Урок русского языка «Словосочетание и предложение» 3 класс

КГУ «Береговая средняя школа»
Учитель начальных классов
Громада Л.П.

Русский язык.

Тема: Словосочетание и предложение
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по заданной теме.
Задачи урока: 1. Развивать умение конструировать предложения, находить главные
и второстепенные члены предложения.
2. Повторить знания о связи слов в предложении, тексте.
3. Развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания),
работать с текстом.
4. Воспитывать чувство прекрасного.

Ход урока:

I Организационный момент: Слайд 1
- Какой сегодня прекрасный день. Мы сегодня вместе!
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Мы спокойны и внимательны.
Откройте тетради и запишите число, классная работа. Слайд 2
-Запись числа, классной работы.
II Минутка чистописания:
Урок я хочу начать с загадки
Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнет, В лесу подснежник Расцветет.
(Весна)
- Сейчас мы с вами проведём «Конкурс почерков». На листочках бумаги нужно красиво написать по образцу учителя следующее:
В в
Весна
Ученики пишут, затем сдают свои работы жюри. Выставляют оценки.
III Работа по теме урока:
Учитель: Сегодня мы не просто закрепим знания по теме» «Словосочетание и предложение, а будем путешествовать по островам Предложений и Словосочетаний.. Путешественники всегда стараются запомнить всё, что они увидели и услышали в дальних странствиях. Нужно проверить, хороша ли ваша память. Для этого проведём игру-соревнование, которая называется «Кто больше запомнит?»
Диктант-цепочка.
Учитель диктует по три слова, дети стараются запомнить и написать. Победит тот, кто правильно запишет все 12 слов.
Затем дети проверяют свои работы. Сомопроверка. Выставление оценок на полях.
На доске: Слайд 2(щ.)
Зима, осина, берёза, беседка, воробей, вечер, декабрь, мороз, коньки, одежда, пальто, улица.
Учитель: Молодцы! Память у вас хорошая! Теперь выберем вид транспорта, на котором мы будем путешествовать. Послушайте загадку
Ему мотор совсем не нужен,
Только б были паруса,
И он рванется тут же,
Будто голубь в небеса. (корабль)
Дети: На корабле. Слайд 3
Учитель: Чтобы получить корабль, мы должны ответить на несколько вопросов.
- Что такое предложение? (Предложение- это несколько слов, связанных между собой по смыслу.)
- Какие знаки препинаний ставятся в конце предложений? (Точка. Вопросительный знак. Восклицательный знак.)
- Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные.)
- Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое.)
- Что такое словосочетание? (Это два слова, связанные по смыслу и грамматически.)
- Чем отличается предложение от словосочетания? (Предложение имеет законченную мысль, а словосочетание нет.)

- Молодцы! Вы справились с заданием. Теперь у нас есть корабль, на котором мы можем отправиться в путешествие. Но нам нужны билеты. Чтобы получить билеты, надо выполнить следующее задание.
Слайд 4
- Выпишите сначала предложения, а затем словосочетания.
Высоко в небе летят журавли.
Пушистый кролик.
Я читаю.
В вишнёвом переулке.
Утром по земле стелется туман.
(1, 3, 5 – предложения; 2, 4 – словосочетания)
После выполненного задания, ученики получают билеты на корабль и отправляются в путь.
Но перед дорогой сделаем зарядку для глаз
Физминутка. Слайд 5
Слайд 6
Учитель: Первый остров, к которому мы причалим, называется «Предложение».
Чтобы посетить этот остров, нам надо выполнить задание.
Запишите предложения. Слайд 7
Высоко на старой берёзе сидел любопытный скворец. Он с интересом наблюдал за детьми под деревом.
- Как вы думаете, чем могли заниматься дети? (Ответы детей)
- Давайте составим ещё одно предложение, чтобы получился текст.
Слайд 7(щ) Ребята делали маленькие домики для птиц.

Разбор предложений по членам предложения.(Два первых предложения с комментированием, а третье – самостоятельно с последующей взаимопроверкой)
Слайд 8
Учитель: Следующий остров, к которому мы причалим называется «Словосочетание». Чтобы сойти на этот остров, нам приготовили испытание.
Спишите предложение, выпишите из него словосочетания. Слайд 9
С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. (Работа в парах)
Слайд 9(щ)
Одинокие снежинки.
Падали с неба
С пасмурного неба.
Изредка падали. (Ставите оценку на полях)
Слайд 10
Учитель: Подходит к концу наше путешествие. На нашем пути последний остров, который мы посетим. Это остров «Текст». Сейчас мы с вами поиграем. Игра проводится по вариантам.
Для игры готовятся два варианта карточек с пропущенными словами. Сидящие на первых партах получают карточки с текстом, вставляют пропущенное слово в первое предложение и передают карточку сидящему сзади. Побеждает вариант, который правильно и раньше других выполнит задание.
Дует холодный северныйБелыепадают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистаяПод сосной спрятался в сугробе трусливый..Его ищет по всему лесу хитрая..Ночью раздаётся протяжный волчий.Наступила настоящая..

Начинает пригревать землю весеннееДаже в садах и в парках быстро тает.На проталинах зазеленела первая..На деревьях начинают набухать..Звонко чирикают неугомонныеРазбрызгивая лужи, мчатся.Наконец и в город пришла долгожданная ..

IV Рефлексия Слайд 11
Поднимите кружок: зеленый – мне все понятно, работал хорошо;
Желтый – мог бы работать лучше, кое-что не понимаю.
Красный – Мне трудно, нужна помощь.
В выполнении каких заданий испытывали затруднения?
VДомашнее задание: (дифференцированное) с 109. упр. 253 (для тех кто испытывает затруднения в словосочетаниях), с.109, упр. 254(для тех кто затрудняется определять главные члены предложения) и творческое – составить 5 словосочетаний определить главное и зависимое слова. Слайд 12
VI Итог урока. Слайд 13
Всегда оставайся удачливым, смелым, Пусть только попутные веют ветра!
Но главное – чтобы
Ты в жизни ни делал,
Пусть все это будет во имя добра!

15