Урок русского языка в 6 классе Переходные и непереходные глаголы


Краткосрочное планирование по русскому языку в 6-ом классе
учителя русского языка и литературы школы-лицея № 23 Киревиной Л.Ф.
Предмет: русский язык Класс: 6 «В» 17.04.15г
Тема занятия: Переходные и непереходные глаголы.
Источники: Сабитова З.К.,Павленко В.К. Русский язык. Учебник 6 кл.общеобразоват.школ.-Алматы: «Атамура»,2011г., календарные планы, интернет -ресурсы
Цели: Дать понятие о критериях переходности и непереходности глаголов.
Научить различать переходные и непереходные глаголы.
Научить использовать переходные и непереходные глаголы в устной и письменной речи.
Результаты обучения: Знают критерии переходности глагола.
     Умеют различать переходные и непереходные глаголы.
     Умеют самостоятельно находить переходные и непереходные глаголы.
     Умеют правильно употреблять переходные и непереходные глаголы в     устной и письменной речи
Ключевые идеи: Переходные( с сущ.в В.п). Возвртаные глаголы всегда непереходные!
Основные ресурсы Учебник,тетради,мультимедийная доска,компьютер, презентация, карточки, раздаточный материал на группы, стикеры
Время Стратегии и приемы Ресурсы Сдержание урока
Деятельность учителя: что я буду делать? Деятельность учащихся
5 мин Деление на группы
Игра –муз.разминка,способствующая сплоченности группы
На столах номера от 1до 4
Слайд 1 Орг.момент. .Деление на группы «Числа» от 1до 4
1.Приветствие . Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один
Сможем ты и я!
3.Разминка «Грузинский хор» В зависимости от цифры 1-4,рассаживаются по группам.( 4 группы по 8 человек) Выбирают лидера группы.
У каждой группы будет свое слово. 1-я группа: О сервер пупа, пупа, пупа... 2-я группа: Дзюмбо квелико митолико микадзе... 3-я группа: Пи-пи плясипупа... 4-я группа: Ква-ква, ква-кварадзе...
Первая группа начинает хор со своей фразы, повторяя ее непрерывно, не останавливаясь. Как только 1-я фраза прозвучала один-два раза, в хор вступает 2-я партия. Затем присоединяются друг за другом 3-я и 4-я партии.
10 мин Мозговой штурм
КМ
Новые подходы:
Групповая работа,
Формативное оценивание Презентация, слайд 2
Слайд 3 Опрос
-Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему?
-Назовите глаголы особого спряжения?
-Почему их отнесли в разряд особых?
-Назовите особенности предложений с безличными глаголами.
Учитель обращает внимание учащихся на следующие высказывания:
Его нет дома, пошёл гулять собаку.
Няня гуляет ребёнка только по будним дням.
- Возможно ли таким образом построить данные высказывания?
-  Какие слова «режут» слух?
- Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов?
- Как исправить эти ошибки?
В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к  говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы
Тема нашего урока: «Переходные и непереходные глаголы».
Цели урока: на уроке вы должны узнать о критериях переходности  - непереходности глаголов, научиться различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять винительный и родительный падежи; использовать данные знания, умения, навыки в учебной деятельности, в речевой практике, повторить ранее изученный грамматический материал. Отвечают на вопросы.
Учащиеся работают с предложениями устно.
- Таким образом построить данные высказывания нельзя.
- Глаголы «гулять», «гуляет».
- Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже  без предлога.
- Поставить существительное при глаголе в нужном падеже.
Его нет дома, пошёл гулять с собакой.
Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.
10
мин
Презентация, слайды
4-5 Новая тема
Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова 
Строит дом (сущ., В.п)., кладет кирпич (сущ., В.п)., штукатурит стены (сущ., В.п)., белит потолок (сущ., В.п)., клеит обои (сущ., В.п)., настилает линолеум (сущ., В.п)., прибивает плинтус (сущ., В.п).-Что общего во всех этих глаголах?
Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы имеют или могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога. Такие глаголы обозначают действия , переходящие на какой- либо предмет: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм    
Непереходные глаголы не могут иметь при себе имя существительное в винительном падеже без предлога. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать . 
   При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях:
для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба ;при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права Делают вывод о том, что все сущ.при глаголах в В.п. и действие направлено на какой-то предмет.
Делают записи в тетрадях.
Задают вопросы,если что-то непонятно.
5
мин КМ
Исследование
Работа в парах
Диалог ИКТ
(Презентация, слайд 8-11). Запишите слова ОБЛИВАТЬ, СМОТРЕТЬ, СТУЧАТЬ, добавляя к ним суффикс -ся.
Вспомните, как называются глаголы с суффиксом –ся?
В чём особенность возвратных глаголов?
Действие возвращается на предмет, который его производит.
Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?
Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.
Выполнив задание, учащееся приходят к выводу о том, что, когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются возвратные глаголы. Они всегда непереходные! Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.
5
мин Групповая работа.
Индивидуальная работа. Презентация, слайд 12
Распределить глаголы на 2 группы. Образец: озарить(что?) душу(В.п, перех.)
Переходные непереходные
Озарить душу нервничать по пустякам
Околдовать слушателей заразиться гриппом
Не помнить себя(отриц.) подойти к двери
Запросить сто рублей увлекаться спортом
Углубить знания служить Отечеству
Рассказать сказку бороться за мир
Выполняют упражнение. Взаимооценивание.
Ответ представителей групп.
Оценивание жетонами и по критериям.
10
мин Индивидуальная работа Тест Тест по вариантам на закрепление из 5 вопросов. Выполняют, оценивают друг друга 1 правильный ответ-1 балл(всего 5 баллов)
Рефлексия Слайд 13
Рефлексия « Солнышко»
Учащиеся подводят итоги урока, на стикерах пишут продолжение фраз и делают солнышко.
Сегодня я узнал…
Вызвало затруднение…
Особенно понравилось….
Теперь я могу…
Оценивание
Взаимооцениваение.
Фомативное оценивание «Словесная оценка»
Суммативное оценивание Формативное оценивание ,
Поставить себе оценку за урок на плакате.
Домашнее задание
Теоретический материал в учебнике. § 68 с.272, Упр.№ 854
Раздаточный материал к уроку(карточки)
Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова.
Пример: строит дом(сущ., В.п.)
Строит дом, кладет кирпич, штукатурит стены, белит потолок, клеит обои,  настилает линолеум, прибивает плинтус.
Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова.
Пример: строит дом(сущ., В.п.)
Строит дом, кладет кирпич, штукатурит стены, белит потолок, клеит обои,  настилает линолеум, прибивает плинтус.
Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова.
Пример: строит дом(сущ., В.п.)
Строит дом, кладет кирпич, штукатурит стены, белит потолок, клеит обои,  настилает линолеум, прибивает плинтус.
Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова.
Пример: строит дом(сущ., В.п.)
Строит дом, кладет кирпич, штукатурит стены, белит потолок, клеит обои,  настилает линолеум, прибивает плинтус.
Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное слово и указать часть речи и падеж зависимого слова.
Пример: строит дом(сущ., В.п.)
Строит дом, кладет кирпич, штукатурит стены, белит потолок, клеит обои,  настилает линолеум, прибивает плинтус.
Тест по теме «Переходные и непереходные глаголы»
I вариант.
1. Какое утверждение является неверным?
А. Переходные глаголы сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога.
Б. Непереходные глаголы могут употребляться в значении переходных. При этом правильность построения высказывания не нарушается.
В. Дополнение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета.
2. Найди строку, в которой даны только переходные глаголы.
А. Строить, дышать, думать.
Б. Плыть, гулять, бежать.
В. Читать, рассказывать, писать.
3.Найди строку, в которой даны словосочетания с непереходными глаголами.
А. Любить жизнь, прыгать через забор.
Б. Отрезать масла, вычесть пять.
В. Думать о лете, гордиться собой.
4.Найди предложение с переходным глаголом.
А. В тумане он не разглядел маяка.
Б. Мы улыбались и радовались жизни.
В. Я завидовал ему «белой» завистью.
5. Найди предложение, в котором непереходный глагол употребляется в значении переходного.
А. Расхохотаться можно и от неожиданности.
Б. Было до того смешно, что я расхохотался.
В. Представляешь, он сидит каменный, а я его расхохотал.
Тест по теме «Переходные и непереходные глаголы».
II вариант.
1. Какое утверждение является неверным?
А. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога.
Б. Непереходные глаголы не могут употребляться в значении переходных, так как при этом нарушается правильность построения высказывания.
В. Дополнение при переходном глаголе может стоять в дательном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета.
2. Найди строку, в которой даны только переходные глаголы.
А. Бегать, тренироваться, читать.
Б. Видеть, ощущать, чувствовать.
В. Торопиться, увлекаться, возвращаться.
3.Найди строку, в которой даны словосочетания с непереходными глаголами.
А. Путешествовать с другом, плавать под водой.
Б. Читать книгу, прибавить четыре.
В. Гулять с собакой, добавить соли.
4. Найди предложение с переходным глаголом.
А. В кружке мы занимались рукоделием.
Б. Спокойное море не предвещало шторма.
В. Вскоре он увлёкся чтением.
5. Найди предложение, в котором непереходный глагол употребляется в значении переходного.
А. Родители вчера уехали в отпуск.
Б. Поэт не по собственной воле уехал из страны.
В. Его самым грубым образом уехали, пригрозив арестом.