И добрые молодцы действительно могут извлечь из нее для себя урок нравственности, честности, мудрости. Сказка делает нас добрее и улыбчивее, именно благодаря сказке, мы видим, насколько прекрасен и чист мир, окружающий нас. Учащимся пятого- шестого классов можно предложить придумать сказки, где главными действующими лицами могут быть предметы и правила, которые они изучают на уроках технологии. Например, с помощью сказки хорошо усваивается тема «Первичная обработка хлопка и льна».
Хочу перейти к основной теме моего доклада «Нестандартное применение дидактических игр для решения задач по художественной обработке текстильных материалов».
Нестандартное применение дидактических игр… , так как я использую данный дидактический прием не на уроке, а на дополнительных занятиях с ребятами, учащимися начальной школы.
А задача данной работы такова: через сказку познакомить детей с приемами ручного творчества, развить воображение и умственные способности, научить сказочной мудрости, любить и радоваться самому малому, помочь детям адаптироваться в этом интересном, но сложном мире. Наш кружок называется «Сундучок сказок». Именно из сундучка, где хранятся нитки, иголки, спицы, крючки, кусочки ткани, меха, пуговички и бусинки, и многое другое, выходят герои сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три поросенка», « Зайкина избушка», сделанные детскими руками.
Через этюды с куклами, театральные игры, сочинение сказок раскрываются индивидуальные способности детей, речевой аппарат и пластическая выразительность движений, основные психические процессы и качества. Дети являются и актерами - кукловодами и изготовителями сказочных персонажей и декораций. В процессе изготовления кукол развивается мастерство, практические навыки и умения по обработке текстильных и поделочных материалов с помощью таких видов декоративно-прикладного искусства , как вязание крючком и спицами, изготовление изделий при помощи техники папье-маше, лепки из соленого теста. С огромным удовольствием малышам помогают девочки из среднего и старшего звена школы.
Театрализованный показ сказок осуществляется в детском саду нашего поселка. Данное мероприятие приносит много радости малышам и удовлетворения, от проделанной работы, девочкам, сотворившим этот праздник!
Список используемой литературы.
Аникеева Н. П. Воспитание игрой . Книга для учителя. Москва. Просвещение, 1987.
Бабина Н. Ф. Как развивать познавательную активность учащихся. Школа и производство 2002, №3.
Дьяченко Н. Ф. Воображение дошкольника. Москва. Знание, 1986.
Макарова А. Ю. Дидактические игры для проверки знаний. Школа и производство-2002, № 3.