Проект урока технологии в 5 классе Натуральные волокна растительного происхождения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»






ПРОЕКТ УРОКА

Предмет: технология (обслуживающий труд)
Класс: 5
Тема: «Натуральные волокна растительного происхождения»
Программа: Авторская программа О.А. Кожиной «Технология. Обслуживающий труд» 5-8 классы. М: Издательский центр «Дрофа», 2015г.

Учебник: Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [О.А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркутская]; под ред.О.А. Кожиной. М.:Дрофа, 2015.
Тип урока: урок открытия новых знаний




Калиничева Т.Н., учитель технологии
высшей квалификационной категории,
педагогический стаж 24 года.



2016
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Натуральные волокна растительного происхождения
Предмет: технология (обслуживающий труд).
Класс: 5
Цель урока: сформировать знания о текстильных волокнах растительного происхождения (лен и хлопок) и процессе получении ткани из них.
Задачи:
обучающие: систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении. Научить определять волокнистый состав хлопчатобумажных и льняных тканей;
развивающие: развить у школьников умение самоконтроля, эстетический вкус, формировать готовность к саморазвитию. Формировать представление о значении таких растений как хлопок и лён (эстетическом, утилитарном) в жизни человека через предъявление материализованных объектов - «образцов» (иллюстрации, слайды, волокна льна, хлопка и образцы тканей из них);
воспитательные: формировать осознанное понимание бережного отношения к природным ресурсам, уважение к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.
Планируемые образовательные результаты обучения на уроке:
предметные: сформировать понятие о различных видах текстильных волокон, о производстве тканей, о свойствах тканей из растительных волокон;
метапредметные: развивать навыки исследовательской работы, включая навыки работы с информационными источниками (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять результаты своей работы различными способами);
личностные: формировать мотивацию и самомотивацию изучения темы. Развивать готовность к самостоятельным действиям. Развивать трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности.
Формирование УУД на уроке:
познавательные: уметь анализировать и синтезировать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
регулятивные: уметь ставить цель, анализировать, проводить самооценку, рефлексию, уметь высказывать свое предположение, делать выводы;
коммуникативные: уметь высказывать свое мнение, слушать и понимать речь других, уметь организовать учебное сотрудничество.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, планшетный компьютер «Roverpad».
Наглядно-демонстрационные пособия: учебные пособия «Лён» и «Ткани растительного происхождения», коллекция «Хлопчатобумажные и льняные ткани».
Видеоряд: презентация учащегося «Растения, из которых получают ткань», слайды «VideoScribe», мультфильмы «МИ-МИ-Мишки на необитаемом острове» и «Ситцевая улица».

Структура и ход урока


п/п
Этап урока
Название используемого оборудования,
программного обеспечения, информационных ресурсов (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий
с оборудованием)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)

0.
Предварительная подготовка к уроку.
ПК, мультимедийный проектор (1)
Закрепить видеоматериалы к уроку на панели задач ПК, включить проектор, написать на доске наименование нового раздела «Материаловедение».



1.
Организационный

Начинает урок со стихотворения

Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.
Книжки, ручки и тетрадки
На столе лежат в порядке.

Рассаживаются по местам, проверяют готовность к уроку.
1

2.
Мотивационный
(мотивация к учебной деятельности через проблемный вопрос).







Формулировка темы урока. Целеполагание.
ПК, мультимедийный проектор (1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (6)















ПК, мультимедийный проектор (1)
Программа «VideoScribe» (5)
В начале урока предлагает посмотреть фрагмент мультфильма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Девочки, а если бы вы оказались на необитаемом острове без одежды и без пищи. Смогли бы вы, например, изготовить себе одежду? Из чего?

Сегодня мы переходим к изучению нового раздела. Знакомит с разделом «Материаловедение» (запись на доске). О чем нам поведает этот раздел?

Давайте подумаем и определим тему, цель и задачи нашего урока.
Предлагает ответить на вопросы: Из чего изготавливают ткань? Из каких растений получают волокно для изготовления нитей и тканей?
Обобщает ответы учащихся и ведет к формулировке темы и цели урока.
Сопровождается слайдами «VideoScribe» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).



А какие задачи предстоит решить на уроке?

Выводит задачи на слайде «VideoScribe».

Смотрят фрагмент мультфильма
Настраиваются на рабочий лад и получение новых знаний.


Осмысление проблемы, нахождение ответа на проблему, используя имеющиеся знания и свой жизненный опыт.
Ответы детей

Анализ слова «Материаловедение». Через анализ слова составляют определение нового раздела.



Отвечают на вопросы.


