Урок русского языка по теме Слово. Словосочетание. Предложение.


Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Слово. Словосочетание. Предложение»
Чистякова Светлана Ивановна-
учитель начальных классов МОБУ
СОШ №11 города Лабинска
Краснодарского края
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
Задачи урока:
1) анализировать признаки слова, словосочетания и предложения;
учить разграничивать слово, словосочетания и предложения
2) формировать навыки взаимопомощи, сотрудничества.
3) развивать умение самостоятельности в мышлении и учебной деятельности

Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Ивановна. Сегодня я проведу в вашем классе урок русского языка. Надеюсь, что этот урок принесёт вам позитивное настроение и определённые знания. Желаю вам удачи!
- Покажите, пожалуйста, с помощью карточек – смайликов своё настроение перед уроком.
( Разбор, если это необходимо)
- Итак, начинаем! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи!
- Сегодня вы будете работать в группах. Существуют правила работы в группе:
Памятка:
Экономно расходовать время
Самостоятельно распределить роли при подготовке к отчёту о работе группы
Оборачиваться к тому человеку, который говорит
Дослушивать, того кто к тебе обратился
Адресовать вопросы по имени
Думать коллективно, работать оперативно, спорить доказательно – для всех обязательно
2. Закрепление пройденного материала
- Ребята, тему сегодняшнего урока вы самостоятельно определите немного позднее.
А сейчас повторим изученный на прошлом уроке материал:
Выдаются задания группам. Напоминание о работе в группе и распределение дел.
1 задание (для 1 группы):
- Выписать словосочетания:
Улица, спелая рожь, боец, беседа, высокий тополь, наточить карандаш, резкий, желтеет на верху.- Что выписали? Что не выписали? Почему? (Одиночные слова не являются словосочетаниями)
1 задание (для 2 группы):
- Выписать словосочетания:
Лепит пластилином, читали и играли, синеет небосклон, карандаш и краски, капустный салат, у высокого забора, светит, но не греет.
- Что выписали? Что не выписали? Почему? (Данные слова являются однородными членами предложения)
1 задание (для 3 группы):
- Выписать словосочетания:
Дождевое облако, солнце светит, улетают на юг, буря выла, сидел с малышом, ты рисуешь, местный житель, раздавался запах.
- Что выписали? Что не выписали? Почему? ( Данные слова являются грамматической основой)
1 задание (для 4 группы):
- Выписать словосочетания:
Сильный смерч, утёр нос, сломя голову, радует грибами, сидел у моря, сесть в калошу, сверкая пятками, ухватился за ручку.
- Что выписали? Что не выписали? Почему? (Фразеологизмы)
- Подведём небольшой итог закрепления пройденного материала:
- Какие сочетания слов не могут являться словосочетаниями? (грамматическая основа, однородные члены предложения, фразеологизмы)
3. Работа над новым материалом:
- Перед вами карточки.
- Что на них изображено? ( Столы)
- Что такое «стол» с точки зрения единицы языка? (слово)
На доске: СЛОВО.
- Возьмите карточки с заданием №2. Выполните его.
Выдаются задания группам. Напоминание о работе в группе и распределение дел.
2 задание (для 1 группы):
- Составить и записать несколько сочетаний слов со словом «стол» по размеру
2 задание (для 2 группы):
- Составить и записать несколько сочетаний слов со словом «стол» по форме
2 задание (для 3 группы):
- Составить и записать несколько сочетаний слов со словом «стол» по материалу
2 задание (для 4 группы):
- Составить и записать несколько сочетаний слов со словом «стол» по назначению
- Выступление групп.
- Как можно назвать данные сочетания слов, которые вы выписали в группах?
На доске: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
- Следующее задание для групп.
- Составить из данных словосочетаний фразы.
- Что вы составили? Предложения.
На доске: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
- Итак, кто может сформулировать тему нашего урока? («Слово. Словосочетание. Предложение»)- Чем же мы будем заниматься на уроке? (рассматривать отличительные особенности данных понятий)
- Для этого нам надо знать:
- Что такое «слово»? (часть речи, единица языка, служащая для названия отдельного понятия)
- Что такое «словосочетание»? ( два слова, взаимосвязанных между собой)
- Что такое предложение? (группа слов, выражающих законченную мысль)
- Понаблюдаем вместе за изменением этих понятий.
На доске: ДОЖДЬ
- Что это? (слово, т. е. единица языка)
- Как определили? (называет предмет: что? дождь)
- Составим с этим словом словосочетание
На доске: СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ
- Что это? (словосочетание)
- Как определили? (состоит из двух слов, одно из которых главное, а другое зависимое; можно задать вопрос – дождь какой? сильный)
- Чем отличается слово от словосочетания? (уточняет, конкретизирует данный предмет)
- Далее составим предложение
На доске: Всю ночь по крыше стучал стильный дождь.
- Что это? (предложение)
- Как определили? (имеет законченную мысль)
- Чем отличается от словосочетания? (есть грамматическая основа, выражает законченную мысль и имеет интонацию)
4. Физминутка5. Закрепление пройденного материала урока:
1) Задание «Ручеёк»
- Каждый из группы выполняет задание на общем листке
Взаимопроверка групп (обмениваются работами и совместно проверяют работу соседней группы)
Подводят итог: (правильно, неправильно и сколько ошибок)
2) Задания по группам:
Выдаются задания группам. Напоминание о работе в группе и распределение дел.
3 задание (для 1 группы):
- Из данных слов составить и записать словосочетания:
к, успех, стремиться удивить, наряд
сестра, по, тосковать подарок, радоваться
к, прислушаться, совет пользоваться, уважение
3 задание (для 2 группы):
- Подобрать к словосочетаниям левого столбика противоположные по смыслу словосочетания из правого столбика
Спустился низко
Бежит справа
Вчера приехал
Сейчас поработаю Стоит слева
Поднялся высоко
Потом отдохну
Сегодня уезжаю
3 задание (для 3 группы):
- Из данных словосочетаний составить и записать предложения:
1) повисла над городом, тёмная туча, низко повисла
2) крыши домов, забарабанил по крышам, частый дождь
3) сразу опустели, городские улицы
3 задание (для 4 группы):
- Из данных пословиц выписать словосочетания с зависимым словом, обозначающим предмет:
1) Летний день, что зимняя неделя
2) В согласном стаде и волк не страшен
3) Крепкую дружбу и топором не разрубишь
4) Не одежда красит человека, а его добрые дела
ИТОГ УРОКА
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
(- Из трёх заданий можете выбрать любое)
1. С данными словами составить различные словосочетания так, чтобы данные слова выступали один раз в роли главного слова, а другой раз – в роли зависимого слова.
Весна, облако, корабль, бабочка, метель, ночь.
2. с данными словосочетаниями составить предложения разные по цели высказывания:
В дремучий осинник, солнечный луч, макушки сосен, звериную тропу, открыть окна, открылось озеро, посеять пшеницу, отражались облака
3. С данными словосочетаниями составить мини-сочинение:
Пошла в лес, жаркий день, синяя тучка, крупный дождь, капли повисли, отражалось солнце, бродили по полянам, от нагретой земли, пахло в воздухе
-Рефлексия. Карточки-смайлики ( - С каким настроением вы уйдёте с урока?)
Спасибо за работу. Удачи!