Урок по анатомии Строение и функции органа слуха (8 класс)


Краткосрочный план открытого урока по зоологии в 8 Б классе
Предмет: Зоология Школа: Д.КонаеваДата: 12 ноября 2015г Имя учителя: Монастырева И.П.
Класс: 8 кл Количество уч-ся:30, отсутствующих: ___ присутствующих: _____
Раздел: Органы чувств - анализаторы
Тема урока: Строение и функции органа слуха
Цели обучения Все учащиеся смогут: рассказать о строении уха, его функциях и нормах гигиены.
Большинство учащихся будут уметь: называть основные части уха и указывать выполняемые ими функции.
Некоторые учащиеся смогут: описывать роль внутреннего уха не только как восприятие слуха, но и действие вестибулярного аппарата.
Языковая цель Учащиеся могут: описывать строение уха: наружного, внутреннего и среднего.
Ключевые слова и фразы: барабанная перепонка, слуховые косточки, евстахиева труба, вестибулярный аппарат, улитка.
Вопросы для обсуждения:
1. Значение слухового анализатора?
2.Строение органа слуха.
3. Функции органа слуха.
4. Строение вестибулярного аппарата.
5. Гигиена слуха.
Можете ли вы сказать, почему…? Почему мы воспринимаем информацию от ее источника?
Подсказки: схемы строения уха.
Предыдущее обучение Учащиеся знают из параграфа «Органы чувств и их значение» об органе слуха – анализаторе, состоящем из рецепторов, нервных путей, мозговых центров. Ранее изучая курс биологии они должны иметь представление о роли слухового анализатора, а так же гигиене слуха.
План
Организационный этап
Этап проверки домашнего задания.
Этап проверки знаний.
Этап усвоения новых знаний.
Этап проверки понимания нового материала.
Этап закрепления нового материала.
Этап информации домашнего задания.
Этап подведения итогов урока (оценивание).
Рефлексия.
Планируе- мые срокиПланируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) Ресурсы
Начало
урока 1.Организационный этап (2 мин). Приветствие. Деление на группы с помощью карточек с изображением анализаторов: глаз, ухо, нос, кожа, язык.
Рассаживание на 5 групп (группы названы выше).
2. Этап проверки домашнего задания (2 мин).
Проводится сбор выполненного домашнего задания, проверяется только его наличие. Оценивание будет после проверки.
3. Этап проверки знаний (10 мин).
Работа по раздаточному материалу. Предлагается индивидуальная работа. Задания карточки.
Максимальное количество баллов - 27 Карточки с изображением анализаторов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
В карточке оценивания работы группы отмечаются ученики выполнившие д/з.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Карточки с заданиями.
Выполнение 10 минут (проверка по ключам ответов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Середина урока 4. Этап усвоения новых знаний (лекция с остановками) (15 мин):
- Орган слуха подразделяется на наружное, среднее и внутреннее ухо.
Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Ушная раковина улавливает звуки. Слуховой проход соединяет наружное ухо со средним ухом.
ОСТАНОВКА. Предлагается собрать из предложенных частей наружное ухо и указать функции. (ОдО Сигналы рукой).
- Среднее ухо отделено от наружного барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их на слуховые косточки. Среднее ухо находится в височной кости, в ней располагаются слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремя – они передают сигнал во внутреннее ухо. Полость среднего уха соединена с носоглоткой слуховой трубой (евстахиевой). Обеспечивает выравнивания давления на барабанную перепонку.
ОСТАНОВКА. Перепутанные цепочки (прием критического мышления). Предлагается расположить в правильной последовательности термины: барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, евстахиева труба, овальное окошко. (ОдО Сигналы рукой).
- Внутреннее ухо – система изогнутых каналов расположенных в височной кости. Внутреннее ухо состоит из слуховой улитки и полукружных каналов, овальных и округлых мешочков – вестибулярного аппарата. Улитка составляет 2,5витка. Одна из стенок улитки состоит из 24 тыс. волоконец разной длины. Каждое из них отвечает за свой звук. На волоконцах располагаются клетки с волосками на верхушке – это рецепторы. К каждому рецептору подходит окончание слухового нерва.
ОСТАНОВКА. Роль полукружных канальцев и улитки расположенных во внутреннем ухе. (ОдО Сигналы рукой).
5. Этап проверки понимания нового материала (3 мин).
Групповая работа. Обобщение в одном предложении (ОдО)
Ученикам предлагается обобщить изученную тему составив рассказ, отвечая на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».
6. Этап закрепления нового материала (5 мин).
На рисунке без обозначения написать все обозначения, которые были названы на уроке и указать путь прохождения звука (работа в группе). Таблица. Строение уха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Из разрезанных частей уха в ходе лекции собирается сначала наружное ухо и указываются его части и функции. Затем среднее и внутреннее.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Предложенные термины расположены беспорядочно, нужно распределить в правильной последовательности: барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, евстахиева труба, овальное окошко.
? Овальное окошко.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Функции вестибулярного аппарата и улитки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Конец урока 7.Домашнее задание параграф 21 стр 69 Гигиена слуха (2 мин).
8.Подведение итогов урока. Оценочные листы (2-3 мин).
9.Рефлексия (2-3 мин). Индекс карточки (техника ОдО).
1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала.
2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала и сформулируйте свои вопросы. ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Индекс карточки.
Дополнительная информация.  Самый высокий звук, который мы в состоянии услышать, имеет 20 000 колебаний в секунду (20 000 Гц), самый низкий – 12 – 24 Гц. У детей верхняя граница слуха достигает 22 000 Гц, у пожилых людей она ниже – около 15 000 Гц.

Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Межпредметные связи.Соблюдение СанПиН.ИКТ компетентность.Связи с ценностями (воспитательный элемент)
Рефлексия
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня изучили?
На что направлено обучение
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?
Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. (Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева). Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли хорошо (с учетом преподавания и учения)?
1:
2:
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?
1:
2:
Что я узнал(а) об учениках в целом или отдельных лицах?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Таблица 1.
Индивидуальная карта оценивания на уроке. Заполняется индивидуально.
Ф.И.______________________________
Выполнение д/з
За выполненное задание (3 балла) Этап проверки знаний. Кол-во набранных баллов за правильные ответы.
(макс.27 баллов) Этап усвоения новых знаний Обобщение в одном предложении
(6 баллов) На рисунке без обозначения написать все обозначения частей уха.
(макс.12 баллов) итого1
(2 балла) 2
(6 баллов 3
(2 балла) Таблица 2.
Оценивание работы групп. Каждое задание оценивается отдельно. Заполняется учителем
Название группы
Сотрудничество в группе (распределе-ние и выполнение обязанностей)
Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать) Раскрытие материала, задания, темы
Умение слушать выступления других групп, задавать вопросы, делать дополнения. Общий балл
Слух Зрение Обоняние Осязание Вкус Таблица 3.
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе. Заполняется лидером группы.
Ф.И. ученика Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности Предлагает идеи Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) Помогает участникам группы Внимательно слушает и задает вопросы Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании Общий балл
1 2 3 4 5 6 Приложение 3.
Ф.И._________________________________
Карточка – задание, проверка знаний.
Укажите все обозначения строения глаза (11 баллов).

Таблица на соответствие (6 баллов).
Структуры глаза Колбочки А. Воспринимают сумеречное зрение
Палочки Б. Место выхода нервов и сосудов
Желтое пятно С. Стекловидным телом
Слепое пятно Д. Скопление колбочек
Глазное яблоко заполнено Е. Пропускает световой поток
Зрачок Ж. Воспринимают цветное зрение
Закончите предложения.
Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется ____________________________________.
Глаза от ветра и пыли защищают ____________________________.
Излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через ____________________________.
Глаза находятся в полости костного углубления –_____________________________.
Передняя прозрачная часть белочной оболочки называется ___.                                                   
Цвет глаз определяется ___________________________________.
Зрительные рецепторы расположены в ____________________________.
За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый ________________________.
Прозрачная желеобразная масса, заполняющая все пространство глаза позади хрусталика, называется ______________________________.
Место на сетчатке, откуда отходит зрительный нерв, называется ________________________.
Для проверки.

Ответы задания 2). 1Ж, 2А, 3Д, 4Б, 5С, 6Е.
Ответы задания 3).
Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется …(анализатором).
Глаза от ветра и пыли защищают … (веки и ресницы).
Излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через … (слезный проток).
Глаза находятся в полости костного углубления –... (глазнице).
Передняя прозрачная часть белочной оболочки называется … (роговицей).                                                   
Цвет глаз определяется … (радужной оболочкой).
Зрительные рецепторы расположены в … (сетчатке).
За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый … (хрусталик).
Прозрачная желеобразная масса, заполняющая все пространство глаза позади хрусталика, называется … (стекловидным телом).
Место на сетчатке, откуда отходит зрительный нерв, называется … (слепым пятном).

Приложение 4.

Приложение 5.


Приложение 6.
барабанная перепонка,
молоточек,
наковальня,
стремечко,
евстахиева труба,
овальное окошко,
-26098527050900Приложение 7.
Составить рассказ, отвечая на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».
center22987000
Составить рассказ, отвечая на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?».
Приложение 8.


Приложение 9.
left8382000
1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала.
01841500
2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала?
Сформулируйте свои вопросы.