Формулируют тему и цель урока. Тему записывают в рабочую тетрадь.





















Самостоятельный поиск задач урока.
3
3

3.























Актуализация знаний.
























ПК, мультимедийный проектор (1)
Презентация Power Point (4)


















Вы, конечно, знаете, что одежду шьют из ткани. А когда же появилась сама ткань?
Приглашает ученицу с сообщением «Из истории появления тканей» и презентацией «Растения, из которых получают волокна».
Включает презентацию.



















Слушают сообщение ученицы, смотрят презентацию.








20
























4.
























Первичное усвоение новых знаний.




































ПК, мультимедийный проектор (1)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (7)






Давайте попробуем и мы с вами из хлопка получить нить. Возьмите кусочек ваты и скручивайте пальцами, при этом немного растягивайте. Что получилось?
Нить не очень ровная, толстоватая, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок. Волоконца у хлопка короткие, ворсистые, а нить длинная.
А как же и из чего делают саму ткань? Ткань вырабатывают из пряжи на ткацких станках, а пряжу – из волокон. А как из волокон хлопка получают ткань? На этот вопрос нам даст ответ фрагмент мультфильма киностудии «Союзмультфильм» «Ситцевая улица».
Включает мультфильм

Скручивают нить из ваты.


Отвечают на вопрос.










Смотрят мультфильм, запоминают этапы процесса производства ткани.

































5.


Первичная проверка понимания.














Самостоятельная работа учащихся.





Планшет «Roverpad» (ЭФУ) (2)












По окончании просмотра предлагает обсудить в парах: из каких этапов состоит производство ткани?

Предлагает изучить классификацию текстильных волокон и нитей в электронном учебнике в виде слайд-шоу.
(Включить планшет, выбрать приложение «Дай 5», кликнуть учебник технологии, «открыть» содержание учебника, выбрать параграф 12 «Натуральные волокна растительного происхождения», справа найти иконку «Слайд-шоу», кликнуть на иконку).



Предлагает выполнить практическую работу «Определение волокнистого состава хлопчатобумажных и льняных тканей» (в учебнике на стр. 88-89)


Обсуждают в парах этапы производства ткани.


Просматривают слайд-шоу «Классификация текстильных волокон и нитей» в электронном учебнике.

В рабочей тетради выполняют практическую работу, используя коллекцию «Хлопчатобумажные и льняные ткани», учебные пособия «Лен» и «Ткани растительного происхождения».





















12

6.
Первичное закрепление.
Планшет «Roverpad» (ЭФУ) (2)












ПК, мультимедийный проектор (1)

Предлагает выполнить задание на практическом тренажере в электронном учебнике «Ткани растительного происхождения».
(Включить планшет, в конце параграфа справа кликнуть иконку «Практический тренажер»).






Предлагает вернуться к задачам урока.
Выводит задачи на экран.


Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.
Оценивает практическую работу и объявляет оценки.
Выполняют задание на тренажере «Соотнести виды волокон и их характеристики».



Анализируют, делают выводы.











Самооценка учащихся
3

7.
Рефлексия.

Предлагает выполнить «отделку ткани», наклеив на х/б ткань белого цвета картинки (цветы):
- красный цветок (мне было интересно, я узнала много нового);
- синий цветок (полученные знания я использую при выполнении проекта);
- желтый цветок (все, о чем узнала на уроке, я расскажу маме)
Наклеивают цветы на ткань.

2

8.
Домашнее задание.

Предлагает взять листочки-визитки с домашним заданием, которые приготовлены для каждого ученика и разложены на ученических столах. Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания разного уровня сложности (по выбору).
Составить коллекцию тканей из х/б и льняных волокон.
Найти интересную информацию про ткани, используя Интернет и дополнительную литературу.
Узнать в магазине «Ткани» названия всех хлопчатобумажных тканей и записать в тетрадь.





Анализируют уровень сложности задания и выбирают для себя одно.
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Методическое пособие «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс. [О.А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркутская] М: Издательский центр «Дрофа», 2015 г.
Программа «Технология. Обслуживающий труд» 5-8 классы. М: Издательский центр «Дрофа», 2015 г.
Тетрадь для творческих работ «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс. [О.А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркутская] М: Издательский центр «Дрофа», 2015 г.
Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [О.А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркутская]; под ред.О.А. Кожиной. М.:Дрофа, 2015 г.




видеоряд/МИ-МИ-Мишки на необитаемом острове.aviРисунок 4F:\ИКТО 2016\видеоряд\2. цель урока.avi
·Рисунок 3Рисунок 3 Заголовок 215