Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Лексическое значение имени существительного, синонимы, антонимы.


Русский язык. Программа «Школа 2100»
Урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности)
Тема:. Лексическое значение имени существительного, синонимы, антонимы.
Цель: - обобщить знания по лексикологии: значение слова, многозначные и однозначные слова, слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы
– Развивать умения анализировать словарные статьи из разных словарей: толкового, синонимов, антонимов; определять наличие нескольких значений по специальным пометам в словарях.
– Уметь использовать в речи слова в соответствии с их значением и выразительными возможностями.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний + мотивация.
4 5 1. 3. 
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Языковая разминка.
отгадать зазадки:
Остёр, как бритва. Сладок, как мёд. И друга отыщет, И врага обретёт.  (Если б не было его, не сказал бы ничего) язык
Крыльев нет, А быстро летаю, Сам меня выпустишь — Да потом не изловишь. слово
Заключенный в слове смысл. Лексическое значение
По улице не ходит, в окно не глядит,
никого не спрашивает, но всё знает.
Кто его открывает, тот всё понимает.
Русской речи государь По прозванию Словарь
Как называются слова, близкие по значению? Синонимы
Как называются слова, противоположные по значению? антонимы
Что объединяет записанные слова? (принадлежат одной части речи – имя существительное, теме раздела)
Мы записали ключевые слова нашего урока. Попробуйте определить тему нашего урока. В тетради запишем: Слова и их значения.
2. 3. 4
Работа в группах по определению целей урока
Что вы знаете и умеете по данной теме
А что вы бы хотели узнать и чему научиться сегодня на уроке? Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы.
1 3 3
Из чего состоит речь? А из чего состоят предложения? Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав, то есть ЛЕКСИКУ. Как называется раздел языкознания, который изучает словарный состав языка? ЛЕКСИКОЛОГИЯ
- Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Ребята, а что нужно делать, чтобы обогатить свою речь?
- Читает ли кто-нибудь из вас словари? Какие? Почему?
- Полезное ли это дело – чтение словарей?
Работа с учебником
Давайте узнаем мнение одного французского поэта.
– Прочитайте текст в упр. 109.О чем текст? ( о чтении словарей)
– Какие вы знаете словари?
– Что можно узнать из словарей? (Предположения детей.) Проверим ваши предположения в конце урока.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений.
IV. включение изученного в систему знаний
V.Рефлексия
Домашнее задание 4 5 6 1 3
1. Работа по учебнику.
Упр. 109.
Ученики продолжают работу по заданиям после текста упражнения.
– Найдите предложения, соответствующие схемам. Спишите предложение в тетрадь?
– Прочитайте 2-й абзац. О чём говорят знаки в конце предложений?
– Как называются такие предложения?
Какова главная мысль этого текста? Как выражена эта мысль: прямо или читается между строк?
Главная мысль сформулирована в тексте: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. Запишем эту мысль в тетрадь.
Какое новое слово встретили в тексте? лексикография
Можно ли определить значение этого слова по тексту?
В тексте есть слово со звёздочкой. Что это значит? (определить лексическое значение слова с помощью толкового словаря).
Найдите значение слова в толковом словаре. Какое однокоренное слово еще вы встретили в этом упр.? Что же мы узнаем из толкового словаря?
2. Работа с толковым словарём.
а) Упр. 110 – работа со словарной статьёй из толкового словаря, развитие умений определять значения многозначного слова с опорой на словную статью.
- прочитать словарную статью
- прочитать предложения из упр.
- определить значение слова в каждом предл.
- составить и записать свои предл. (Когда мы приехали в лес, началась гроза.
Мой сосед Саша - гроза всех хулиганов.)
-Сколько значений у слова «гроза»? Как они называются? Какое значение прямое? (первоначальное, исходное) Какое значение переносное? (образованное на значении прямого. Перенос наименований происходит на основе сходства предметов в чём-либо). Как определить в словаре, какое значение переносное? (со значением слова указано перен.)
На стр. 153 найдите слово с перен. Значением.
б)
- Как бы вы назвали слова, с которыми сейчас работали? (многозначные)
- как назвать слово, у которого только одно значение?
- с каким словарем сейчас работали? Что можно узнать из толкового словаря?
3. Работа со словарём синонимов.
– Что такое синонимы?
– Приведите примеры синонимов.
а) Упр. 112 – развивается умение «вычитывать» информацию из словарной статьи и сравнивать статьи из разных словарей: толкового и синонимов.
Выполняется устно.
Синонимы в речи используются: для более точного выражения мысли, для выражения эмоциональной окраски, как средство преодоления неоправданного повтора одного и того же слова.
б) Упр. 113 – развивается умение находить синонимы в тексте.
Автор передаёт гнев отца, используя синонимы: гроза, непогода, вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун. Эти слова употребляются в переносном значении. Короткие восклицательные предложения делают текст эмоциональным, выразительным.
В языке родном, богатомМного сходных слов, ребята.Как врача назвать иначе? (Доктор, лекарь, эскулап.)
Надеюсь, вы, друзья, готовыОтель назвать мне русским словом? (Гостиница.)Ясен здесь ответ любому:Пища, только по-другому.Не составит вам трудаОтгадать, что то - …(Еда.)
Здесь придётся подумать немногоИ назвать по-другому дорогу.Про шоссе и тропинку забудь!Слово очень обычное - …(Путь.)
5. Работа со словарём антонимов.
Упр. 114 – развивается умение анализировать словарную статью из словаря антонимов и сравнивать её построение со словарными статьями из других словарей.
Выполняется устно.
Антонимы в речи используются для контрастных образов, резкого противопоставления явлений.
А сейчас я предлагаю обобщить всё, о чём мы говорили на уроке, и поработать в группах. Каждая группа имеет чистый лист, карточки с основными понятиями нашего урока и карточки с объяснением этих понятий. Необходимо разместить весь этот материал на больших листах.
1 гр. – Словари
2 гр. – лексика, лексикология, лексикография
гр. – синонимы
4 гр. – антонимы
5 гр. – многозначные, однозначные слова
6 гр. – слова с переносным и прямым значением
Обменяйтесь листами, 1и 2, 3 и 4, 5 и 6. Прочитайте работу своих товарищей. Допишите, если считаете нужным. Представьте работу всему классу.
Презентация работ.
4 4
– Вспомните ваши предположения в начале урока о том, что можно узнать с помощью словарей. Что ещё нового вы узнали? Какие умения развивали?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Задания для контроля:
Какой словарь может рассказать о себе так?
"Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи, но эти слова противоположны по значению". 
"Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной". 
Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов.
Запишите антонимы к словам: зло, вражда, ссора (худой мир, лучше доброй ссоры), ложь, грусть.
Ответы: добро, дружба, мир, правда, радость
Запишите антонимы к словам: отец, приказ, турист, родина, тревога
Ответы: папа, распоряжение (команда, повеление, указание), путешественник, отечество, беспокойство.
Из какого словаря данная статья: «БЕРЕЖЛИВОСТЬ — РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ. Бережливость русских путешественники хвалят; по их словам, расточительность была неизвестна нашим предкам. Чернышевский, Собрание писем царя Алексея Михайловича»
Любезность - вежливость, галантность, приветливость, предупредительность, тактичность, обходительность, учтивость, деликатность
Д/з Стр. 104 упр.111
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в группе.