План-конспект урока технологии на тему Натуральные волокна растительного происхождения (5 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА
Раздел: Элементы материаловедения
Тема: Натуральные волокна растительного происхождения.
Класс: 5
Тип урока: комбинированный (урок изучения новых знаний + практическая работа).
Цели урока:
Дидактические:
Учащиеся должны знать:
-принцип изготовления пряжи, нитей, ткани;
-классификацию текстильных волокон;
-свойства тканей из натуральных растительных волокон;
-свойства нитей основы и утка;
-способы получения ткани;
-структуру полотняного переплетения;
Учащиеся должны уметь:
-определять направление долевой нити в ткани;
-определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
-различать натуральные волокна растительного происхождения.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки аккуратности, самостоятельность.
Развивающие: пространственное представление; зрительную память.
Методы обучения:
1)объяснение с элементами беседы;
2)демонстрация наглядных пособий, демонстрация трудовых приемов;
3)устное инструктирование;
4)самостоятельная работа учащихся.
Материально-техническое оснащение (МТО) урока:
Коллекция «Волокна растительного происхождения», таблица «Классификация волокон», лупа, пинцет, огнеупорная чашка, учебник, рабочая тетрадь, образцы ткани.Объект труда: Образцы ткани, образец полотняного переплетения.
Межпредметные связи: химия, русский язык, история.
План урока
Этап урока, время Содержание этапа Методы Формы организации деятельности учащихся
Организационный момент.
2 минуты Организационный ввод учащихся в кабинет; приветствие учащихся; проверка готовности к уроку; назначение дежурных; отметка отсутствующих; сообщение темы, целей урока. беседа Актуализация знаний.
3 минуты Проводится актуализация знаний учащихся на основе жизненного опыта. беседа Изучение нового материала.
18 минут Объяснение учебного материала сопровождается показом наглядных пособий, образцов ткани, таблиц. Объяснение с элементами беседы, демонстрация фронтальная
Физкульт-минутка.
2 минуты Проводятся упражнения на различные группы мышц. фронтальная
Закрепление изученного материала.
5 минут Опрос по изученному материалу. Устный фронтальный опрос фронтальная
Практическая работа № 1
10 минут Объяснение, устное инструктирование групповая
Изучение нового материала.
20 минут Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Давайте вспомним все, что вы знаете о тканях, когда в своей жизни вы с ней встречались, как используете, что интересного слышали и знаете?
3.Изучение нового материала.
-что изучает швейное материаловедение
-что такое волокно (определение записать)
-классификация текстильных волокон (показ таблицы, которая заносится на листе в тетради с учетом последующей записи других волокон в следующих классах)
-РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр 6 прочитать свойства хлопка
5.Физкультминутка. Проводятся упражнения на различные группы мышц.
6.Закрепление изученного материала.
1.Какие регуляторы имеются у швейной машины?
2.Как осуществлять натяжение верхней и нижней ниток?
7.Практическая работа.
Вводный инструктаж.
Откройте учебник на странице 24. Сейчас вы будете выполнять практическую работу №3 – регулировать качество машинной строчки. Для этого вы должны внимательно причитать последовательность выполнения практической работы. Не забывайте соблюдать правила техники безопасности при работе на швейной машине.
Текущий инструктаж.
Учитель проводит текущий обход с целью корректировки, исправления ошибок, недочетов. Фиксирует данные.
Заключительный инструктаж.
Учитель делает вывод по практической работе, указывает на ошибки.
8.Изучение нового материала.
На втором уроке мы познакомимся с устройством машинной иглы, научимся подбирать машинные иглы и нитки в зависимости от вида ткани, устанавливать машинную иглу, чистить и смазывать швейную машину.
