Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему Жизнь леса


Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЕСА
Цели урока:
Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов.
Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком
Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным.
Оборудование:
Таблица «Ярусы леса», иллюстрации животных, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки леса», проектные работы детей.
Ход урока
Организационный момент.
   Каждый день — всегда, везде,
   На занятиях, в игре,
  Смело, четко говорим
  И тихонечко сидим.
II. Повторение пройденного материала
Тест по теме: «Земля — кормилица» (почвы)
 1) Характерными почвами нашего края являются....
      а) черноземы;                           б) подзолистые почвы;
      в) тундровые почвы;                г) серые лесные почвы.
             
  2) Черноземные почвы преобладают . . .
      а) в тундре;                        б) в лесной зоне;
      в) в степях;                       г) в пустынях.
3) Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
      а) вода;                               б) воздух;
      в) камни;                             г) соли.
  4) В состав почвы входят.....
      а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
      б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
      в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
  5) Один сантиметр почвы в природе образуется за....
       а) 100-150 лет;                  б) 5-10 лет;
       в) 250-300 лет;                 г) 1-2 года

Прослушивание звуков леса
III. Сообщение темы и целей урока
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
Я думаю, что вы догадались, послушав стихотворение: куда мы отправимся сегодня на уроке?
Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.
IV. Работа над новой темой
Ученые-экологи называют лес природным сообществом. Подумайте, что это означает?
И о том, как такие разные животные и растения могут уживаться в одном лесу нам подробнее расскажут группы, проводившие исследования по этому вопросу.
Выступление первой группы.
Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные. Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной. Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много майских жуков. На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда.
Деревья образуют два яруса? (Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как :дуб, сосна, ель, тополь,
Ниже располагаются теневыносливые деревья яблоня, рябина, черемуха.
Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники.
Кустарники тоже делятся на два яруса. (Кустарники и кустарнички.).
К этому этажу можно отнести такие растения, как лещина, калина, бересклет.
Кустарничковый – ярус кустарников, молодого подроста.
Здесь встречается смородина, шиповник, черника.
На нижних «этажах» леса располагаются мхи и лишайники, травы и грибы,.
По научному лесные «этажи» называют ярусами.
Физкультминутка
Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями.
Мыс вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
После ответа детей показ слайда «Ярусы леса»
Микроитог: Итак, из услышанного мы можем сказать, что растения и животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю. А от чего это зависит? С растениями понятно - теневыносливые ниже, светолюбивые выше, а животные?…
(Это зависит от того, как эти животные приспособились к жизни на своем «этаже»: как они передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов?)
Вторая исследовательская группа расскажет нам о животных.
Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными. Давайте попробуем «Расселить животных леса по их «квартирам».
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.
В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.
Пищевые цепи в лесу переплетены в сложную пищевую сеть.
Среди млекопитающих пищевую цепь составляют растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные, за счет которых существуют хищники: ласка, горностай, куница, лиса, волк.
Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.

Мы с вами говорили о растениях, о животных, а грибы? Они же не относятся к этим группам..
Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса? Нужны ли грибы лесу?
Как связаны деревья и грибы? Какой гриб считается лучшим помощником растений? (Мухомор.) Для чего еще нужны грибы лесу?
В одном из степных районов сажали лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего – то им не хватало. И учёные заметили: нет ни одного гриба в молодом лесу! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.
Выступления детей подготовивших сообщения о растениях, животных и грибах Кабардино-Балкарии.
Действительно, все что мы видим вокруг находится в очень хрупком равновесии.

Сообщение о Лесной подстилке
Животные помогают друг другу, а человек как оказывает влияние на лес или лес влияет на человека?
Послушаем, что приготовила нам третья группа.
Мы хотим напомнить всем правила поведения в лесу.

Дикарь в лесу
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину - сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех - сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
(Т.Ладонников)
Как вести себя в лесу.
Не разводи в лесу костер без надобности, а если развел, то обязательно затуши. Не оставляй в лесу мусор.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.Не рви на лугу, в лесу цветов.Не подходи близко к гнёздам птиц.Не сбивай грибы, даже несъедобные.Не лови бабочек, шмелей и других насекомых. Не разоряй муравейники.Береги лягушек, жаб, головастиков. Не убивай змей даже ядовитых. Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не шуми в лесу, не пугай лесных обитателей.
В заключении хочу сказать, чтобы сохранить природу, жить с ней в согласии мы должны научиться понимать ее, бережно относиться к ней с самого детства.
- В следующих стихотворениях, услышите советы для сохранения леса. (Рассказывают подготовленные ученики.)
1. Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
3. Не руби березы белой,
Не губи красы лесной,
Не губи из зла не делай,
А особенно весной.
4. На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Доставляют нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
И безумно, безжалостно рвали.
5. Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
6. Мы любили лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всего ее беречь!
- А теперь пожелаем лесу:
Будь здоров, зеленый лес,
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради,
Ты нам дал зеленый лес.
Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров, зеленый лес.
До свиданья, лес!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобой будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес.
V. Подведение итогов урока и выставление отметок.
Почему лес называют природным сообществом?
(Прочитайте вывод на странице 169.)
Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.
VI Домашнее задание
Стр. 164-169, прочитать, ответить на вопросы.