Выступление на РМО Деятельностный подход в обучении биологии


Районное методическое объединение учителей биологии



Выступление на тему:
«Деятельностный
подход
в обучении биологии»









Подготовила учитель биологии
МКОУ Зайцевская СОШ
Невдашева Елена Александровна




Май 2015

«Деятельностный подход в обучении биологии как фактор развития личности школьников»

«Дитя требует деятельности
беспрестанно
И утомляется не деятельностью,
а её однообразием и однородностью»

Современный учебно – воспитательный процесс в школе претерпевает значительные изменения в соответствии с запросами быстро меняющегося мира и общества. Уходит эпоха «образование на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», требующая от человека таких способностей как видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, проявлять творческое начало, быть готовым и способным постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте, находить и применять нужную информацию. Данные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Они называются ключевыми компетентностями.
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал:
«Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром».
Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»?
«Есть только один путь постижения – действовать».
(П. Коэльо)
Таких возможностей в учебно – воспитательном процессе немало. Одной из эффективных технологий личностно ориентированного обучения является деятельностный подход.
Деятельностный подход в обучении – это реализация вывода психологической науки: психика человека неразрывно связана с его деятельностью и его деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Знания не могут быть получены вне деятельности ребенка. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в которых знания могут применяться.
Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у детей умения осуществлять деятельность.
Таким образом,
целью деятельностного подхода в образовании является воспитание личности ребенка как субъекта деятельности.
Основные принципы деятельностного подхода в образовании:
·  Знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность.
·  Критерий знания неотделим от действий. Знать – это всегда выполнять какую – то деятельность или действия, связанные с данными заданиями.
·  Основная педагогическая задача – создание условий, инициирующих деятельность обучающихся.
·  Процесс обучения должен строиться на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях)
Учебная задача: та, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность: управляемый учебный процесс, ориентированный на активную, разнообразную и посильную деятельность каждого ученика, создание ситуации успеха, положительного нравственного выбора, обучение ведению диалога, умению слушать и слышать, высказываться и понимать других.
Задача учителя не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить ученику тот или иной материал, а именно проявить умение в создании такой учебной ситуации, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Процесс обучения – не столько процесс «перекачки знаний», сколько процесс управления состоянием ученика.
«Деятельность первична – знание вторично» - суть деятельностного метода обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.
Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. При составлении плана урока необходимо продумать, какие методы использовать, чтобы отказаться от монолога учителя, информирующей беседы, а отобранное содержание и задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.
Деятельностный метод обучения на уроках биологии я реализую в использовании
·  технологии критического мышления;
·  технологии педагогической мастерской;
·  методов активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии);
·  методов проблемного обучения (беседы, проблемная лекция, семинар);
·  метод взаимообучения (групповое обучение).
(содержание уроков с использованием деятельностного метода обучения представлены на личном сайте).
Главные задачи современного урока – повышение уровня владения устной и письменной речью, развитие коммуникативных умений, расширение ситуативных умений (способности ориентироваться в нестандартной ситуации), развитие рефлексивных качеств (способности к самоанализу и самокоррекции).
Учащийся на уроке не только учится сам – он учит и своих одноклассников.
Роль педагога сводится к роли организатора обстоятельств, принимая активное участие изнутри как равноправного участника диалога: он объясняет, показывает, намекает, подводит к проблеме, создает ситуацию успеха, поощряет, вселяет уверенность, заинтересовывает, формирует мотивы учения, закрепляет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ученика среди товарищей, владеет живым языком речи, эмоционально побуждает, таким образом организует продуктивную деятельность.
Исходя из вышесказанного, открытый урок в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по теме «Зеленая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], или К тайнам заветных трав» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) был основан на использовании технологии критического мышления.
Ход урока выстроен на базовой модели данной технологии, включающей 3 этапа:
1. Вызов:
активизация имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, определение целей учебной деятельности.
Деятельность учителя направлена
·  на мотивацию к познанию,
·  активизацию имеющихся знаний и представлений о предмете изучения,
·  создание эмоционально – положительного настроя школьников к деятельности (удивления, радости, творческого воображения);
Деятельность учащихся направлена
·  на систематизацию информации до её изучения,
·  осознанное вхождение школьников в пространство учебной деятельности,
·  самостоятельное целеполагание. Ученик задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приемы и методы: беседа, нестандартное название темы, яркие высказывания, сравнения, слайды презентации.
2. Осмысление:
контакт учащихся с новой информацией, систематизация сведений в поиске ответов на проблемные вопросы и работе с учебником, заданиями рабочей тетради, соотнесение информации с их собственными знаниями через включение вролевую игру.
Деятельность учителя:
·  направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Деятельность учащихся:
·  активно слушают участников ролевой игры;
·  просматривают видеоролики для нахождения ответов на предложенные вопросы;
·  выполняют задания в тетради, отгадывают загадки из кроссворда.
3. Рефлексия:
выработка отношения к изучаемому, самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Деятельность учителя:
·  учитель возвращает учащихся к первоначальным знаниям и поставленным целям;
·  вносит дополнения;
·  дает творческие задания.
Деятельность учащихся:
·  анализируют собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.
Большую роль в учебном процессе имеет игра как особая форма активности, метод пробуждения интереса к другим видам деятельности.
«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь», - советовал А. С. Макаренко.
Предлагаемый подход успешно использую на уроках биологии, используя ролевую игру, сюжетную игру. На открытом уроке в процессе осмысления нового знания в структуру игры было включено следующее: роли, взятые на себя играющими; игровые действия, как средство реализации; игровое употребление предметов; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. Ролевая игра привлекательна для ребят, дает более широкие возможности для ознакомления с дополнительным материалом, способствует проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей школьников. Подбирая материал для ролевых и сюжетных игр, стараюсь, чтобы информация была емкой, интересной, необычной. Ребята также участвуют в подготовке материала, выполняют рисунки, импровизируют, «вживаются» в свою роль. Каждый ребенок хочет показать значимость информации, проявить себя по – взрослому, что значительно повышает самооценку и уважение в коллективе.
Бесспорно, это мощный стимул в формировании личности ребенка, его опыта творческой деятельности как важного компонента содержания биологического образования.
Л. В.Выготский отмечал особенность игры и считал, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка,«вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было». К тому же такая дополнительная приправа к обычному уроку не позволяет развиться утомлению, помогает преодолеть однотипность и пресность уроков. Однообразие и скука – враги творчества! Эту педагогическую истину подтверждает мудрая мысль, высказанная писателем Анатолем Франсом:
«Лучше усваиваются те знания,
которые поглощаются с аппетитом»
Можно сделать следующий вывод:
Деятельностный подход позволяет:
·  ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения обучающимися, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
·  создавать условия для развития личности и ее самореализации, компетентности «научить учиться», любить знания и стремиться к ним;
·  способствовать формированию навыков получения необходимой информации, владение информационным пространством;
·  воспитание конкурентноспособной личности (умение самостоятельно работать, организовать свою деятельность, принимать решения, быстро реагировать в нестандартной ситуации, умение публично выступать).


15