Машинная игла, как и ручная, служит для образования стежка. Она представляет собой прямой стальной стержень неодинаковой толщины, заостренный на тонком конце. Посмотрите на плакат и на рисунок 14 на 25 странице в учебнике. Утолщенная часть иглы называется колбой, она предназначена для закрепления иглы в муфте игловодителя машины. На выпуклой стороне колбы указывают номер машинной иглы. Ниже колбы располагается стержень с острием на конце. Чуть ниеж острия находится ушко иглы. Стержень имеет два желобка – длинный и коротки. В длинном желобке помещается нитка во время прокола материала и обратного хода иглы. Этот желобок защищает нитку от перетирания. В короткий желобок нитка помещается только в начале прокола материала. Верхнюю нитку вдевают в ушко иглы со стороны длинного желобка.
Сейчас вы самостоятельно выпишите в тетрадь названия всех частей машинной иглы с ее зарисовкой, используя рисунок в учебнике.
Далее мы научимся подбирать номер машинной иглы и швейных ниток в зависимости от вида ткани.
Качество машинной строчки во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток. В зависимости от диаметра (толщины) стержня машинные иглы выпускают от № 60 до № 210. Чем толще стержень, тем больше номер, а с нитками наоборот: чем тоньше нить, тем выше номер. Нитки выпускают от № 10 до № 80. Также они могут быть разными по составу (например х/б, шелковые). Иглу, ее номер, выбирают в соответствии с толщиной и плотностью ткани. Рассмотрим таблицу 4 на странице 27. В ней приведены виды материалов, номер иглы и номер ниток для конкретного вида материала.
(Учащиеся совместно с учителем изучают варианты подбора номера машинной иглы по таблице).
При выполнении машинных работ необходимо соблюдать еще одно правило: верхняя и нижняя нитки должны быть с одной катушки или на шпульке нитки могут быть на номер выше (тоньше).
Итак, записываем. Машинные иглы выпускают от № 60 до № 210. Чем толще стержень, тем больше номер. Нитки выпускают от № 10 до № 80, чем тоньше нить, тем выше номер. Иглу, ее номер, выбирают в соответствии с толщиной и плотностью ткани.
Одно из важных условий хорошей работы – правильная установка иглы. Последовательность установки иглы в швейную машину рассмотрим по таблице 5 учебника на странице28.
(Учащиеся совместно с учителем изучают последовательность установки иглы в швейную машину по таблице).
Неполадки в работе швейной машины могут также быть связаны и с машинной иглой. Неполадки в работе швейной машины рассмотрим по таблице 6 учебника на странице 29.
(Учащиеся совместно с учителем изучают по таблице неполадки в работе швейной машины).
При умелом и правильном использовании швейная машина может служить долго. Поэтому нужно всегда следить за ее чистотой и регулярной смазкой. Нельзя смазывать швейную машину растительными и животными маслами, потому что со временем они затвердевают и машина выходит из строя. Чтобы этого не случилось, следует приобрести специальные масла для швейных машин. Смазывать надо все места, где происходит трение металла: это облегчит вращение деталей, уменьшит их износ и шум машины.
Перед смазкой машины с нее снимают катушку с нитками, вынимают шпульный колпачок со шпулькой и очищают машины от пыли специальной щеткой. Посмотрите рисунки 15-17 на странице 31 учебника. Затем снимают верхнюю крышку с рукава, предварительно освободив винты. Для удобства машинное масло наливают в масленку, закапывают по 2-3 капли во все отверстия, указанные на рисунке 18 на странице 32 учебника.
При ежедневной работе машину рекомендуют смазывать один раз в неделю, а чистить каждый раз по окончании работы. Правильный уход продлит срок службы швейной машины и облегчит ее использование.
9.Практическая работа.
Вводный инструктаж.
Выполнить практическую работу №4 на странице 30 и практическую работу № 5 на странице 33. Для этого вы должны внимательно причитать последовательность выполнения практических работ. Не забывайте соблюдать правила техники безопасности при работе на швейной машине.
Текущий инструктаж.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и разъяснение возможных затруднений.
Третий обход: проверить, все ли справились с работой.
Заключительный инструктаж.
Подведение итогов занятия:
-все ли запланированное успели;
-какие типичные ошибки были допущены;
-выставление оценок.
10.Выдача домашнего задания.
§ 5,6,7. Ответить на вопросы к параграфам.
11.Уборка рабочих мест и помещения.