Статья: «Развитие творческих способностей младших школьников средствами театральной деятельности»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1605
г.Москвы

Развитие творческих способностей младших школьников
средствами театральной деятельности
Тарасова Елена Викторовна
учитель начальных классов
2014год
Одной из важнейших задач современной школы является целенаправленное формирование гармоничной личности ребенка. Развитие творческих способностей обучающихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Для того, чтобы учебная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребенка, ее следует специальным образом организовывать.
По данным экспертов в 5-ти летнем возрасте 98% всех детей обладают яркими и сильными творческими способностями; в возрасте 10 лет таких детей уже 30%; в 15 лет - 12%; среди взрослых только 2%. Развитие способностей с возрастом постепенно угасает, слабеет и, чем старше становится человек, тем труднее их развивать. Поэтому важно, чтобы условия, в которых растет ребенок опережали его развитие, были яркими и эмоционально насыщенными.
Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н. Толстой) в душе ребенка. Чему же нужно научить ребенка, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на вопрос:
« Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все чудо. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил. Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться) - так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка. Нужно научить видеть с закрытыми глазами: источник художественного творчества - память. Нужно научить мечтать (фантазия - цемент, скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое).» Детство - особый поэтический творческий мир, когда способности воображения, фантазирования развиты особенно остро. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, литературного творчества. Без этого он засушенный цветок» - писал В.А. Сухомлинский. Эту особенность детского возраста необходимо учитывать, давать выход детской фантазии.
Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество, или драматизация. Наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества. Всякую свою выдумку, впечатления ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.
Театральная игра приобщает детей к духовным ценностям. Она развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процессе этого у детей формируются определенные отношения и моральные оценки, имеющие большую силу влияния на ребенка.Театральная деятельность - важное средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях.Театральная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение малого фольклорного жанра всегда имеет нравственную направленность (воспитывает доброту, дружбу и другие качества). Начинаю приобщать ребят к театральной деятельности уже на занятиях по обучению грамоте. Использую театрализацию при знакомстве с русскими народными сказками. Первоклассники с удовольствием ставят небольшие кукольные спектакли и инсценировки : «Колобок», «Репка», «Лиса и заяц»
3987165468630 Чуть позже мы вместе выбираем сказку для настоящего спектакля. Очень нравится ребятам сказка в стихах С.Маршака «Теремок».-21336061595
23526751636395Участвуют все, несколько составов. Родители с удовольствием помогают в подготовке декораций и костюмов. Обычно спектакли мы показываем ученикам начальной школы, малышам детского сада. Трудно описать радость маленьких артистов. А как счастлива я, наблюдая за горящими глазами моих учеников. Во 2-3 классе мы с детьми очень активно участвуем в проведении театрализованных праздников «Масленица», «Рождество» и т.д.
К 4 классу ребята готовы к постановке более сложных и объемных произведений. Очень порадовало желание ребят инсценировать «Маленького принца» А.Экзюпери. Настолько яркими были впечатления от знакомства с этим произведением на уроках литературного чтения. (УМК «Перспективная начальная школа» -52768561595 Если учитель сможет правильно организовать работу и работу учащихся на уроке и во внеурочной деятельности , если эта работа будет направлена на развитие творческого потенциала ребенка, его чувств и переживаний, то только в этом случае можно говорить об успешности обучения. Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Ребята стали дружнее, внимательнее друг к другу, стали охотнее и свободнее общаться, повысилась мотивация к обучению.
Список используемой литературы:
Е. Дунаева. Развитие творческой деятельности учащихся. «Учитель Башкортостана» №4, 2006.
Л.В. Занков. Избранные труды «Литературное творчество» Москва Педагогика. 1990.
.3Л.С. Выготский. Литературное творчество в школьном возрасте
4.Д. Родари «Грамматика фантазии», 1978 г.Е. Д. Селиванова «Театрально – литературные композиции в школе» Москва, «Просвещение», 1982 г.
     5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
6. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
7.  А.И. Буренина. От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. СПб., 1995.